Не все по Трампу
В ночь на вторник 25 сентября на полях Генеральной ассамблеи ООН представители России, Китая, Германии, Великобритании, Франции и Ирана, а также Верховный комиссар Европейского союза по вопросам внешней политики и безопасности Федерика Могерини впервые в истории договорились о том, как обойти американские санкции в отношении Ирана. В совместном заявлении участники Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) подтвердили свою приверженность этому соглашению, из которого в начале мая в одностороннем порядке вышли США.
Справка
14 июля 2015 года Иран и «шестерка» международных посредников - Россия, США, Великобритания, Китай, Франция, Германия - пришли к соглашению об урегулировании многолетней проблемы иранского атома: был принят Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), выполнение которого снимает с Ирана введенные экономические и финансовые санкции со стороны Совета Безопасности ООН, США и Евросоюза.
18 октября 2015 года Совместный всеобъемлющий план действий вступил в силу, 16 января 2016 года началась практическая реализация СВПД по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП).
Но уже в январе 2018 года США и «европейская тройка» - Великобритания, Франция, Германия - создали группу для выработки дополнительного соглашения к сделке с Ираном. При этом к переговорам не пригласили Россию, Китай и Иран. В мае 2018 г. президент США Дональд Трамп объявил о выходе Вашингтона из СВПД.
Теперь перед участниками СВПД стоит задача по созданию специального механизма (структуры), который позволит обойти санкции Вашингтона, будет способствовать проведению легальных финансовых операций с Ираном и тем самым защитит компании, ведущие бизнес с этой страной, от репрессий со стороны США. Тем более что Иран, и это признают другие подписанты, выполнял и «продолжает полностью и эффективно выполнять свои ядерные обязательства в рамках сделки, как это было подтверждено 12 отчетами МАГАТЭ» (Международное агентство по атомной энергии).
Что касается России, то она подтвердила решительный настрой на продление работы по защите сотрудничества с Ираном и заявила о безусловной поддержке СВПД. Получивший поддержку со стороны других участников сделки, президент Ирана Хасан Роухани заявил, что его страна также продолжит выполнять условия сделки, несмотря на односторонний выход из него США, и что Тегеран возобновит переговоры с Вашингтоном только в случае, если тот пересмотрит свое решение и вернется в сделку. «Гораздо проще вернуться назад на 6 месяцев, а не на 6 лет», - сказал Роухани, имея в виду начало переговоров по иранской ядерной программе.
Разумеется, такой документ не мог полностью - на все 100% удовлетворить каждую сторону, но при этом надо понимать, что он стал единственно возможным вариантом, который оптимально учитывал интересы подписантов. Идти на дальнейшие, даже самые незначительные уступки ни одна из сторон просто не могла.
Больше всех, конечно же, были недовольны израильтяне, до потери здравого смысла, до неприличия зацикленные на собственной безопасности и не желающие считаться с интересами целого мира. Премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху опустился до «рекламы» своим спецслужбам, якобы добывшим полтонны документов, которые доказывали, что у Тегерана имеется секретная и тщательно скрываемая им ядерная программа.
На самом деле представленные «сенсационные» сведения оказались давно известными данными, а «тайная» программа была закрыта иранцами еще в 2003 году. Израильский лидер даже приезжал в Москву с целой свитой из военных и разведчиков, чтобы убедить российского президента Владимира Путина в недобросовестности Тегерана.
Американский сатирический сайт The Onion спародировал «разоблачения» израильского премьера, представив на суд публики «новые шокирующие свидетельства» того, что иранцы собирались разрушить Вавилон времен Навуходоносора. Кстати, в таком же духе дешевого балагана выступала потом и приехавшая в Москву делегация во главе с командующим израильскими ВВС - после сбитого по их вине российского Ил-20, подставленного израильскими летчиками под сирийскую зенитную ракету.
Единственными, на кого «аргументы» Нетаньяху произвели неизгладимое впечатление, оказались США и Саудовская Аравия. Трамп, и без того последовательно выступавший против ядерной сделки с Ираном, исходил из постулатов: семья - превыше всего, а предшественник - хуже настоящего.
Попытки лидеров европейских стран - участниц СВПД образумить Трампа, убедить его не выходить из соглашения ни к чему не привели. Не помогли даже обещания Лондона, Парижа и Берлина попытаться заключить с Тегераном более широкое соглашение, включающее долгосрочное ограничение (а не на 10-15 лет, как это предусматривает нынешняя сделка) ядерной программы, а также обязательства Ирана свернуть программу строительства баллистических ракет и пересмотреть свою региональную политику. Президент США остался глух к вполне разумным доводам о том, что, например, развал ядерной сделки приведет к уничтожению режима нераспространения ядерного оружия, еще больше накалит обстановку в Ближневосточном регионе, обострит конфликт Запада с Тегераном и вызовет напряженность в отношениях между Старым и Новым Светом.
Спасти ядерную сделку с Ираном можно, лишь сохранив инвестиции в его экономику, так до конца и не успевшую оправиться от предыдущих санкций, и развивая торговлю с Евросоюзом, Китаем и Россией. Оставаться же в сделке, выполняя обязательства по отказу от создания ядерного оружия и ничего не получая взамен, нет смысла.
Особенно с учетом самых жестких в истории санкций, которые Вашингтон «насылает» на Иран с целью полностью разрушить ее экономику, вызвать недовольство людей, спровоцировать волнения и свергнуть правящий сегодня в Иране режим.
Старый Свет начинает бунтовать против Нового. Как будет развиваться этот бунт, покажет ближайшее время. Возможно, что Вашингтон и дальше будет загонять себя в изоляцию, окончательно испортив отношения с Европой. Но, похоже, Старый Свет окончательно устал от хозяйских замашек Трампа, не желающего ни считаться, ни уважать европейские державы, и потому будет действовать решительно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.