К встрече «Леопардов» и «Абрамсов» всё готово
© flickr.com/7armyjmtc
Запас танков советского производства в ВСУ стремительно тает, нужна срочная помощь Запада.

К встрече «Леопардов» и «Абрамсов» всё готово

Вопрос с поставкой Украине американских «Абрамсов» и немецких «Леопардов» можно считать решённым. То, о чём не получилось договориться публично в формате Рамштайна, Джо Байден и Олаф Шольц решили втихаря
25 января 2023, 13:14
Реклама
К встрече «Леопардов» и «Абрамсов» всё готово
© flickr.com/7armyjmtc
Запас танков советского производства в ВСУ стремительно тает, нужна срочная помощь Запада.
Читайте нас на: 

И это принципиальное решение, поскольку отныне и США, и Германия без всяких оговорок становятся непосредственными участниками войны на Украине, то есть войны с Россией. Для Америки это относительно новый статус, а вот Германия, которая  предпринимает очередную попытку войти в одну и ту же реку, неоднократно бывала бита. Последний раз в мае 1945 года. Видимо, придётся повторить урок. Ну а американские бронированные машины окажутся в прицелах русских противотанковых средств, пожалуй, впервые. Если, конечно, не считать опыта прежних локальных конфликтов.

Например, в Афганистане в ходе бесславно завершившейся операции американцев и их союзников «Несокрушимая свобода» сгорело 9 «Леопардов», принадлежавших Дании и Канаде, ещё более десятка вышли из строя. Примерно столько же германских бронированных монстров нашли погибель в Сирии, причём от попадания одной ПТУР танк разорвало на части, экипаж полностью погиб.

Не приходится сомневаться, что на Украине «Леопарды» будут гибнуть не менее интенсивно. Для этих целей приготовлены современные ПТРК «Корнет», «Метис», другие ПТРК, новейшие пушки 2А82 танка Т-90М «Прорыв» с бронебойно-подкалиберными снарядами повышенного могущества 3БМ59 «Свинец-1» и 3БМ60 «Свинец-2», бронебойно-подкалиберные боеприпасами «Вакуум-1» и «Вакуум-2». А ещё по «Леопардам» будут работать авиация и противотанковая артиллерия. Так что милости просим… Абсолютного повторения Курской дуги, где окончательно был развеян миф о непробиваемости «Тигров» и «Пантер», никто не обещает, но очередная порция изуродованного «крупповского металла» гарантирована. Туда же дорога «Абрамсам».

«Леопарды»

Машины «Леопард-2», и прежде всего их последние модификации» (2А5, 2А6, 2А7), занимают высокие позиции в рейтингах, которые регулярно составляют западные эксперты. В первую очередь из-за высокой надёжности, хорошей броневой защиты и достаточной огневой мощи.

Разработка «Леопард-2» (танка третьего поколения) была начата в 1970 году после остановки работ по созданию совместно с США перспективного танка годов МВТ-70. Трудились усердно, но что-то пошло не так, и американцы решили, что им нужен свой танк. Немцы рассматривали два варианта: танк с пушечным вооружением и танк с противотанковым ракетным. В результате предпочтение получил первый вариант, и Министерство обороны выдало промышленности заказ на производство 1800 танков «Леопард-2».

В октябре 1979 года на заводе фирмы «Краус-Маффей» в Мюнхене была начата сборка установочной партии в 30 машин. Первый серийный «Леопард» поступил в бундесвер в октябре 1979 года. Сборка серийных машин осуществлялась на заводах «Краусс-Маффей» и «Круп Мак». В 1993-м все танковые батальоны бундесвера были укомплектованы «Леопардами-2» (2155 машин). Значительные поставки этих танков осуществлялись на экспорт: 445 машин получили вооружённые силы Голландии, 380 - Швейцарии, 160 - Швеции, 650 - Испании, закупили немецкие танки и другие государства.

Причём танки новых серий регулярно подвергались модернизациям. В 1985-1987 гг. очередная серия машин (2А4) получила увеличенную бронезащиту башни, другие элементы, повышающие выживаемость экипажа, усовершенствованный баллистический вычислитель в системе управления огнём, боекомплект снарядов повышенной мощности. Правда, и масса «Леопарда-2А4» возросла до 55 тонн.

Танка Leopard 2A4 норвежской армии.
© flickr.com/metziker
Танка Leopard 2A4 норвежской армии.

Во второй половине 1980-х годов в ФРГ приступили к созданию нового танка под шифром «Танк-2000», который должен был заменить в частях бундесвера «Леопард-1». Однако в 1990-х годах работы свернули, а наработанные технические решения были использованы при модернизации танков «Леопард-2».

В 1990 году появился опытный экземпляр TVM-2, после полигонных и войсковых испытаний получивший наименование «Леопард-2А5». Сегодня эксперты говорят, что главной его особенностью стало существенное усиление броневой защиты - на башне установили бронемодули со встроенными элементами динамической защиты, которые при необходимости могут быть заменены в полевых условиях. Модулями со встроенной динамической защитой была усилена и лобовая часть корпуса, что значительно повысило живучесть танка в бою.

Усилили и огневую мощь танка. В башне была установлена усовершенствованная 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120 с длиной ствола 55 калибров, а в боекомплект включён новый бронированный снаряд LKE-1 с повышенной кинетической энергией - с сердечником из обеднённого урана. А фирма «Крупп-Атлас-Электроник» модернизировала системы управления огнём. В панорамный прицел командира был интегрирован тепловизор, изображение с которого выводится на специальный индикатор. Это дало возможность командиру танка самостоятельно вести наблюдение за обстановкой на поле боя в тёмное время суток.

Проще говоря, всё было сделано «по-взрослому». И теперь «Леопард-2А5» по совокупности боевых свойств - мобильности, огневой мощи и броневой защите считается наиболее совершенным западным танком. Вместе с тем его боевая масса достигла критической величины - 62 т, что усложняет транспортировку и техническое обслуживание машины.

Позже появились версии 2А6 и 2А7, однако они не в счёт, потому что было изготовлено по несколько экземпляров этих машин.

Техническое обслуживание «Леопардов» последних поколений весьма трудоёмко.
© flickr.com/bundeswehrfoto
Техническое обслуживание «Леопардов» последних поколений весьма трудоёмко.

Если же вести речь о танках, которые могут попасть на Украину, то следует назвать версии 2А4, возможно - 2А5 и даже «Леопард-1». Впрочем, сошлёмся здесь на публичное заявление представителя немецкого оборонного концерна Rheinmetall, который заявил, что при необходимости Украина в общей сложности может получить 139 «Леопардов». У концерна есть возможность поставить 29 боевых машин типа «Леопард-2A4» к апрелю - маю 2023 года, ещё 22 танка могут быть поставлены в конце 2023-го или в начале 2024 года. И уже вне всяких сроков Rheinmetall готов поставить Украине еще 88 танков «Леопард-1».

Но тут появляются нюансы. Одно дело пообещать самые современные танки, другое дело - подставить их под огонь. В данном случае и бундесвер, и Rheinmetall рискуют уронить реноме «Леопардов» последней модели. Но с другой стороны, есть соблазн испытать новую технику в бою. И вот тут не понятно за кем последнее слово - за Шольцем или за Байденом, который уже доказал, что германская элита у него в руках. Пока что, насколько можно предположить, «леопардовая тема» находится в стадии обсуждения: бросить «Леопардов» в топку или пожалеть?

«Абрамсы»

В США разработка боевого танка третьего поколения была начата после того, как американцы и немцы отказались от совместного танка. Конкурс выиграла тогда фирма «Крайслер», чей опытный танк после доводки пошёл в серийное производство под названием М1 «Абрамс» (назван в честь генерала Абрамса, командовавшего американскими войсками во Вьетнаме) в феврале 1980 года. До конца 1985-го было изготовлено 3236 машин, в период с 1986-го по 1990-й ежегодно выпускалось по 840 машин для Сухопутных войск, а в 1991-1992 годах 691 машина была изготовлена для Корпуса морской пехоты.

Солдаты 1-й пехотной дивизии США заправляют танк M1A1 Abrams на блокпосту, Ирак, 3 октября 2004 г.
© flickr.com/145177318@N02
Солдаты 1-й пехотной дивизии США заправляют танк M1A1 Abrams на блокпосту, Ирак, 3 октября 2004 г.

М1 вооружён нарезной 105-мм пушкой М68Е1 (модифицированная английская пушка L7), в боекомплект которой входят выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном, а также учебные выстрелы. Используется достаточно совершенная система управления огнём. Но главная особенность М1 «Абрамс» - его силовая установка.

На М1 впервые в западном танкостроении был установлен газотурбинный двигатель AGT-1500 фирмы AvcoLycoming, который позволяет развивать максимальную мощность 1500 л.с. при 3000 об/мин. Двигатель является многотопливным и может работать на керосине, дизельном топливе и бензине. Весьма высокая удельная мощность (до 28 л.с./т) обеспечивает высокую подвижность танка. При движении по дороге танк развивает скорость до 72 км/ч.

В ходе серийного производства М1 прошёл несколько этапов модернизации, которые и привели к созданию модификации М1А1, отличающейся от исходного варианта более высокой огневой мощью и усиленной броневой защитой. Огневая мощь возросла за счёт 120-мм пушки М256, выпускающейся в США по лицензии фирмы Rheinmetall (такая же пушка устанавливается на германских танках «Леопард-2»). В боекомплект входят выстрелы унитарного заряжания со снарядами двух основных типов: бронебойные подкалиберные с отделяющимся поддоном и оперённым сердечником (изготовлены из вольфрама или обеднённого урана) М827 и многоцелевые (кумулятивного и осколочно-фугасного действия) М830.

Для усиления защиты танка в состав брони лобовых частей корпуса и башни введены включения из обеднённого урана. Общее количество выпущенных американской промышленностью танков М1А1 оценивается в 4227 единиц. А в ноябре 1988 года в Каире было подписано соглашение об организации сборки и совместного производства 555 танков М1А1 для египетских вооружённых сил. Единственным отличием египетского варианта танка является использование многослойной брони - как на первой модификации М1. В использовании брони, изготовленной с применением обеднённого урана, египтянам американцы отказали.

Уже на основе М1А1 был создан танк М1А2 «Абрамс». Усиление его броневой защиты обеспечивалось как за счёт более широкого использования элементов из обеднённого урана, так и за счёт установки противокумулятивных экранов над крышей башни. По мнению авторитетных западных специалистов, М1А2 являлся в начале третьего десятилетия XXI века вторым танком НАТО после германского «Лепарда-2А5» по уровню основных боевых свойств - мобильности, огневой мощи и броневой защиты.

Самый тяжёлый из основных боевых танков на Земле М1А2 Abrams.
© flickr.com/soldiersmediacenter
Самый тяжёлый из основных боевых танков на Земле М1А2 Abrams.

Теперь нюансы. М1А2 - самый тяжёлый из основных боевых танков планеты, его вес - 63,1 т, по этому показателю М1А2 превзошёл «Леопарда». И трудно сказать, как танки с таким непомерно большим весом справятся с украинской распутицей. Не менее интересный вопрос, кто будет управлять этими боевыми машинами. Вряд ли украинские экипажи, которые уже давно переучиваются на «Леопарды» в Германии и на «Абрамсы» в Польше, успеют в полной мере постичь боевое мастерство до начала основных событий.

«Леклерки»

Раз пошла такая пьянка, как тут обойтись без Эмманюэля Макрона! Как только Шольц и Байден заявили о готовности поставлять танки Украине, тут же и хозяин Елисейского дворца, прежде полагавший обойтись колёсным танком, допустил, что теперь Париж может передать Киеву современные танки АМХ-56 «Леклерк». Но поставки, как было заявлено, возможны при трёх условиях: если «это не приведёт к эскалации», если это «сможет оказать реальную и эффективную поддержку Украине» и «не ослабит обороноспособности Франции».

В общем, очередная французская хитрость, освоенная ещё во Вторую мировую войну. Если будет побеждать коллективный Киев, Макрон присоединится (как в своё время де Голль) к НАТО, если Москва - он тут ни при чём, и как ни в чём не бывало снова начнёт названивать в Кремль…

Что же касается «Леклерка», то танк был создан  знаменитым французским концерном GIAT (ныне Nexter) в 1980-е годы для замены устаревшего AMX-30. В 1992 году танк пошёл в серию. «Леклерк» вооружён 120-мм гладкоствольной пушкой CN120-26 с длиной ствола 52 калибра плюс 12,7-мм и 7,62-мм пулемётами. Вес последней модернизации - более 57 т. Мощность двигателя в 1500 л.с. позволяет развивать скорость по пересечённой местности до 50 км/ч. Экипаж, как и у российских танков, 3 человека. Эксперты считают машину добротным танком. Всего было выпущено более 870 таких машин. Но поскольку танк получился очень дорогим, условия его поставок обозначены весьма неопределённо.

Французский АМХ-56 «Леклерк» на учениях.
© flickr.com/bronpancerna
Французский АМХ-56 «Леклерк» на учениях.

В настоящее время на вооружении французских сухопутных войск находится более 200 «Леклерков». Почти 400 машин закупили для своих вооружённых сил ОАЭ, и более 80 - Иордания. Тут уместно заметить, что в бою танки французского производства применила только армия ОАЭ в гражданской войне в Йемене. В целом неудачно: два танка подорвались на фугасах, два танка были повреждены в результате обстрела ПТУР и ракетой комплекса «Точка». Подчеркнём, в настоящее время выпуск машин не ведётся, и если «Леклерки» всё-таки окажутся на Украине, счёт пойдёт на выбывание.

«Прорыв»

Однако всё, похоже, идёт к тому, что встреча на Украине современных западных танков с российскими неизбежна. И тут самое время помянуть добрым словом главного конструктора «Уралвагонзавода» Владимира Ивановича Поткина, под руководством которого был разработан танк Т-90, объявленный в октябре 1992 года основной машиной Российской армии. А с 1997 года началось продвижение на мировой рынок экспортной модификации танка - Т-90С, который сразу же создал конкуренцию всем западным машинам.

Многие эксперты тогда назвали Т-90 «доминирующим на поле боя». А в 2010-х годах «Уралвагонзавод» инициировал опытно-конструкторский проект под названием «Прорыв-3», в рамках которого появился танк Т-90М «Прорыв», впервые представленный на форуме «Армия-2018». В части первые танки пошли весной 2020 года.

В этой машине много нового. Установлена динамическая защита последней версии «Контакт-5». А система активной защиты «Арена-М» позволяет обнаруживать локатором атакующие машину объекты - управляемую ракету, гранатомётный выстрел или бронебойный танковый снаряд и выстреливать в направлении цели сноп поражающих элементов. Немаловажным элементом, влияющим на живучесть машины и выживаемость экипажа, является автомат заряжания, который отделён от остальной башни довольно толстым листом брони.

«Прорыв» вооружён новейшей пушкой 2А82 (установленной и на перспективном танке Т-14 «Армата») с широким набором современных снарядов повышенного могущества. Основным прицелом на Т-90 является высокоавтоматизированная система управления огнём «Калина», позволяющая значительно повысить точность огня, сократить время подготовки первого выстрела и оснащённая автоматом сопровождения цели.

Боевая машина интегрирована в сетецентрическую систему тактического управления «Созвездие-М2», которая с помощью так называемого армейского интернета объединяет в единое информационное пространство на поле боя все объекты, оснащённые подобными комплексами. Танк может получать целеуказание даже о тех целях, которые экипаж визуально не наблюдает: координаты поступят с командного пункта, БПЛА или другого средства разведки.

«Прорыв» оснащён новейшим дизельным двигателем В-92С2Ф мощностью в 1130 л.с. Учитывая, что масса танка составляет всего 48 т, такая мощная силовая установка даёт танку феноменальную подвижность и манёвренность. Именно эта машина по праву заслужила репутацию «летающего» танка, из-за трюка с преодолением трамплина, который она показывала на различных военно-технических выставках.

«Прорыву» придётся разбираться с этим «зверинцем».
© flickr.com/bronpancerna
«Прорыву» придётся разбираться с этим «зверинцем».

Многие серьёзные военные обозреватели считают, что «Прорыву» предназначено и дальше доминировать на поле боя, в том числе и с участием новейших машин западного производства. Иначе говоря, западным бронированным пришельцам будет несладко на Украине.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама