Узбекистан: «приватизация» Победы
Великая Победа, достигнутая в 1945 году неимоверными усилиями всех народов СССР, постепенно расходится по «национальным квартирам». Даже в тех республиках бывшего Союза, где официально не отказываются от звания народа-победителя, запрещают георгиевские ленточки, Знамя Победы и советские ордена, создают легенды о «национальных» соединениях и фронтах, извращают саму суть праздника, превращая его в дни некоего «примирения». Примером может служить Узбекистан, который по сравнению с Прибалтикой и Украиной, где героями стали гитлеровские коллаборанты, может служить образцом сохранения исторической памяти, но и там День Победы перестал быть таковым.
Победа «узбекистанцев» в «какой-то» войне
Накануне 76-й годовщины Великой Победы мне на глаза попалась статья первого заместителя спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан академика Акмаля Саидова о Парке Победы в Ташкенте, который был торжественно открыт в 2020 году. Парк, безусловно, прекрасен и является одним из лучших как в Центральной Азии, так и на всём пространстве СНГ. Как совершенно справедливо подчёркивает уважаемый парламентарий, в Узбекистане, пережившем период замкнутости и национализма, начинается возвращение исторической памяти о Победе.
Цитата
«Я лично глубоко чувствую суть уникальности парка, так как мне посчастливилось увидеть собственными глазами многие из парков и музеев, организованных по этой теме более чем в 20 странах мира. Парк Победы Нового Узбекистана абсолютно не похож на огромные мемориальные комплексы многих других стран - России, Беларуси, Украины, Австрии, Польши, США, Израиля.
Важнейшее отличие Парка Победы в Ташкенте от мемориальных комплексов зарубежных стран в том, что ни в одном из них масштабно не воспроизводится подлинная картина, справедливо и беспристрастно отражающая мужество и стойкость народов в тылу и на полях сражений Второй мировой войны».
Академик Акмаль Саидов о Парке Победы в столице Узбекистана. Газета «Правда Востока», 6 мая 2021 года.
Помимо нового мемориального комплекса, возвращены на историческое место памятник генералу Сабиру Рахимову и мемориал в память о семье Шаахмеда Шамахмудова. Кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова усыновили и воспитали 15 сирот со всего бывшего СССР. В Красногорске восстановлен бюст Фёдора Полетаева. Снова стали показывать фильмы о войне, ветераны Великой Отечественной получают выплаты от государства, даже несмотря на пандемию коронавируса в Ташкенте состоялось шествие «Бессмертного полка».
Справка
Памятники, увековечивающие подвиг народа в Великой Отечественной войне, начали «исчезать» в середине 2000-х. В 2009 году в Ташкенте снесли памятник Советскому воину - защитнику Отечества. Вместе с ним были убраны советская техника и бюсты советских военачальников в парке Боевой славы. Тогда же демонтировали и памятник Дружбы народов, считающийся памятником Шамахмудовым. В 2011 г. снят с пьедестала памятник С. Рахимову, а в 2015-м, в канун 70-летия Победы, разрушили монумент, установленный в память о героях Великой Отечественной войны. Это лишь малая часть примеров по стиранию исторической памяти о той страшной войне и Победе единого народа некогда огромной страны.
Тем не менее текст упомянутого презентационного материала вызывает неоднозначное впечатление. Первое, что бросается в глаза, это полное игнорирование термина «Великая Отечественная война». Вместо него - бездушное «Вторая мировая война». Формально вроде бы правильно, т.к. Великая Отечественная является частью общей трагедии человечества, спровоцированной нацизмом, но подвиг и Победа, завоёванная в том числе и представителями узбекского народа, были достигнуты именно в Великой Отечественной. Войне по защите и освобождению своей родной земли, жизней своих детей и самого существования народов, населяющих СССР.
Старательно вымаранная Отечественная война на фоне экспозиции, посвящённой периоду 1941-1945 гг., создаёт ощущение сюрреализма. Война этих лет была, но названия у неё нет, т.к. Вторая мировая, как известно, продолжалась с 1939 по 1945 год, а уважаемый академик говорит всё-таки об участии узбеков в войне 1941-1945 годов.
Куда-то «исчезла» и Победа, которой посвящён парк. Нет в Узбекистане такого праздника. В 1999 г. День Победы переименовали в День памяти и почестей. Суть совершенно другая, гораздо более близкая к западной трактовке Дня Европы, который празднуется 8 мая. Это не победа добра над злом, человечности над ужасами нацизма, Жизни над Смертью, а плаксивое «примирение» и «добрячество». В некоторых республиках бывшего СССР это и вылилось в примирение и трогательное единение жертв с палачами, а подчас и чествование палачей. Возможно, в Европе, где бывшие эсэсовцы, деятели Третьего рейха и коллаборанты стали вполне респектабельными политиками и нашли своё место в армиях и разведках будущих стран НАТО, это и приемлемо, но не в Узбекистане, где война унесла 500 тыс. жизней. Народы Европы гитлеровцы не причисляли к унтерменшам и не приговаривали к поголовному истреблению. В отличие от народов к востоку от Германии. Разница, согласитесь, принципиальна.
Цитата
«По словам заслуженного работника культуры Республики Узбекистан, писателя Алиназара Эгамназарова, в мире есть только три семьи, в каждой из которых пятеро детей воевали во Второй мировой и ни один не вернулся. По одной в Беларуси и США и третья - семья Зульфии Закировой из села Ханабад Зангиатинского района Ташкентской области».
Академик Акмаль Саидов о Парке Победы в столице Узбекистана. Газета «Правда Востока», 6 мая 2021 года.
Словно в детской игре «чёрное и белое не называть, да и нет не говорить» старательно обходится как единство народов СССР в отпоре врагу, так и упоминание русских и России. Мать, потерявшую в войне пятерых сыновей, нашли даже в США, «не заметив» уроженку Кубани Епистинию Фёдоровну Степанову, которая отдала Молоху Великой Отечественной войны шестерых сыновей. Седьмой, Николай Степанов, скончался в 1963 году от последствий ран, полученных на фронте во время освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков. Зачем такое вспоминать? Гораздо важнее рассказать о США, когда «нашей важнейшей задачей остаётся сохранение мира, развитие сотрудничества с международным сообществом». Тем самым Штатам, где нашли приют бывшие эсэсовцы и создатели Туркестанского легиона. Впрочем, к этому мы ещё вернёмся.
В целом же после прочтения материала складывается ощущение, что некую войну Центральной Азии выиграла некая новая нация под названием «узбекистанцы», т.к. всех остальных в ней словно и не было. Одинокое упоминание народов бывшего СССР лишь усиливает этот эффект. Они, простите, рядом стояли, когда «узбекистанцы» гнали нацистов из Центральной Азии до Берлина.
Что это было, чья победа?
Идеологические основы для «приватизации» Победы и разделения её «по национальным квартирам» начали формироваться сразу же после распада СССР. Справедливости ради, необходимо отметить, что Узбекистан в этом не одинок и не находится в «передовиках», но тем не менее.
Не отказавшись полностью от наследия Великой Отечественной войны, бывший Первый секретарь ЦК компартии Узбекистана Ислам Каримов счёл символы Победы идеологически устаревшими. Зачищая от советской военной техники и памятников военачальникам Великой Отечественной войны парк Боевой славы, тогдашний глава государства подчеркнул, что они отражали «идеологию старого строя». На место героев войны был поставлен монумент «мустакильному» (mustaqil. узб. - независимый) узбекскому воину. На этом же основании был убран и памятник «Защитнику южных рубежей Советского Союза», который до этого был переименован в «Защитника Родины». Тоже «мустакильной».
Тотальному вандализму подверглись и все мемориалы Великой Отечественной войны, где пятиконечные звёзды были заменены «национальными» восьмиконечными. В 2000 году цензорам было поручено обеспечить, чтобы в газетах и журналах больше не публиковались фотографии ветеранов с советскими боевыми орденами и медалями. Ветеранам, которых показывали по телевидению, позволялось носить орденские планки, но не сами награды. На «узбекистанские» награды такой запрет не распространялся. Существовал и запрет на употребление словосочетания «Советский Союз», «Герой Советского Союза» или «Герой Социалистического труда». В современных узбекских учебниках истории пишут о войне, умудряясь обходиться без подобных фраз.
Символом торжества национализма, в борьбе против которого погибали жители Узбекистана во время Великой Отечественной войны, стало уничтожение фигуры русской девушки на мемориале Дружбы народов, расположенного в столице Каракалпакстана Нукусе. Представлял он собой фигуры двух девушек - русской и каракалпачки. Теперь каракалпачка (или узбекистанка?) стоит в одиночестве. Дружба народов в принципе была не угодна властям республики. Ташкентский дворец Дружбы народов был переименован в Истиклол (Независимости), а проспект Дружбы народов и одноимённая станция метро превратились в «Бунедкор» (Строитель).
Правда, в обратном порядке «дружба народов» отлично работает. Официальные данные Узбекистана сообщают, что 338 узбеков были удостоены звания Героя Советского Союза. Изданная же в 1985 г. энциклопедия «Великая Отечественная война» приводит информацию о национальном составе обладателей этого высокого звания, среди которых узбеков - 69 человек.
Я вовсе не хочу принизить героизм узбекского народа, но если новое независимое государство «национализирует» Победу, старательно вычёркивая роль в ней других народов единой страны, то автоматически записывать их в узбеки, когда это удобно, несколько некорректно. Получается как в известной интермедии: здесь играть, здесь не играть, а здесь рыбу заворачивали.
Подобный нацистский подход к истории Великой Отечественной войны является, прежде всего, унижением самих жителей Узбекистана, роль которых в общей Победе действительно велика. Пытаясь выпятить роль «узбекистанцев», на самом деле власти лишают их памяти и законной гордости за мужество и жертвенность предков. Из истории стёрли участвовавших в боях сотрудников театра Мукими, гвардии полковника Ходжаева, рабочих завода «Ташсельмаш», лётчика-штурмовика Георгия Ивлева, подвижниц, усыновлявших детей, Хамиду Самадову и Фотиму Косимову, а также многих других.
Аналогичная ситуация складывается и с цифрами вклада в Победу. Официальная идеология гласит, что Узбекистан поставил фронту тысячи единиц боевой техники, миллионы снарядов и сотни тысяч тонн продовольствия, обмундирования и хлопка. Правда, «забывая» при этом упомянуть, что в Узбекскую ССР было эвакуировано около ста промышленных предприятий: Ленинградский завод текстильных машин, Ростсельмаш, «Красный Аксай», Сумской компрессорный и Днепропетровский карборундовый заводы «Электрокабель», Сталинградский химкомбинат, московские заводы «Подъёмник», «Электростанок», авиационный завод им. В. Чкалова и др. Было создано 47 новых промышленных предприятий, увеличилась мощность местных заводов. И этот огромный вклад в Победу был достигнут именно общими усилиями единого народа, а не мифическими «узбекистанцами», которые параллельно с войной против нацизма «боролись за независимость». С кем боролись?
«Третьей силы» не было
«Сепаратизм» подхода к Победе в Великой Отечественной войне опасен не только созданием напряжения в отношениях между народами и гражданами самого Узбекистана. Разрыв исторической канвы при фальсификации истории открывает путь к реабилитации нацизма. Тезис «борьбы за независимость», который с удовольствием используют в Узбекистане и других республиках бывшего СССР, был разработан идеологами Третьего рейха ещё до начала Великой Отечественной войны.
Как указывает в своей научной работе «Правда о «Гростуркестане» и «Туркестанском легионе» кандидат исторических наук Б.М. Сужиков, «Советское государство подлежало ликвидации, его народы - онемечиванию и физическому истреблению, а природные ресурсы и всё созданное трудом поколений - ограблению и передаче в собственность завоевателей». Был разработан генеральный план «Ост», полный текст которого, к сожалению, не уцелел, но сохранились многочисленные комментарии, замечания, предложения и приказы по его реализации. Как пишет автор, «районы Средней Азии впервые конкретно названы в меморандуме относительно целей агрессии и методов установления господства на оккупированных советских территориях от 2 апреля 1941 г., составленном сотрудниками бюро по централизованному решению проблем восточноевропейского пространства во главе с Розенбергом. В меморандуме отмечалось, что Средняя Азия, частью которой рассматривались и южные области Казахстана, заселена «весьма разнородными, преимущественно тюрко-монгольскими племенами, придерживающимися магометанства», что между ними и Советами существуют давние национально-религиозные противоречия, а потому Германии «удастся совсем незначительными силами ликвидировать московское господство и над Средней Азией».
Эти земли должны были войти в рейхкомиссариат «Пантуркестан» или «Гростуркестан». Позвольте, где же здесь про независимость?
Что крайне любопытно, в июле 1941 г. начальник академии турецкого генштаба А.Ф. Эрден в беседе с германским послом Папеном выдвинул идею создания к востоку от Каспия «независимого туранского государства». Ничего не напоминает?
Когда же немецко-фашистские захватчики получили отпор, руководству Третьего рейха пришлось немного скорректировать своё отношение к «недочеловекам», привлекая эмигрантов, предателей и перебежчиков в ряды «национальных» частей вермахта. В свете «новых веяний» Й. Геббельс издал специальный приказ «О пропагандистской обработке европейских народов» № 8 от 15 февраля 1943 г., в котором подчёркивалось: «Нельзя называть восточные народы, ожидающие от нас освобождения, скотами и варварами и так далее и в этом случае ждать от них заинтересованности в германской победе. Подвергаться нашим атакам должны только Сталин и чудовищность большевистской системы, но не народы, которые ею порабощены».
Именно для борьбы за подобную «независимость» и против «большевистского порабощения» и был создан Туркестанский легион, одним из руководителей которого стал узбекский перебежчик Вели Каюм-хан. Повестку гитлеровского министерства пропаганды он отрабатывал честно, отказавшись сотрудничать с другим предателем родины, генералом Власовым, мотивируя это тем, что «Власов должен заниматься только русским вопросом и только от имени русских!» Что же касается немцев, то они «наши друзья, они помогут нам освободить туркестанский народ от русского ига, этот час скоро настанет. Я буду ханом, а вы моими джигитами».
Кто-то может сказать, что новоявленный хан добился бы той самой независимости, за которую в соответствии с нынешней официальной идеологией Узбекистана боролись бойцы Красной Армии, мобилизованные и пошедшие добровольцами из Узбекской ССР. Но гитлеровцы «забыли» довести до сведения коллаборантов не только план «Ост», но и свои договорённости с Японией от 18 января 1942 г., по которым районы к востоку от 70-го меридиана отходили в «сферу интересов» последней. Сама же Япония в случае победы стран Оси приготовила для себя территории «от Карского моря, дальше по Уралу, Каспийскому морю, Кавказскому хребту, Курдистанскому хребту, к Персидскому Заливу и через Саудовскую Аравию связывала бы нас с Аденом». Кто-нибудь видит здесь независимый Узбекистан?
Реинкарнация нацизма
По прошествии 80 лет ничего не изменилось. Жив и план «Ост», и идеи «Большой Центральной Азии» (Гростуркестан), и «Великий Туран». Пытаясь пройти «между капельками» и стать в некую «третью позицию», фальсификаторы истории Победы неминуемо реинкарнируют наработки ведомств Й. Геббельса и А. Розенберга. А за этим - только реабилитация нацистов и возрождение отвратительных теорий расового превосходства.
Примером может служить недавнее высказывание зампреда законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана Алишера Кадырова, назвавшего Знамя Победы «флагом захватчика», почти в точности повторив идеи Вели Каюм-хана.
Гордость Акмаля Саидова прекрасным Парком Победы и изменением политики Узбекистана в отношении Великой Отечественной войны, безусловно, имеет под собой основание. В 2018-2019 гг. только в Ташкенте было восстановлено 47 памятников ветеранам войны, историческая память возвращается на улицы городов Узбекистана. Тем не менее в том же 2019 г. Институтом истории Академии Наук Республики Узбекистан был издан двухтомник «Ўзбекистон тарихи (1917–1991 йиллар)» («Узбекистанская история в 1917-1991 гг.»), в котором прямо говорится о том, что «советские историки в своё время легионеров обвиняли в коллаборационизме и предательстве. Но всех пленных обвинять в предательстве нельзя. Но, вместе с тем, некоторые люди по собственному желанию переходили на сторону врага». Причиной измены Родине и своему народу, приговорённому гитлеровцами к уничтожению и оккупации, назван «советский режим», который «методом террора и репрессий установил свою систему; коллективизация была завершена; было подавлено движение «басмачества» и уничтожена свободомыслящая национальная элита». Ну, точно по заветам упомянутого выше приказа Геббельса! Руководство же Туркестанского легиона любовно названо не предателями и шестёрками Гитлера, а «туркестанскими эмигрантами».
Подобные попытки реабилитировать нацистов являются неминуемым последствием двойственной политики Узбекистана в отношении Великой Отечественной войны. Нельзя быть немного беременной, как невозможно, отказываясь признавать Победу, не «примириться» с идеями фашизма и нацизма. В отличие от политиканов, играющих в «независимость» и конструирующих неких «туранцев» и «узбекистанцев», граждане страны прекрасно понимают опасность возрождения нацизма.
Тихое снесение мемориалов Великой Отечественной войны никогда не находило понимания и одобрения у жителей Узбекистана. Люди хотят вернуть свою историю и память. В этом году 6 мая жители Ташкента на собрании, которое состоялось в Музее вооружённых сил Узбекистана, потребовали вернуть ташкентской улице имя героя Советского Союза Боиса Иргашева. И это лишь начало. Как писал известный французский философ Дени Дидро, «можно обманывать некоторых, или обманывать всех в каком-то месте и в какое-то время, но нельзя обманывать всех повсюду и во все века».