Война на Украине как коммерческая услуга
Проболтался…
Заявление сенатора США Линдси Грэма о том, что лучшая американская инвестиция - в «смерть русских на Украине», стало глобальным мемом и облетело все мировые СМИ. Потом поступило разъяснение, будто на самом деле это была информационная спецоперация киевских спецпропагандистов и сюжет «склеили» с заведомым умыслом. Дескать, диалог Линдси Грэма с Владимиром Зеленским выглядел иначе, а попавшая в эфир фраза была составлена из двух никак не связанных между собой фрагментов.
В том, что в офисе украинского президента собрались ещё те прохиндеи, никто не сомневается. Но даже они вряд ли решились бы так вульгарно подвести под монастырь представителя «вышестоящего командования» - просто на радостях от услышанного не просчитали последствия. И тут же в ход пошёл апробированный приём: дескать, ветераны «Команды 95» ни при чём, сюжет перемонтировали коварные русские. Включился в игру и сенатор Грэм, заявивший агентству Reuters: «Как обычно, российская пропагандистская машина усердно работает». Но поскольку у экзальтированного американского парламентария что на уме, то и на языке, он тут же опять проговорился: «Для США помощь Украине избавиться от российских военных стала хорошей инвестицией».
Естественно, представитель МИД России Мария Захарова не упустила момент увязать заявления Линдси Грэма с инвестициями США в Третий рейх, которые, как известно, не прекратились даже после падения Берлина. Это о том, что американское правительство приняло в свои объятия тысячи нацистских преступников и немало посодействовало, чтобы они избежали заслуженной кары. Такая аналогия имеет право на существование ещё и потому, что в нынешней Украине культ Третьего рейха де-факто стал чуть ли не государственной идеологией, а портреты фюрера мило соседствуют с изображениями Кобзаря. И никуда от этого киевскому режиму не деться.
Что же касается позиции шестидесятивосьмилетнего сенатора Линдси Грэма, то тут следует напомнить, что он полковник запаса ВВС США и, находясь на службе, занимал должности в группировке американских войск в Западной Германии, где и пропитался духом холодной войны. Отсюда и его животная русофобия.
Таким образом, в заявлениях Линдси Грэма нет ничего удивительного. В то же время нельзя исключать, что это ещё и элемент эпатажа. Достаточно напомнить, что он грозился блокировать законопроект о повышении потолка американского госдолга, пока в нём не появится поправка о выделении дополнительного финансирования ВСУ. Кроме того, именно он заявил, что для завершения конфликта на Украине надо убить российского президента.
В среде американских политиков персонажей с такими взглядами принято называть неоконами - исходя из продвигаемой ими идеологии неоконсерватизма, в соответствии с которой США должны использовать всю экономическую и военную мощь для победы над враждебными режимами и для утверждения в этих государствах «демократии». Естественно, американского образца, которая пришла на смену «германской демократии» 40-х годов прошлого века.
План Байдена
Сегодня неоконсерваторы присутствуют как в рядах демократов, так и в Республиканской партии США. Стоит напомнить, что после государственного переворота в Киеве, когда конфликт на Украине только начал разгораться, такие неоконы, как Линдси Грэм и Джон Маккейн, призывали президента Барака Обаму срочно передать Украине американское оружие для противостояния с Россией.
«Дайте им оружие, в котором они нуждаются. Дайте им всё необходимое. Дайте им возможность сражаться», - говорил тогда республиканец Джон Маккейн. А представитель демократической партии Роберт Мендес, возглавлявший на тот момент Комитет Сената по международным отношениям, заявлял: «Мы должны предоставить украинцам оборонительное оружие такого типа, которое заставит Россию заплатить значительную цену». Но мы же знаем: где оборонительное вооружение, там тут же появляется и наступательное...
Впрочем, в 2014 году Барак Обама эту идею не поддержал. Но стоит отметить, что биологической русофобией неоконов была заражена и часть президентской администрации. И удивляться тут совершенно нечему, поскольку в сознании большинства американцев со времён холодной войны намертво укоренился штамп «Россия - это враг», который не требует доказательств.
Неоконы ещё больше подняли голову с приходом президента США Джо Байдена, так как в его администрации уже всецело разделяли их взгляды. В марте 2021 года группа экспертов и бывших американских дипломатов разработала «план реванша» по Украине для новой администрации Белого дома. В рамках этого плана предполагалось после прохладных отношений при президенте Дональде Трампе наладить тесный политический контакт с Киевом, до зубов вооружить ВСУ (что в результате и было сделано), а также разместить дополнительный контингент НАТО в Юго-Восточной Европе. Можно предположить, что отказ киевского режима от выполнения Минских соглашений тоже был пунктом этого плана, что впоследствии вынудило Россию начать специальную военную операцию.
Сегодня уже не вызывает сомнений, что тезисы о «лучших инвестициях США в смерти русских на Украине», это не фигура речи, а установка неоконсерваторов, получивших практически полную власть в США. Выступая в конгрессе в конце января этого года, сенатор-республиканец Роджер Уикер прямым текстом заявил, что ослабление России - одна из главных целей помощи США Украине. «Для тех, кто задаётся вопросом о стоимости нашей помощи, я бы просто предложил задаться альтернативным вопросом: во сколько обойдётся американцам прямая конфронтация с русскими в человеческих жизнях и ресурсах? С этой точки зрения, мы получаем чертовски выгодную сделку, помогая Украине вести свои собственные боевые действия».
Может быть, не так ярко такую же мысль в апреле прошлого года выразил официальный представитель американской исполнительной власти министр обороны США Ллойд Остин: «Мы хотим видеть Россию ослабленной до такой степени, чтобы она не могла делать те вещи, которые она сделала на Украине». Но, видимо, за преждевременную откровенность его не похвалили, поэтому пару месяцев спустя Остин отказался повторить свои слова на бис.
Но одно дело молоть языком, а другое - воевать с равной по силе ядерной державой, а может, и превосходящей. Только по этой причине сама вероятность прямой конфронтации с Россией из-за конфликта на Украине для руководства США пока что считается неприемлемой. И после вторжения украинских ДРГ в Белгородскую область с использованием американской техники, а также после атаки дронов на Москву американские официальные лица различного уровня поспешили откреститься от случившегося.
В этом плане характерно заявление координатора по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джона Кирби. 31 мая он пояснил, что администрация президента Джо Байдена выступает против любых атак на территорию России «вне вновь присоединённых субъектов». Отвечая на вопрос журналиста, почему Белый дом занимает такую позицию, он откровенно, как на духу заявил, что США пытаются «избежать начала Третьей мировой войны», что прямой конфликт с Россией «не отвечает интересам национальной безопасности США». Пока не отвечает. И действительно, как бы неоконы ни лелеяли свою давнюю мечту уничтожить Россию, на данный момент они практически достигли предела своих возможностей. К тому же в сегодняшнем геополитическом раскладе Вашингтону приходится учитывать Китай, который в доктринальных документах США значится основным конкурентом Америки.
Но не всё так просто «в стране победившей демократии» - идеи неоконов находят всё меньше поддержки у американской общественности. В октябре 2022 года крайне левая фракция в Палате представителей Конгресса США от Демократической партии даже пыталась инициировать начало мирных переговоров между Россией и Украиной при посредничестве США. Однако эта инициатива была грубо задавлена партийным руководством. Но времена меняются, и сегодня электорат этой фракции, в которой преобладает молодёжь, требует от парламентариев конкретных действий по установлению мира на Украине. А кандидат на пост президента от Демократической партии Роберт Кеннеди-младший открыто выступает против военной поддержки Украины.
Самое примечательное, что большинство сторонников Республиканской партии, если верить опросам, тоже негативно относятся к военной помощи Украине. Основные республиканские кандидаты Дональд Трамп и Рон Десантис, несмотря на внутренние разногласия, солидарно выступают за немедленное установление мира.
«Россия» пишем, Китай в уме
Понятно, что в таких условиях центральные СМИ США, казавшиеся в руках демократов, прилагают все усилия, чтобы обосновать целесообразность военной поддержки Украины. И поскольку всё громче звучат голоса о том, конфликт на Украине обходится Америке слишком дорого, что увеличивается риск ядерной конфронтации с Россией, что истощается боеготовность армии США, что отвлекается внимание от куда большей угрозы, исходящей от Китая, Washington Post опубликовала перечень из десяти причин, объясняющих почему США должны поддерживать Украину.
Первой причиной указано то, что победа России на Украине придаст смелости врагам США. Затем отмечается, что поражение России поможет сдержать Китай от претензий на Тайвань и это же обстоятельство якобы подорвёт российско-китайское партнёрство. Ещё одной из причин называется возможность с помощью ВСУ ослабить в расчёте на будущее потенциал российской армии. Кроме того, отмечает Washington Post, конфликт на Украине позволяет испытывать новые виды вооружения и поддержать американский ВПК. И уже в конце этого перечня издание усердно пытается убедить читателя в том, что победа Украины достижима, надо только ещё больше оружия предоставить ВСУ.
Однако голос Washington Post уже не звучит так убедительно, как в былые времена. Тенденции в Демократической и Республиканской партии, накопившиеся внутренние проблемы внутри занимают политиков больше, чем проблемы на внешнем контуре. Ведь и сам мир меняется, и на этот процесс невозможно не реагировать. Так, в Республиканской партии уже обозначились концептуальные альтернативы, суть которых раскрыл Элбридж Колби - внук главы ЦРУ Уильяма Колби. Издание Politico назвало его интеллектуалом, который «оформляет контуры внешней политики Республиканской партии». Уже в течение многих лет Элбридж Колби продвигал мысль, что именно Китай является главной внешней угрозой для США, поэтому американцам следует сосредоточиться на Азии, игнорируя всё остальное, включая Россию и Украину.
И хотя американский политикум пока ещё колеблется с окончательной расстановкой сил, не приходится сомневаться, что главным врагом США окончательно будет определён Китай. В этом плане показательна перемена в позиции сенатора Марка Рубио, который раньше не переставал рассуждать о «российской угрозе», а теперь прямо заявляет, что для США нет ничего опаснее коммунистического Китая.
В таком контексте становится более понятным стремление США напичкать Украину оружием. Цель одна: если не одержать победу над Россией в украинском конфликте, то хотя бы максимально ослабить. И сколько ради достижения этой «великой цели» поляжет украинцев, Вашингтон, где отлично помают, что воевать на два фронта не получится, абсолютно не волнует - пусть хоть все до одного. Это в Киеве наивно полагают, будто Украина превыше всего, на берегах Потомака убеждены в другом: превыше всего США. А докладывать об этом какому-то «расходному материалу» совсем необязательно. Жизни украинцев уже куплены. Продавец - Владимир Зеленский.