ХХ съезд КПК проанонсировал очередное китайское чудо
Товарищ Си и его молодые «волки»
XX съезд КПК, форум самой большой в мире партии, прошёл, как и следовало ожидать, организованно, по заранее утверждённому плану. Небольшой помаркой стал разве что инцидент с Ху Цзиньтао (возглавлял Китай с 2003 по 2013 год), которого перед заключительным словом Си Цзиньпина буквально под руки вывели из зала. Тут же пошли разговоры о публично проявившейся внутрипартийной борьбе, но оказалось, что 79-летнего Ху банально подвело здоровье. Тем не менее «медицинский» эпизод с китайским экс-лидером невольно стал символом процесса омоложения китайского руководства.
Так, из семи членов Постоянного комитета Политбюро КПК четверо не были избраны даже в состав нового Центрального комитета. Это - премьер Ли Кэцян, 67 лет, председатель Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу, 72 года, председатель Народного политического консультативного совета Китая Ван Ян, 67 лет, и вице-премьер Хань Чжэн, 68 лет.
Но если разобраться, главная причина не только в возрасте, а в том, что они занимали «слишком мягкую позицию в отношении США» и поэтому были заменены людьми, более соответствующими требованиям времени. В частности, членом Постоянного комитета Политбюро стал глава Шанхайского горкома партии 63-летний Ли Цян, которому прочат должность премьер-министра Китая.
А вот главной интриги, на которую исподтишка рассчитывал Запад, не случилось: Пленум ЦК КПК в третий раз утвердил Си Цзиньпина в качестве генерального секретаря КПК и председателя Центрального военного совета. То, что он остался у партийного руля китайской власти, а также приход в руководство партии новых членов, которых относят к «волкам» - так в Китае называют молодых, энергичных руководителей, - позволит Си Цзиньпину проводить более жёсткую политику как внутри страны, так и на международной арене.
КПК, которая собирается поразить мир
Си Цзиньпин обратился к партии с призывом теснее сплотиться вокруг её Центрального комитета, чтобы «смело вести борьбу и одерживать победы, сплачивать и вести за собой многонациональный народ страны в неустанной борьбе за реализацию целей и задач, утверждённых на ХХ съезде партии».
По его словам, пройдя столетие великих усилий, партия вновь вступает на путь, где её ждут новые испытания. «Мы полностью уверены, что способны творить новые и ещё большие чудеса на новом пути новой эры - чудеса, которые поразят мир», - подчеркнул китайский «генсек».
Приоритетом станет внутреннее развитие страны, направленное на строительство современного социалистического государства, в основу которого положена концепция достижения «всеобщего процветания». На практике это означает продолжение курса на жёсткое регулирование экономики и серьёзные изменения в налоговой сфере «для более равномерного распределения общественных благ». При этом экономику предполагается сделать не просто большой, а всесторонне сильной, что предполагает создание «мощной державы производителя» с высоким качеством производства.
На съезде был подтверждён и временной график «великих дел и свершений»: до 2035 года в общих чертах осуществить социалистическую модернизацию; с 2035 года до середины нынешнего века превратить Китай в богатую, мощную, демократическую, социалистическую и модернизированную державу. На практике это означает, что Китай будет настойчиво стремиться выйти в мировые лидеры по совокупной государственной мощи.
Решения съезда, а также идеи Си Цзиньпина о строительстве социализма новой эпохи с китайской спецификой закреплены в форме в уставе партии. Закреплено в уставе партии и положение о необходимости пресекать попытки отделить Тайвань от Китая. С этого момента борьба с тайваньским сепаратизмом становится не только военной, но и партийной задачей.
НОАК - армия «мирового класса»
В ответ в Тайбэе отметили, что Тайвань не откажется от суверенитета и не пойдёт на компромиссы. А генеральный директор бюро национальной безопасности Чэнь Мин-тун во время сессии вопросов и ответов в законодательном собрании в Тайбэе сказал, что у Китая, дескать, нет шансов победить в попытке вторжения на Тайвань. «Военное вторжение на Тайвань приведёт к международным санкциям и дипломатической изоляции, и Си Цзиньпин будет виноват в том, что все надежды на великое "китайское возрождение" рухнули», - заявил Чэнь.
Нельзя не отметить, что такие настроения на Тайване подогреваются в большей степени Соединёнными Штатами. В интервью АВС госсекретарь США Энтони Блинкен заявил: «Мы стремимся сделать всё возможное, чтобы Тайвань был в состоянии эффективно защищаться от агрессии». А начальник ВМС США адмирал Майкл Гилдей со всей военной простотой добавил к сказанному, будто США уже начали подготовку к войне с Китаем.
В этой связи нельзя обойти вниманием ещё одну поправку в устав КПК насчёт вооружённых сил Китая, которые за счёт реформ, научно-технологических достижений, высокопрофессиональных кадров и чёткого управления должны быть доведены «до мировых стандартов». Как заявил Си Цзиньпин, к 2035 году следует провести полную модернизацию вооружённых сил Китая, а к 2049 году ВС КНР должны стать армией «мирового класса», способной «вести и побеждать в войнах».
Впрочем, западные наблюдатели считают, что уже сейчас, благодаря принимаемым китайскими властями мерам, в глобальном балансе военных сил наметился глубокий сдвиг в сторону Поднебесной. Ну а сами китайские товарищи отмечают, что в подготовке вооружённых сил Китай учитывает опыт боевых действий на Украине.
В связи с этим основным направлением военной модернизации названо развитие «интеллектуального оружия». Кстати говоря, искусственный интеллект (ИИ) уже сейчас широко используется в китайских военных разработках - в боевых роботах, в наземных и морских беспилотных летательных аппаратах и системах наведения ракет. Особенно в беспилотных летательных аппаратах, управляемых искусственным интеллектом. В этой сфере Китай стремится не только подражать Соединённым Штатам, на что указывает создание большого ударного и разведывательного беспилотника Wing Loong, похожего на американские MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, но и создаёт собственные уникальные разработки - например, стаи мини-дронов, управляемых ИИ.
Или ВМС КНР, которые в битве за Тайвань, если она разразится, будут играть ключевую роль. В количественном отношении военный флот Поднебесной, имея в своём составе более 350 кораблей и подводных лодок, уже сейчас превосходит ВМС США. При этом из года в год ВМС КНР пополняются всё более современными многоцелевыми платформами с передовыми противокорабельными, противовоздушными и противолодочными вооружениями, средствами разведки и связи.
Комментируя растущую мощь китайских вооружённых сил, газета «Глобал таймс» отмечает, что внутреннее развитие и безопасность - это «два крыла одного тела или два колеса, приводящие в движение колесницу». Смысл этого специфического китайского иносказания состоит в том, что одним из основных принципов управления партией является решительное применение целостного подхода к национальной безопасности.
Дипломатия по-китайски
Со своей стороны заместитель министра иностранных дел Ма Чжаосюй, выступая на ХХ съезде КПК, сказал, что защита суверенитета, безопасности и национальных интересов является отправной точкой и конечной целью Китая в решении задач на международной арене, а также священной миссией китайской дипломатии. По словам Ма, смелость воевать и умение сражаться - прекрасные традиции и отличительные черты китайской дипломатии.
При этом было подчёркнуто, что «развитие Китая неотделимо от мира, а мировое развитие также нуждается в Китае». Поэтому страна будет неуклонно углублять реформы и открытость, продвигать высококачественное развитие и своим развитием создавать новые возможности для всего мира. Вместе с тем КНР, как было подчёркнуто, категорически против гегемонии и политики силы.
Отмечая это, Ма Чжаосюй особо подчеркнул, что попытки отдельных стран возродить психологию холодной войны, наращивать противостояние и разбивать глобальное сообщество на изолированные группы интересов «заведут мир в тупик».
В свою очередь замглавы департамента внешних сношений ЦК КПК Шэнь Бэйли обратила внимание на то, что «сегодня мир переживает беспрецедентные перемены, подобных которым мы не видели уже век». Поэтому внешняя политика, по её словам, сегодня является важным фронтом партийной работы. И КПК значительно активизирует свою деятельность на нём, отстаивая национальные интересы. «Мы не будем экспортировать или навязывать другим свою модель развития. Одновременно мы не намерены слепо копировать политические системы и опыт других стран», - подчеркнула Шэнь Бэйли.
Совершенно очевидно, что итоги работы ХХ съезда КПК априори не по вкусу США, которые стремятся не допустить роста влияния Пекина на международной арене. Поэтому нетрудно предположить, что противостояние КНР и США будет оставаться главным конфликтом в международной системе ещё значительное время.
А как будут складываться отношения между Россией и Китаем? В первую очередь этот вопрос возник у тех, кто внимательно следил за ходом съезда и обратил внимание на то, что на китайском партийном форуме КПК практически ничего не говорилось о российско-китайских отношениях, как, впрочем, и о двусторонних связях Китая с другими странами. Но это абсолютно в национальных партийных традициях - чтобы оставить больший простор для дипломатии, китайцы предпочитают не называть прямым текстом ни «друзей», ни «врагов».
Поскольку КНР состоит в ШОС и БРИКС, а не в AUKUS, есть все основания полагать, что мы останемся стратегическими партнёрами, это во-первых. Во-вторых, изложенные на съезде внешнеполитические принципы Китая во многом соответствуют подходам России к нынешнему и будущему мироустройству. Что, в свою очередь, открывает новые перспективы для расширения сотрудничества между нашими странами. Уверенность в продолжении конструктивного диалога и тесной совместной работы по развитию всеобъемлющего партнёрства выразил и Владимир Путин в поздравлении председателя КНР Си Цзиньпина с избранием генеральным секретарём Компартии Китая на третий срок.