Трамп провоцирует мир на реальную   угрозу ядерной войны в Иране
© whitehouse.gov
Трамп провоцирует мир на войну с Ираном.

Трамп провоцирует мир на реальную угрозу ядерной войны в Иране

На фоне эскалации напряжённости в Персидском заливе набирают обороты развал Совместного всеохватывающего плана действия и разрушение международной системы нераспространения ядерного оружия
23 июля 2019, 06:15
Реклама
Трамп провоцирует мир на реальную   угрозу ядерной войны в Иране
© whitehouse.gov
Трамп провоцирует мир на войну с Ираном.
Читайте нас на: 

Так и не дождавшись от европейцев конкретных шагов по преодолению американских санкций и выполнению  Совместного всеохватывающего плана действия (СВПД),  подписанного в июле 2015 года  Ираном, странами - постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германией,  Тегеран начал поэтапно отказываться от своих обязательств по этой сделке. Её разрушение проходит на фоне продолжающихся провокаций против Ирана, усиления военных приготовлений и нагнетания истерии  со стороны США и их союзников.

Совместный всеохватывающий план действия был подписан в 2015 году.
© wikimedia.org
Совместный всеохватывающий план действия был подписан в 2015 году.

 

Мильон терзаний

На днях  иранские власти  заявили о повышении уровня обогащения урана до 5%. Этого будет достаточно, чтобы обеспечить потребности в ядерном  топливе для  своих электростанций, но всё ещё мало для создания ядерных боеприпасов. Ранее Иран отказался от вывоза излишков низко обогащённого урана и тяжёлой воды сверх установленных СВПД объёмов.   

Однако, если по истечении 60 дней европейская тройка участников СВПД  в составе Великобритании, Франции и Германии так и не осмелится пойти против санкций США, Тегеран, по словам  представителя иранской организации по атомной энергии Бехруза Кавальванди, может сделать следующий шаг по выходу из сделки. Его содержание  пока не разглашается, но не исключено, что страна начнёт  обогащение урана уже до уровня 20%.  И вот тогда, считает бывший посол Китая в Иране  Хуа Лимин,  Тегеран «переступит через ядерный порог, возврата к которому уже не будет», а «мир столкнётся с реальной иранской ядерной угрозой».

Иранская ядерная программа.
© wikimedia.org
Иранская ядерная программа.

И Москва, и Пекин видели и до сих пор видят  в СВПД образец механизма по мирному предотвращению распространения ядерного оружия.  Ликвидация ядерной сделки с Ираном, по их мнению, чревата началом неконтролируемой гонки ядерных вооружений в таком и без того взрывоопасном регионе, как Ближний Восток.

Саудовская Аравия, например, много раз заявляла, что если Иран создаст свою атомную бомбу, она немедленно последует его примеру. Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Фролов считает, что «при таком сценарии для Эр-Рияда принципиально важно добиться, чтобы ответ на возможный ядерный удар по саудовской территории был отражён не обычными, а именно ядерными силами».

Действия иранцев, приступивших к поэтапному отказу от обязательств по СВПД,  сразу же «взбодрили» и европейцев, и американцев, правда, всех по-разному. Первые хорошо понимают, какой бедой грозит для них выход Ирана  из СВПД,  начиная от «маленьких» ядерных войн между странами региона и заканчивая потоками  беженцев в Европу. О неприемлемости частичного отказа Тегерана от ядерной сделки сразу же  заявили представитель кабинета министров ФРГ Штеффен Зайберт, заместитель главы британского МИД Марк Филд. Своё «неудовольствие» поведением Ирана выразили в Париже и Брюсселе.  Правда, никто при этом не признался в том, что сами они практически ничего не сделали, чтобы выполнить свои обязательства перед Ираном по условиям СВПД.  А вот в Белом доме видят в действиях Ирана повод для  усиления давления на Иран и наращивания военной группировки в регионе.

В 2018 году президент США Дональд Трамп заявил о выходе одностороннем порядке из СВПД.
© whitehouse.gov
В 2018 году президент США Дональд Трамп заявил о выходе одностороннем порядке из СВПД.

Откуда ноги растут

Кстати

Напомним, подписанный в июле 2015 году, СВПД  предусматривал сворачивание Ираном своей ядерной программы в обмен на снятие санкций, под которыми он находился многие годы. Однако в 2018 году президент США Дональд Трамп в одностороннем порядке вышел из СВПД,  возобновил старые и добавил новые, ещё более драконовские санкции, включая  ограничение экспорта иранской нефти и  запрет другим странам  торговать  с Ираном. Германия, Франция, Великобритания, Россия и Китай   с американцами не согласились. Европейцы для обхода американских вторичных санкций для компаний,  которые решатся сотрудничать с Ираном, даже разработали  механизм под названием  INSTEX, который, однако, так и не  был опробован.

Поддерживая СВПД на словах, Европа практически не предприняла никаких конкретных мер по его спасению.  Боясь навлечь на себя гнев со стороны США и попасть под их санкции, предприятия этих стран переставали покупать иранскую нефть, разрывали сделки в иностранной валюте.  Выбирая между иранским и американским рынками, европейцы, да и китайцы, предпочитают последний, более объёмный и привлекательный. В  результате  Иран лишился значительных инвестиций,  резко снизились доходы от экспорта нефти. Экономика стала задыхаться  от растущих цен и галопирующей инфляции.  В таких условиях придерживаться обязательств по выполнению СВПД теряет для иранцев смысл.

Спасти сделку

Москва, по всей видимости,  сохраняет надежду спасти СВПД и делает для этого всё возможное. «Рассчитываем, что Иран будет проявлять сдержанность», - заявил глава дипломатического ведомства России Сергей Лавров на недавней  неформальной встрече глав МИД ОБСЕ в Словакии. Тем более что пока ещё ничего страшного, бесповоротного не произошло. Министр Лавров подчеркнул, что Иран, начав обогащать уран до уровня  5%, не нарушает ни Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), ни Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, ни дополнительного протокола к соглашению.

Глава МИД России Сергей Лавров сказал, что Иран не нарушает Договор о нераспространении ядерного оружия.
© mid.ru
Глава МИД России Сергей Лавров сказал, что Иран не нарушает Договор о нераспространении ядерного оружия.

Логику иранцев Россия понимает сама и призывает к тому же своих европейских партнёров по ядерной сделке. По словам заместителя главы МИД РФ Сергея Рябкова, «Иран проявлял стратегическое терпение на протяжении более чем года.  Демонстрируя неприятие всей этой ситуации, они… не могут смириться с происходящим вокруг их страны». В данной  ситуации  Иран ведёт себя как человек, оказавшийся в компании людей, среди которых затесались аферисты, обещавшие с три короба, но  чуть не обобравшие до нитки, и бандиты, сразу же приставляющие нож к горлу.  Кстати, и закончившаяся сессия управляющих МАГАТЭ показала, что словам постпреда РФ при международных организациях в Вене Михаила Ульянова, что ядерная  сделка «пользуется почти универсальной поддержкой, а США в этом вопросе находятся в изоляции», можно не только верить.  

Впрочем, некоторые запасы оптимизма по поводу сохранения сделки с Ираном, похоже, ещё остаются и у французов.  Во всяком случае, президент страны Эммануэль Макрон демонстрирует повышенную дипломатическую активность, связываясь  по телефону то с Дональдом Трампом, то с иранским президентом Хасаном Роухани, пытаясь хоть как-то «разрулить»  ситуацию.

Замглавы МИД Франции Эммануэль Бонн встретился с министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом.
© twitter.com/AbasAslani
Замглавы МИД Франции Эммануэль Бонн встретился с министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом.

Глава Франции отправил в Тегеран своего главного дипломатического советника и замглавы МИД Франции  Эммануэля Бонна. Тот везёт с собой пакет документов под условным названием «Приостановление взамен на приостановление». Суть его в том, чтобы убедить иранское руководство не спешить с отказом от выполнения своих обязательств по СВПД в обмен на приостановление санкций со стороны США. Если от иранцев, приветствовавших усилия  французов, последовала в целом положительная реакция, то в США Дональд Трамп сразу же сообщил о намерении ещё больше ужесточить санкции, что практически перечёркивает инициативу Елисейского дворца.  

«Политический срыв»  Терезы Мэй, или Британия в роли Троянского коня

Казалось бы, в таких условиях европейцы, уж коли они заявляют о необходимости сохранить жизнь СВПД,  должны сплотиться - и между собой, и вместе с Россией и Китаем объединить  усилия, чтобы хотя бы снизить градус напряжённости в регионе. И вдруг Лондон по просьбе Вашингтона делает шаг  в прямо противоположном  направлении, приближающем начало войны.  Британские  морпехи захватывают танкер Grace 1,  перевозивший иранскую нефть в Сирию.  В ответ на пиратский разбой Лондона Тегеран пообещал захватить британское судно, и  вроде бы даже попытался такую угрозу осуществить.

Британские морпехи захватывают танкер Grace 1, перевозивший иранскую нефть в Сирию.
© gov.uk/government/organisations/ministry-of-defence
Британские морпехи захватывают танкер Grace 1, перевозивший иранскую нефть в Сирию.

Об этом сначала сообщил со ссылкой на источники в Пентагоне телеканал  CNN, а затем повторили и другие западные СМИ. Якобы пять малых кораблей, предположительно Ирана, приблизились к  британскому танкеру  British Heritage на выходе из Персидского залива и потребовали остановиться  вблизи иранских территориальных вод. Однако сопровождавший танкер британский фрегат  Montrose «сделал предупреждение», проще говоря, навёл пушки на иранцев, и те ретировались.

Тегеран эти обвинения опровергает, заявляя, что они направлены на обострение обстановки. Действительно, чтобы поверить американцам и британцам, надо сначала допустить, что если не все экипажи полностью, то хотя бы капитаны тех пяти малых иранских кораблей окончательно сошли с ума, чтобы бросать вызов фрегату. Наверняка  был нужен повод, чтобы  оправдать дальнейшее наращивание военно-морской группировки англосаксов в заливе, а заодно разрушить европейскую коалицию, которая пытается удержать Ближний Восток от начала войны и сохранить ядерную сделку. Не зря же Лондон принял решение спешно перебросить в регион ещё один военный корабль - Dunkan.

Вслед за британскими депутатами Европарламента нового созыва, не очень вежливо  повернувшимися спиной к своим европейским коллегам, нечто подобное повторила с присущей ей изящностью и Тереза Мэй по отношению к главам государств и правительств стран - подписантов СВПД, разумеется, за исключением США, затеявшим авантюру с разрушением сделки.

Тереза Мэй дождалась от Трампа лишь нелицеприятного отзыва.
© whitehouse.gov
Тереза Мэй дождалась от Трампа лишь нелицеприятного отзыва.

Правда, вместо доброго слова, на которое, видимо, рассчитывала   Мэй за исполнение роли Троянского коня, от Трампа дождалась лишь нелицеприятного о ней отзыва.

«Я рассказал Терезе Мэй,  как продвигать соглашение (о выходе из ЕС, - авт.), но она выбрала свой глупый метод», - написал Трамп в Twitter.   Очевидно, эти слова стали реакцией главы Белого дома, обидевшегося на откровения британского теперь уже экс-посла  в Вашингтоне Кима Дэррока. По сообщению газеты Daily Mail, он называл Трампа «неумелым и некомпетентным», выход из СВПД - «актом дипломатического вандализма», а обсуждение важных международных проблем в Белом доме сравнивал с «боями на ножах».

Чтобы  лучше понять мотивацию поступков Мэй, возможно, есть смысл прислушаться к мнению  бывшего шефа британской разведки MI6 Джона Сойерса, отметившего, что его страна переживает сегодня «политический нервный срыв». Brexit, по его словам,  стал  для британцев причиной многих тревог. Под угрозой оказались  «международный статус и  устойчивость британской экономики».  Если вспомнить, что британский премьер  уходит в отставку вовсе не под аплодисменты, а под огнём жёсткой критики даже со стороны однопартийцев, нет ничего удивительного в том, что  она, обиженная на весь свет, пытается сорвать на Трампе свою  досаду.

И хочется, и колется

Между тем  США продолжают под надуманными предлогами наращивать группировку своих сил в регионе. В последнее время  сюда прибыла группа боевых кораблей во главе с авианосцем  Abraham Lincoln, переброшены зенитные ракетные  комплексы Patriot. Поближе к Ирану перемещаются  и стратегические бомбардировщики. В Сеть оказался вброшен якобы секретный оперативный план ведения войны с Ираном силами  двух пехотных дивизий, танковой бригады и дивизии морской пехоты.

Авианосец Abraham Lincoln переброшен в тревожный регион.
© navy.mil
Авианосец Abraham Lincoln переброшен в тревожный регион.

Опасность нагнетания обстановки в регионе не только в том, что  подготавливаются  условия для нападения на Иран, но и в том, что любая искра, неосторожность, чья-то горячность могут взорвать регион, инициировать неконтролируемую цепную реакцию. 

С одной стороны, Трампу нужна победа в скоротечной и по возможности  бескровной или с минимальными потерями в живой силе войне - для того, чтобы набрать побольше голосов избирателей в предстоящей избирательной кампании.   С другой -  разделать Иран, что называется, под орех, не оставив от него камня на камня, одним махом  полностью  решить основные задачи, то есть уничтожить военный и промышленный потенциал, инфраструктуру, удалить с нефтяного рынка, сменить режим, приведя к власти марионеток из «пятой колонны»,  заставить отказаться от ядерной и ракетной программ, ублажить Израиль и саудовцев, а то и оккупировать страну,  можно только в результате сухопутной  операции.

Для этого потребуется создать огромную группировку, по разным оценкам, от 500 до 650 тысяч военнослужащих.  Более того, член-корреспондент  Академии военных наук  Анатолий Цыганок вообще считает, что  проводить сухопутную операцию против Ирана без применения ядерного оружия невозможно. В Иране живёт более  83 млн человек, а численность армии вместе с корпусом стражей исламской революции колеблется от 600 тыс. до почти миллиона военнослужащих, которые  организованы и оснащены намного лучше, чем многие государства в регионе.  Даже после оккупации война не прекратится, американцев  ждёт повторение  афганского, сирийского и иракского вторжений.

Cтражи исламской революции организованы и оснащены намного лучше, чем многие государства в регионе.
© youtube.com
Cтражи исламской революции организованы и оснащены намного лучше, чем многие государства в регионе.

США, конечно,  смогут  ограничиться одной воздушно-космической операцией. В этом случае не нужно будет создавать многочисленной сухопутной  группировки войск, а обойтись силами ВМС и ВВС.

Анатолий Цыганок считает, что для этого могут быть  задействованы две авианосные ударные группы со 160 самолётами, семь авиакрыльев и групп, насчитывающих более 700 самолётов. Кроме того, будут подключены свыше 40 самолётов-носителей крылатых ракет, а также подводные лодки и надводные корабли, которые имеют на борту до 600 крылатых ракет. Кроме того, нельзя забывать и о стратегических бомбардировщиках В-2А на авиабазе Диего-Гарсиа в Индийском океане и В-52 - на базе Фэрфорд в Великобритании.

В-52 с базы Фэрфорд в Великобритании могут долететь до Ирана.
© af.mil
В-52 с базы Фэрфорд в Великобритании могут долететь до Ирана.

Такого «кавалерийского», точнее, бандитского налёта  тоже хватит, чтобы в считанные дни, а то и часы разрушить важные военные и экономические объекты, но эффект будет намного ниже, а главное, он не сломит волю иранцев к сопротивлению.

«В любом случае, - пишут на страницах The National Interest ветеран ВВС США Роберт Гейнс и журналист Скотт Хортон, - американская кампания против Ирана будет успешной лишь ценой огромных трат и потерь». Эти издержки  поставят крест на дальнейшей карьере Трампа как президента и политика.  

Палата представителей конгресса США и так уже приняла поправку об ограничении права Трампа начать войну с Ираном. Президент США, как всегда, хорохорится. Говорит, надо будет, он и без одобрения конгресса войну начать может. И чем больше он будет надувать щёки, пытаясь напугать Иран, тем больше  шансов, что его антииранская авантюра лопнет, как мыльный пузырь, и закончится  в лучшем случае согласием Ирана начать торги по ограничению своей ракетной программы. Поэтому большинство аналитиков считают вероятность начала войны американцами весьма незначительной.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама