«Убийцы» «Арматы»: смогут ли Leopard 2A7V и французский Leclerc догнать российский Т-14
Немного хронологии
Танки на платформе «Армата», как и другие боевые машины, построенные на этой платформе, впервые показали на Параде Победы в 2015 году. Почти сразу после презентации перспективной бронетехники стали появляться сообщения, что ведущие европейские концерны приступили к созданию танков, способных сравниться по огневой мощи и средствам защиты с российской техникой. Правда, с самого начала было очевидно, что быстрыми эти проекты не будут.
В начале 2019 года на выставке International Armoured Vehicles 2019 в Лондоне французский промышленный концерн Nexter показал новый танк Leclerc. Изменения в бронезащите, как внешне, так и по предоставленным разработчиками документам, практически отсутствовали. Единственное отличие от боевых машин предыдущего поколения - переработанное орудие калибра 140 мм.
Ещё примерно год понадобился инженерам из немецкой компании Krauss-Maffei-Wegmann, чтобы доработать под «перспективные сражения» свой самый современный танк - Leopard 2A7. Новая модификация получила индекс 2A7V. Буква «V» в индексе, как отметил руководитель проекта подполковник Йорг Шмерер, указывает на нововведения, позволяющие танку максимально эффективно действовать на поле боя.
Про разницу подходов
По своей сути Leopard 2A7V - верхняя точка развития немецкого танкостроения на сегодняшний день. Машина, по словам Шмерера, получила улучшенные системы обнаружения и защиты от снарядов и ракет противника, но о создании перспективного танка речь больше не идёт. Собственно, «V», или Verbessert, как раз и означает «Улучшенный». От единой франко-германской концепции и создания машины по проекту Main Ground Combat System, равно как и от создания машины по проекту MBT, европейские танкостроители решили отказаться.
Причин для этого хватает. Французские инженеры традиционно опираются на средства визуального обнаружения противника на дальних дистанциях, в то время как немцы сосредоточенно работали по улучшению огневой мощи и средств защиты. Единую машину с немецким шасси и французским боевым модулем так и не согласовали - то ли участников проекта не устраивало разделение ролей, то ли потенциальная эффективность перспективного танка оказалась ниже расчётной.
Несмотря на отказ от совместного сотрудничества, и французский Nexter, и немецкая Krauss-Maffei-Wegmann совершили примерно одинаковые ошибки, исправлять которые, вероятно, будут на следующих поколениях боевой техники. К примеру, выбор уже существующих платформ неизбежно приведёт (и, вероятно, уже привёл) к ряду ограничений по массе. Если говорить простыми словами, бесконечное наращивание брони, даже «замешанной» как на традиционных компонентах, так и перспективных высокопрочных композитах, гарантированно приведёт к росту массы танка.
Вместе с загруженным боекомплектом, топливом, вспомогательными системами и всем необходимым масса Leopard 2A7V, который, к слову, помимо средств обнаружения, получил и новое орудие калибром 140 мм, вплотную приблизилась к 70 тоннам. И это при том, что среди причин расстрела танков Leopard 2A4 в Сирии, принадлежащих турецким военным, указывалась посредственная мобильность. Теоретически, мультитопливный дизельный двигатель на 1.500 лошадиных сил у Leopard 2A7V должен решить проблему возросшей массы, однако окончательные выводы по этому поводу можно будет сделать лишь в тот момент, когда первые машины вступят в бой. Впрочем, назвать танк абсолютно новым можно лишь с большой натяжкой. Большая часть машин будет переделываться в версии 2A7V из предыдущих модификаций.
По орудиям для нового танка нет финального решения, даже несмотря на то, что новую модификацию немцы уже собираются продавать на экспорт. Известно, что по первоначальному плану танки Leopard 2A7V должны были получить новое модернизированное 120-мм орудие L55A1 повышенной мощности. Однако новую танковую пушку получат только танки, переделываемые из машин модификации Leopard 2A4 (имеющие старые пушки L44), а танки, модернизируемые из модификаций Leopard 2A6/А7, сохранят свои орудия L55.
Правда, есть существенные основания полагать, что бундесвер не рискнёт проверять эти машины в бою самостоятельно. Всего 100 перспективных машин предназначены для немецких бронетанковых соединений, в то время как для ряда стран Ближнего Востока, в том числе ОАЭ и Катара, зарезервировано больше 400 единиц.
Разница потенциалов
Т-14, несмотря на технологичность, тоже стал заметно тяжелее своих предшественников. Масса танка Т-72Б3 по-прежнему остаётся в пределах 46 тонн, в то время как Т-14 «Армата» прибавил в весе и его масса составляет 55 тонн. Правда, в отличие от немецких и французских танкостроителей, УВЗ решил проблему набора массы радикально. Кроме того, что дизельный многотопливный двигатель Т-14 можно запрограммировать на мощность от 1.500 до 1.950 лошадиных сил, сама машина весит на 15 тонн меньше, чем ближайшие конкуренты из Европы.
Главное решение российских танкостроителей, похоже, окончательно одобрили и утвердили: никакого наращивания брони в угоду ходовым качествам, только сбалансированные решения. Комплекс активной защиты «Афганит» и динамическая защита «Малахит» в этом смысле стали ещё одним способом снизить массу боевой машины. Комбинированная защита «Малахит» позволила отказаться от катанной брони в пользу «пирога» - многослойной системы защиты, выполняемой не только из классических, но и, в том числе, из облегчённых материалов.
Очевидно, что ставка была сделана не только на снижение веса, но и на функциональность. При этом разработчик систем защиты для танка «Армата» - Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения подошёл к решению вопроса комплексно. Чтобы не создавать вокруг машины дополнительные «слои» пассивной защиты, которая могла бы уберечь технику и экипаж от прямого попадания снаряда или управляемой ракеты, ВНИИТРАНСМАШ создал систему, которая позволяет проводить регистрацию импульсного и модулированного лазерного излучения, лазерных дальномеров и лазерных систем наведения ПТУР во всех диапазонах длины волны и создаёт помехи системам наведения и прицеливания в лазерных, ИК и радиолокационных диапазонах длины волны.
В переводе с научно-технического на обычный русский язык это значит, что разработчик справедливо решил, что предотвратить угрозу дешевле и полезнее как с точки зрения живучести машины, так и с точки зрения её эффективности на поле боя.
Немецкие и французские танкостроители, в свою очередь, демонстрируют другой подход. Про усиление бронирования у немецких танков уже известно, а вот французский метод повышения мобильности по-прежнему выглядит весьма странным. Единственная современная модификация танка Leclerc под индексом Azur предназначена для действий в городе. Сложно судить о том, какие шансы у танка Leclerc на выживание в танковых дуэлях, когда в городе единственные вспомогательные инструменты - несколько боковых экранов и десяток датчиков.
Ориентир
Разумеется, что разница подходов российских и европейских танкостроителей обусловлена разным пониманием применения боевой техники в конфликтах будущего. Создатели российской бронетехники хорошо понимают, что танк - технически сложная и дорогая боевая машина, потеря которой отразится не только на стоимости ведения боевых действий, но и на успехе войск в конкретной наступательной операции.
И хотя в случае с танком Т-14 имело место некоторое заимствование (например, выбор в пользу 125-мм орудия 2А82, а не разработка принципиально новой танковой пушки), экономика и механика Т-14 выполнена на качественно ином, недоступном (по крайней мере, в ближайшие несколько лет) уровне для мировой танковой промышленности. После того, как первые танки «Армата» отправились на опытно-войсковую эксплуатацию, стало очевидно, что Т-14 на пару поколений «ушли вперёд» от любого танка, производимого на данный момент для внутреннего пользования. В определённом смысле, крупносерийного производства танков Т-14 в ближайшее время не потребуется, потому что для него, к удивлению многих аналитиков, нет достойного противника и угроз, существование которых можно было бы прекратить производством уникальной техники.
Ближайшие несколько лет, несмотря на новизну, станут своеобразным испытанием для танков Т-14. Вероятнее всего, танк, представленный публике в 2015 году, в канун 70-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне, покажут совершенно в новом виде. Что касается поставок в войска, то полноценных «тысячных» серий из танков Т-14 в ближайшее время ждать не приходится.
Несмотря на принципиально новый подход к разработке и производству техники, танки Т-14 рядом зарубежных изданий сознательно ставятся на низшие позиции в рейтингах эффективности бронетехники. К примеру, издание Military Today до сих пор не пересмотрело свой взгляд на технологичность российских танков, отдав первые три места немецкому танку Leopard, южнокорейскому K2 и американскому M1 Abrams SEP. Боевые танки Т-14 на платформе «Армата» заняли в рейтинге американского издания лишь пятое место, несмотря на то, что большинство боевых машин, указанных в перечне, давно устарели - как морально, так и технически.