Запад пытается «заговорить» СВО
Зеленскому никто не платит
После четырёхмесячного украинского наступления Запад, пусть и нехотя, признаёт, что Украина уже не способна на прорыв российской обороны. И теперь, в преддверии сезона дождей, которые превратят просёлочные дороги в непроходимую грязь, всё чаще звучат намёки о необходимости мирных переговоров Киева с Москвой.
Есть и такой фактор. Как утверждает The Washington Times, западные союзники, в том числе США, начали уставать от Украины, хотя и обещали поддерживать эту страну «сколько потребуется». Запад дал трещину в этом вопросе, когда 30 сентября в США был принят законопроект о временном финансировании правительства, а денег на Украину там не оказалось даже в усечённом варианте.
И тут же глава внешнеполитического ведомства Европейского союза Жозеп Боррель заявил, что Европа не сможет компенсировать выпавшую финансовую поддержку США Украине: «Моя надежда, надежда украинцев на то, что США будут искать пути, чтобы пересмотреть это решение, и возобновить поддержку Украины». И это очень актуально, поскольку на организованной Жозепом встрече глав МИД стран Евросоюза собравшиеся не смогли достичь соглашения о выделении Украине военной помощи на 2024 год.
Жизнь не стоит на месте. Вот и издание Bloomberg пишет, что международная поддержка Украины уходит от «экстренного режима и ищет варианты долгосрочного подхода», поскольку перспектива затяжного конфликта становится всё более очевидной. По словам западных аналитиков, на этом фоне усиливается дискуссия о том, как долго сможет продержаться президент Украины Владимир Зеленский, прежде чем начнёт переговоры с Россией.
Пока что Владимир Зеленский не спешит. На саммите Европейского политического сообщества в Испании, который прошёл в начале октября, украинский президент заявил: переговоры с Россией вести нельзя, так как это приведёт к замораживанию конфликта, и набравшая мощь Россия к 2028 году будет угрожать (почему-то?) странам Балтии. Поэтому он призвал своих союзников предоставить Украине максимально возможную помощь в кратчайшие сроки.
При этом украинский президент, скорее всего, прекрасно понимает, что требует от Запада невозможного, что прежнего уровня поддержки ему уже не добиться. Вот и председатель Военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр заявил, что в поставках своих запасов вооружений на Украину страны Запада дошли до такой стадии, что «уже видно дно бочки».
Впрочем, ещё в 2022 году генсек НАТО Йенс Столтенберг предупреждал: конфликт на Украине завершится за столом переговоров, а его (Столтенберга) цель - помочь Киеву обеспечить «хорошие переговорные позиции». Аналогичные заявления тогда же делал и госсекретарь США Энтони Блинкен, заверяя, что союзники продолжат помогать Украине укреплять переговорную позицию. Конкретных границ никто из них не очерчивал. Но, как заявил в конце сентября этого года помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан, «речь не о том, сколько территорий сможет занять Украина, а о том, чтобы по итогу Россия не оказывала слишком большее давление на страны НАТО, что может втянуть США в конфликт».
Американский контроль и учёт
Вполне очевидно, что заявленные цели в этом конфликте у США и Украины расходятся. Поэтому администрация Белого дома предприняла весьма серьёзные шаги, чтобы поставить украинские элиты под контроль и заставить их предпринимать необходимые для США, но не всегда популярные на Украине действия. Именно для этой цели в американских СМИ была раскручена тема коррупции на Украине.
Затем Пентагоном была создана специальная группа для контроля за использованием американской военной помощи Украине, главой которой Джо Байден назначил своего спецпредставителя по восстановлению экономики Украины госпожу Пенни Прицкер. И она тут же уведомила украинцев, что «вся последующая финансовая помощь США будет увязана с требованиями антикоррупционных реформ». А через несколько дней список требований США был опубликован в «Украинской правде».
В список реформируемых в первую очередь попали сами украинские антикоррупционные органы, госаппарат, минобороны и другие силовые структуры. Одно из требований, которое касалось введения рыночных цен для населения на газ и электричество с отменой моратория на повышение коммунальных тарифов во время военного положения, было расценено украинскими политологами, как прямой удар по авторитету Владимира Зеленского.
Ссылаясь на свои источники, издание Politico подтвердило, что администрация Джо Байдена на переговорах ставит в зависимость экономическую помощь Украине от результатов борьбы с коррупцией - «чтобы Украина стала более привлекательным местом для частных инвестиций». Никаких условия для продолжения военной помощи не выдвигается, и всё-таки в публикации есть абзац, в котором говорится, что военные поставки и обучение украинских новобранцев «зависят от выполнения Киевом поставленных задач».
Тут надо понимать, что бюджет Украины почти на 60% зависит от финансовой помощи Запада, где основная доля приходится на США. Так что даже приостановка финансового потока из Вашингтона ставит под вопрос существование киевского режима. Поэтому Владимиру Зеленскому приходится выполнять всё, что прикажут из-за океана. И не дёргаться, потому что его могут заменить уже на выборах в 2024 году, на проведении которых опять же настаивают в США.
Но в политике, как и в покере, иногда важно поднимать ставку. Поэтому Запад публично пытается убедить международное сообщество, будто Украина может навязывать России свои условия для переговоров. В частности, агентство Bloomberg сообщило, что в октябре Турция планирует новую международную встречу по Украине и якобы встреча в Стамбуле пройдёт по аналогии с переговорами по Украине в Копенгагене и Джидде - то есть по так называемой формуле Зеленского, где основным условием является вывод российских войск за границы Украины 1991 года.
Но всё это слова, и не более того. При необходимости США могут с лёгкостью отправить эту «формулу» в мусорную корзину. Как, например, это произошло с идеей о предоставлении членами НАТО «личных» гарантий безопасности для Украины на двусторонней основе, которая была задекларирована на июльском саммите альянса. Глава офиса президента Украины Андрей Ермак тогда заявлял, будто для проведения двусторонних переговоров со странами НАТО всё готово, но в реальности из стран Запада никто вести таких переговоров не захотел. Потому что все понимали: такая договорённость - прямой путь к большой войне, поскольку автоматически включается 5-я статья устава НАТО.
На круги своя
Надо отметить, что на самом деле заочный диалог между Россией и США по поводу переговоров об Украине никогда не прекращался. Надо было только слушать друг друга. Например, ещё 15 сентября Владимир Путин во время встречи с белорусским президентом Александром Лукашенко в ответ на утверждение госсекретаря США Энтони Блинкена, будто переговоры Москвы и Киева из-за несхожести позиций сторон невозможны, чётко заявил: Россия от переговоров не отказывается.
Стоит напомнить, что Россия изначально стремилась решить вопросы своей безопасности путём договорённостей. 17 декабря 2021 года российский МИД подготовил проекты договоров с США и НАТО о гарантиях безопасности. Однако страны Запада отказались детально обсуждать эти предложения, поэтому Россия была вынуждена дать военно-технический ответ в виде специальной военной операции. Тем не менее даже в первый день СВО пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков пояснил, что Москва готова на переговоры с Киевом, и начало переговоров между представителями России и Украины было положено 28 февраля. Однако в апреле 2022 года под давлением Запада Украина вышла из переговорного процесса.
Но процесс, хоть и под ковром, продолжается. Причём Москва, наученная горьким опытом (переговоры в Стамбуле и в Минске), не каждое слово западных партнёров принимает на веру. Например, по мнению главы МИД России Сергея Лаврова, все предложения о временном прекращении огня - попытки взять тайм-аут, чтобы снова накачать Украину оружием. Но на очередных «Минских соглашениях» Москву уже не проведёшь.
«Говоря о том, чем это всё может завершиться, мы не видим никакого серьёзного предложения со стороны Запада», - указал министр, комментируя перспективы запуска российско-украинских переговоров.
«То, что сейчас Запад пробрасывает возможность начать переговоры, он же параллельно при этом громогласно и безапелляционно заявляет, что единственной основой для переговоров является "формула мира" Зеленского. Её даже обсуждать нечего, это чистый ультиматум», - отметил глава МИД.
Лавров обратил внимание на то, что «ни один человек мало-мальски в своём уме» не может продвигать такой ультиматум в качестве безальтернативной основы для переговоров, «если только он не стремится эти переговоры сорвать и не допустить».
Россия готова договариваться, но договариваться с учётом тех реалий, которые сейчас сложились на поле боя. «С учётом наших интересов, интересов нашей безопасности, интересов недопущения создания на границах России враждебного нацистского режима», - резюмировал Сергей Лавров.
Да и не в территории дело, земли в России достаточно. Как объяснил на заседании дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Путин, украинский конфликт это не про территории. «Вопрос гораздо шире и фундаментальней: речь о принципах, на которых будет базироваться новое мироустройство», - сказал российский президент.
Таким образом, всё возвращается к декабрю 2021 года - к проектам договоров с США и НАТО о гарантиях безопасности, в которых чётко определена позиция России: исключить дальнейшее расширение НАТО и присоединение к альянсу Украины; не размещать дополнительных военных и вооружения за пределами стран, в которых они были на май 1997-го (до присоединения к альянсу стран Восточной Европы) и далее по тексту. Как нетрудно убедиться, «формулой Зеленского» здесь даже и не пахнет.