Ракетное оружие: не спрятаться, не скрыться
Шесть лет назад руководители высшего эшелона российской власти планировали после 2020 года сократить объём гособоронзаказа. 8 сентября 2016 года на совещании в Туле по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения Владимир Путин прямым текстом заявил: «К 2020 году в соответствии с нашими планами масштабное перевооружение армии и флота завершится, пик поставок в рамках ГПВ (Государственной программы вооружения) будет пройден. Да, конечно, мы и дальше будем совершенствовать нашу армию и флот, но пик будет пройден, и такого объёма заказов для оборонки не будет».
Не получилось. Задание оборонно-промышленному комплексу на 2023 год увеличено в полтора раза. Дополнительное финансирование уже назначено. Об этом сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу на заседании Коллегии военного ведомства 30 ноября 2022 года. Так что лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» не потерял актуальность и в наши дни.
Зона поражения
На первый взгляд для подавляющего большинства россиян жизнь в стране за последние девять месяцев почти не изменилась, разве что за исключением тех, кто по традиции в новогодние праздники летал в Куршавель покататься на Визель (не путать французское название горнолыжной трассы Vizelle с названием немецкой боевой десантной машиной Wiesel, хотя слова созвучны), и то не совсем. Куршавель как символ благополучия и достатка остался в прошлом, и сегодня всё чаще в сердцах россиян отдаются тревожным набатом звуки артиллерийской канонады, которая звучит всего в трёх часах езды от Ростова-на-Дону. Но даже жители Ростовской области не всё знают о том, что происходит рядом, в новых российских регионах. А там - ожесточённые бои. И с этим надо что-то делать.
Так оно и происходит. Например, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, видимо под впечатлением, раскрыла число погибших украинских солдат - свыше 100 тысяч. А о переполненных госпиталях и больницах тяжелоранеными «захисниками» можно судить по призывам в местных украинских СМИ сдать кровь для покалеченных солдат ВСУ. Надо полагать, таких немало.
По интенсивности применения ствольной артиллерии, миномётов, реактивных систем залпового огня бои в ДНР сопоставимы разве что с известными сражениями Великой Отечественной войны, в том числе за освобождение Донбасса. По данным американского издания New York Times, артиллеристы объединённых сил РФ, ДНР и ЛНР минувшим летом на передовой расходовали в сутки от 40 до 50 тысяч боеприпасов.
Впрочем, американские военные, как известно, пользуются данными своих украинских коллег, а те из идеологических соображений склонны сильно преувеличивать. Это к тому, что у каждой стороны своя арифметика...
Но что правда, то правда: война идёт жестокая, и на больших дистанциях, поэтому солдаты ВСУ и иностранные наёмники гибнут не только на передовой. Смерть может настигнуть их практически на всей территории Украины, в том числе и в её западных областях, за исключением разве что 35-километровой полосы вдоль польской границы. Так называемый Международный центр миротворчества и безопасности во Львовской области (на самом деле это кузница боевиков), казармы в Одессе, Николаеве, Харькове и других населённых пунктах, склады в Винницкой и Ровенской областях, военные заводы - вот далеко не полный перечень тех объектов, на которые нацелены российские ракеты. А самой удалённой целью на западе Украины стала электроподстанция на железнодорожной станции Воловец, расположенная высоко в Карпатах.
Увидев ракету, успей загадать последнее желание...
После террористических актов, совершённых спецслужбами Украины на территории Российской Федерации, законными целями для ударов российских ракет стали объекты критически важной инфраструктуры, в первую очередь объекты энергетики. В соответствии с законами войны это вполне логично, и вот уже замначальника Главного оперативного управления Генштаба ВСУ бригадный генерал Алексей Громов на брифинге 1 декабря сообщил о «прилётах» в ноябре по этим целям 239 крылатых ракет и 80 дронов-камикадзе.
Только за последнюю неделю ноября по объектам энергетической и военной инфраструктуры Украины были нанесены удары 40 ракетами. И это можно назвать затишьем перед бурей, поскольку в ударах по Украине российские войска уже неоднократно задействовали 80 и более крылатых ракет в одном залпе. Например, 15 ноября в залпе было собрано 96 ракет. В частности, такой порядок цифр назвал в эфире украинского телеканала пресс-секретарь Воздушных сил ВСУ полковник Юрий Игнат.
А всего с начала СВО будто бы было использовано свыше 4,7 тыс. ракет - об этом 20 ноября в обращении к участникам конференции международной организации франкоязычных стран «Франкофония» заявил Владимир Зеленский. Видеозапись опубликована на его странице в Facebook, и, поправляя Зеленского, УНИАН пишет, что «в это число не входят ракеты С-300, РСЗО, а также авиационные ракеты различных типов». Впрочем, порядок цифр может оказаться ещё больше. Например, министр обороны Украины Алексей Резников на своей странице в Twitter сообщает о 16 тысячах ракетных ударов за девять месяцев.
Разброс внушительный - практически в три раза. Но кто из этих персонажей больше балуется «травкой», пусть разбираются наркологи. И если учесть, что ноябрь был самым «ударным», то максимальное количество ракет, запущенных по целям на Украине за девять месяцев, по объективным расчётам не должно превышать примерно 2150 единиц. Так что у Зеленского в глазах двоится, а у Резникова троится исключительно по идеологическим мотивам, в противном случае им прямая дорога на Сабурову дачу - крупнейшую психиатрическую больницу Украины в Харькове.
На самом деле задачи решаются не числом, а умением и высокой эффективностью боевых средств.
Точность - «вежливость» ракетчиков
Все применяемые в ходе СВО ракеты, за редким исключением, относятся к высокоточному оружию. Например, не самая новая авиационная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» Х-59 «Овод» (по кодификации НАТО «Шкворень»), пролетев 290 км, имеет круговое вероятное отклонение (КВО) менее 10 м. Дальность полёта крылатой ракеты «Калибр» (по классификации НАТО «Пекло») составляет 1500 км, а КВО - 2-4 м. То есть стартовав с борта малого ракетного корабля из акватории Каспийского моря, она может надёжно поразить любую цель размером 9х9 метров в восточной части Украины - в секторе стрельбы от Одессы до Киева, а если старт выполняется из восточной части Чёрного моря - КР достанет до любой цели на украинской территории.
У гиперзвуковой ракеты Х-47 «Кинжал» дальность полёта свыше 2000 км и КВО - 1 метр. Когда в Ахтубинске или Энгельсе поднимается в воздух сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3 - один из носителей «Кинжала» - по всей Украине автоматически объявляется воздушная тревога. Например, 1 декабря тревогу объявили, когда с аэродрома Мачулищи под Минском один за другим поднялись в воздух три высотных истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31К (литера «К» означает носитель «Кинжалов»).
Впрочем, тревога оказалась ложной, просто самолёты перелетели на аэродром «Саваслейка» в Нижегородской области, но в офисе Зеленского украинцев предупредили - «выдыхать не стоит». «Дело в том, что они как покинули Беларусь, так через несколько часов могут и вернуться. Кроме того, сама по себе угроза удара «Кинжалом» при нахождении МиГ-31К в воздухе никуда не исчезает, поэтому тревоги при их взлётах всё равно будут объявляться», - сообщило 1 декабря УНИАН (Украинское независимое информационное агентство новостей, которое входит в медиахолдинг Игоря Коломойского).
Не даёт расслабиться киевскому режиму и немецкий журнал Der Spiegel. Статья с характерным заголовком «Следующий российский авиаудар, по-видимому, неизбежен» проиллюстрирована спутниковыми снимками от Maxar Technologies и Planet Labs, на которых изображены почти два десятка бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, готовящихся к боевым вылетам с авиабазы Энгельс-2.
Кроме того, Украина также пребывает в ежеминутном ожидании очередных ударов «Калибрами» из акваторий Каспийского, Азовского и Чёрного морей. Так, об увеличении количества кораблей на боевой службе в Чёрном море буквально 4 декабря сообщила пресс-служба ВМС Украины: «В Чёрном море на боевом дежурстве находится 21 корабль, из них четыре - носители крылатых ракет "Калибр", общий залп - 24 ракеты». При этом украинской разведке якобы стало известно, что на боевой курс корабли ложатся за два-три часа до применения оружия. Таким образом, как утверждается, у частей ПВО ВСУ есть время для подготовки к отражению атаки. Об этом рассказала 1 декабря в эфире национального телемарафона руководитель Объединённого координационного пресс-центра Сил обороны юга Украины капитан 1 ранга Наталья Гуменюк. И это украинская версия, которой они публично поделились с общественностью. Но что это меняет, если ракеты регулярно достигают назначенные цели?..
Как известно, в результате предыдущих ракетных ударов на Украине был объявлен блэкаут. 2 декабря Центр оперативной информации по вопросам гражданской защиты во Львове опубликовал в своём Telegram-канале обращение к жителям города: «В случае, когда электроснабжение будет отсутствовать в течение 24 часов и более, гарантировать устойчивую работу всей системы оповещения скорее всего мы не сможем…». Это, к слову, о способности ПВО ВСУ отражать удары.
Каждой ракете - своя цель
Наверное, не лишним будет уточнить, что палить ракетами в белый свет как в копеечку никто не собирается. Каждому ракетному удару предшествует большая подготовительная работа: разведка и доразведка цели, уточнение координат, назначение наряда сил и средств, а после удара - получение и анализ информации о результатах. Стоит ли уточнять, что ракеты подбираются индивидуально для каждой цели - в зависимости от условий пуска, дальности до цели и поставленных задач.
Если в задании нет условия высокой точности попадания, то выбирают авиационную ракету Х-22, Х-55/Х-555. Если требуется поразить цель с точностью до 10 м при дальности пуска до 5000 км, то здесь без вариантов - подойдёт только крылатая ракета Х-101, созданная в Государственном машиностроительном конструкторском бюро «Радуга» имени А.Я. Березняка. Серийное производство было освоено ещё 10 лет назад.
Так, 15 июля Х-101 оставила «неизгладимый след» на одном из корпусов ракетостроительного завода «Южмаш» в Днепропетровске. «Россия запустила крылатые ракеты Х-101 с бомбардировщиков Ту-95 над Каспийским морем», - сообщила тогда пресс-служба Воздушных сил ВСУ.
А 18 марта российская авиация использовала гиперзвуковую ракету Х-47 «Кинжал» для удара по складу боеприпасов на территории Ивано-Франковской области. Это было первое в мире боевое применение гиперзвукового оружия. Уже 9 мая «Кинжалы» прилетели в склады оружия и солдатские казармы в Одессе, а 7 августа - в заглублённый пункт управления Воздушными силами ВСУ в Винницкой области. При этом украинские военные утверждают, что это была модифицированная ракета Х-47М. Как это установили, их дело.
Впрочем, Россия «огласила» далёко не весь список боевых средств, которые могут быть применены в ходе спецоперации. Помните слова президента РФ «Мы-то по большому счёту всерьёз пока ничего и не начинали»? Так вот, это не о ядерном оружии, а о конвенционном, но по разрушительной силе сопоставимом с ядерным.
Например, хорошо зарекомендовали себя в ходе специальной военной операции на Украине термобарические или, как их ещё называют, вакуумные боеприпасы. Те, кто следит за ходом боёв, неоднократно встречали информацию о применение против особо «свидомых» националистов, забившихся в бетонные норы, огнемётов «Солнцепёк», стреляющих термобарическими снарядами. Но есть и бомбы. Одну такую, ФАБ-3000, в которой масса ВВ, в зависимости от модификации, варьируется от 1200 до 1400 кг, сбросили на завод «Азовсталь». Этого хватило, чтобы ускорить выход неонацистов полка «Азов» (террористическая организация, запрещённая в РФ) из катакомб под развалинами завода.
А где-то в российском арсенале лежит «Папа всех бомб» ФАБ-9000-М54 с массой ВВ 4297 кг. Она в четыре раза превосходит по мощности американскую «Маму всех бомб» GBU-43/B, более чем в два раза по общей площади поражения и в 20 раз по температуре в эпицентре взрыва. Для понимания: одна такая бомба - и нет правительственного квартала в Киеве. Впрочем, Зеленский нужен живым нам - как ценный свидетель преступной деятельности США на Украине.
По словам министра обороны Сергея Шойгу, с которыми трудно спорить, эффективное огневое поражение противника - важная составляющая успеха боевых действий. И значительная роль здесь отводится ракетным войскам и артиллерии. «В ходе спецоперации тестируются новые способы их боевого применения», - сказал генерал армии Сергей Шойгу на заседании Коллегии Минобороны. Глава военного ведомства признал необходимым продолжать модернизацию и создание перспективных систем вооружения с последующим применением их в ходе специальной военной операции на Украине. Иначе говоря, задачи оборонно-промышленному комплексу поставлены.