Час патриотов настаёт
© globallookpress.com
Правые партии укрепляют позиции по всей Европе.

Час патриотов настаёт

Возвращение Европы: новые правые побеждают и забирают континент себе?
26 июля 2023, 06:32
Реклама
Час патриотов настаёт
© globallookpress.com
Правые партии укрепляют позиции по всей Европе.
Читайте нас на: 

Разделение Европы на два противостоящих лагеря на Украине приводит к тому, что проект бесконечной евроинтеграции начал терять смысл для стран Евросоюза. С начала СВО ускорились внутренние процессы переоценки приоритетов у разных европартнёров на уровне пассивного пока общественного мнения. Тупики во внешней политике Запада (США) и угроза масштабного конфликта на континенте могут привести к обвальной смене национальных элит. В отсутствие у Брюсселя стратегического проекта созидательного развития Европы, зреют центробежные тенденции среди стран-членов, внутри которых набирают силу новые правые движения. Тем более что успешные алгоритмы их прихода к власти в Италии и Венгрии уже работают, легализуя очевидный запрос на ренационализацию правящего класса.

«Брюссельских бюрократов просят удалиться»

«Час патриотов настал» - с этим лозунгом премьер-министр Италии Джорджа Мелони поддержала испанскую ультраправую партию Vox накануне выборов, заверив её сторонников, что их успех на выборах в Испании 23 июля приведёт к «переменам в политике Европы». «Крайне важно, чтобы была создана консервативная, патриотическая альтернатива», - сказала Мелони на митинге Vox в Валенсии. «Европе необходимо снова осознать свою роль и влияние, чтобы стать политическим гигантом, а не бюрократическим».

Оставаясь сторонницей НАТО и войны против России на Украине, убеждённая националистка Мелони мыслит себя лидером нового европейского интернационала популистов, способного скинуть засилье брюссельских аппаратчиков и реализовать проект «сверхдержавной Европы наций».

Джорджа Мелони: «В Европе настало время патриотов».
© Кадр из видео
Джорджа Мелони: «В Европе настало время патриотов».

Пассионарная итальянская патриотка в прошлом году уже приезжала на слёт в испанскую Марбелью, чтобы лично призвать местных правых присоединиться к ней в борьбе с «лобби ЛГБТК», «гендерной идеологией», наплывом мигрантов и «брюссельскими бюрократами». В этой кампании Мелони посоветовала сторонникам Vox довериться избирателям, «которые намного умнее, чем некоторые думают», и назвала Финляндию, Польшу, Чехию и Венгрию странами, где у власти уже находятся партии единомышленников. Расчёт прост: если затянуть в Европе войну и продлевать кризис от ковида до «зеленого» перехода, то правая линия победит.

Иллюстрируя картину правого уклона в ЕС, правоцентристская Народная партия (НП) победила на прошедших в воскресенье в Испании досрочных всеобщих выборах, забрав 136 кресел из 350 в Конгрессе депутатов и опередив правящих социалистов с их 122 местами. Характерно, что у крайне правой партии Vox - 33 места: вместе с «народниками» она готова претендовать на мандат по формированию правительства.

Vox - наиболее вероятный партнёр НП по коалиции, которая могла бы узаконить первый кабинет Испании с ультраправыми министрами за последние 50 лет. На этот раз им не хватает абсолютного большинства, но даже попытка станет легализацией национальных правых и в этой стране, где долгие годы правил генерал Франко.

Турецкое издание Milliyet пишет, что в последние годы по всей Европе крайне правые и популистские партии вышли за рамки традиционных пропорций голосования и становятся ключевой силой. В частности, очень быстрый рост иммиграции в Европу из Сирии и других стран региона в последние годы может, по мнению газеты, «сместить массы, традиционно голосовавшие за центристские партии в европейских странах, на крайне правые позиции».

Vox - наиболее вероятный партнёр правоцентристской Народной партии по коалиции.
© globallookpress.com, A. PéRez Meca
Vox - наиболее вероятный партнёр правоцентристской Народной партии по коалиции.

Рейтинг крайне правых формирований, на основе последних опросов, колеблется в диапазоне 10-20% в Западной Европе. Очевидно, что правые популисты, которые уже стали «центристами» в Венгрии и Польше, могут преодолеть планку в 50%. В Европе они наиболее сильны в Венгрии и Польше, а слабее всего - в Португалии и Англии.

Надолго ли правые останутся крайними?

Современные ультраправые партии - это вовсе не пещерные фашисты или нацисты из 30-х - 40-х годов прошлого века. И точно не украинские бандеровцы с трезубом и планом «вешать жидов и москалей». Те, кто стремится во власть в сытой Западной Европе, меньше всего хотят испугать «аналогиями» средний класс, который составляет основу правого электората.

Ведь Джорджа Мелони прошла школу Национального Альянса, прямого наследника фашистов, а потом перекрасилась в партии Берлускони, чтобы основать свою - «Братья Италии». А как ещё реализовать премьерские амбиции, сохранив за собой костяк из умеренных шовинистов, христианских консерваторов и ультрапатриотов. А они есть во всех странах Европы.

Откровенная слабость левых движений, дискредитированных эксцессами боевой «Антифа», «Красными бригадами» и вышедшими из моды твёрдыми марксистами-ленинцами, привела к выхолащиванию исторических социалистических партий. Пройдя испытания властью во всех ведущих странах Европы - во Франции, в Греции, Италии, Германии, - социалисты во многом утратили рабочие корни, пассионарность и репутацию.

Правоцентристы перехватили их идеологическую повестку и придали идентичность. На этом фоне политиков, способных услышать недовольных сограждан и называть вещи своими именами, можно найти лишь на крайних полюсах спектра.

Пример правого консерватора Виктора Орбана из бывших комсомольцев, успешно руководящего Венгрией и покупающего газ у России в пику Брюсселю, Соросу и Госдепу США, будоражит фантазию национал-популистов Европы. Приход Джорджи Мелони на должность главы правительства в Риме прозвучал как второй звонок в евротеатре.

Виктор Орбан бросил открытый вызов Брюсселю, Соросу и Госдепу США.
© globallookpress.com
Виктор Орбан бросил открытый вызов Брюсселю, Соросу и Госдепу США.

Но такие популярные суверенисты, как Марин Ле Пен или Эрик Земмур, не смогли преодолеть инерцию французского обывателя и победить надоевшего всем Макрона во Франции, опираясь только на протестный электорат. Национальный и трансграничный капитал осторожничает, прежде чем сделать ставку на сильную политическую фигуру патриотической закваски в европейской стране.

Чтобы тенденция к смене элит утвердилась, нужен громкий третий звонок. Спектакль по новому сценарию может начаться в Европе только с приходом к власти нового поколения в ключевой европейской державе - Германии. Для выживания НАТО и ЕС критичен расклад сил в этой ведущей экономике Европы.

Откровенная слабость правящей коалиции в ФРГ и её слепое следование в русле политики Вашингтона, спровоцировали размывание ядра электората традиционных немецких партий. На этом фоне отток голосов избирателей в пользу недавнего аутсайдера партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) стал определяющей тенденцией внутренней политики, которая может на ближайших выборах в корне изменить лицо ФРГ.

Третий звонок АдГ

Рейтинг АдГ, выступающей за восстановление диалога и торговых отношений с Россией, достиг в июле 22%, что является наивысшей отметкой за всю историю её существования, согласно результатам социологического опроса, проведённого институтом «ИНЗА». Если бы парламентские выборы проходили сегодня, АдГ поддержал бы каждый пятый избиратель, что обеспечило бы партии второе место. От лидера опросов - правого блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС), у которого 26% симпатий респондентов, АдГ отстаёт лишь на 4 процентных пункта и уже влияет на его повестку.

В Германии рекордно вырос рейтинг ультраправой партии АдГ.
© globallookpress.com
В Германии рекордно вырос рейтинг ультраправой партии АдГ.

Общая динамика евроскептиков и популистов пугает Евросоюз, поскольку они выступают за «Европу наций», то есть за пересмотр Маастрихта и Лиссабона, с закреплением приоритета национальной юрисдикции над брюссельской.

Почти все проевропейские партии ФРГ, включая правящую коалицию, находятся в кризисе, и с начала СВО упорно теряют поддержку немцев. Как пишет Bild am Sonntag, триумфатор выборов 2021 года, канцлер Олаф Шольц и его Социально-демократическая партия (СДПГ), могут рассчитывать на 18% голосов, «Союз-90/Зелёные» - лишь на 14%, Свободная демократическая партия (СвДП) - на 7%.

Неуклонный рост рейтингов «нерукопожатной» для либералов партии АдГ, тревожит главу МИД ФРГ Анналену Бербок, амбициозную «музу» «зелёных», которая сама обвалила имидж экологов в глазах избирателей. Она судорожно ищет объяснение усилению конкурентов и приписывает популярность АдГ частым разборкам внутри правящей коалиции, а также влиянию СВО.

«Во времена неопределённости, как, например, сейчас в связи с российской войной, популистским партиям всегда легче», - поделилась с «Вельт» безграмотная фройляйн своей смелой догадкой. Бербок, которая ранее во всеуслышание брякнула, что её «обещания оружия Киеву важнее интересов германского избирателя», теперь гадает куда ушли голоса.

Главным вопросом, который всё время задаётся немецкому обывателю в мейнстрим медиа, стал - «Является ли партия "Альтернатива для Германии" пророссийской?». Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) поясняет: ответ на него определит судьбу опального политдвижения. Ведь у федеральной власти нет более действенного инструмента, чтобы поставить неудобную для проамериканской верхушки ФРГ партию вне закона.

Ярлык проверен: неопределившийся избиратель шугается, а Ведомство по охране конституции (политическая спецслужба) получает ордер на внедрение в ряды и разработку актива АдГ, в поисках «руки Кремля»! Но можно и промахнуться: если избиратель заметит политическое преследование, он сменит ориентиры.

Поднятие занавеса

Интересно, что, согласно анализу влиятельной FAZ, в АдГ присутствуют как пророссийские, так и пронатовские элементы. Депутат от АдГ Ойген Шмидт, например, кинулся на защиту натурализованных в ФРГ русских, у которых незаконно конфисковали автомобили на таможне. Это трактуется СМИ, как явно «пропутинские» взгляды, хотя Шмидт отстаивает равенство всех перед законом и воюет с русофобией, противоречащей европейским ценностям. Зато депутат Рюдигер Лукассен, бывший офицер генштаба бундесвера, явный пронатовец, тянет АдГ на Запад и на войну на Украине, пишет FAZ.

Но большинство рядовых членов выступает против нелегальной иммиграции, риска ядерной войны, евробюрократов, ущемления интересов Германии и антироссийских санкций, которые вредят буксующей германской экономике.

Основа актива АдГ - это выходцы из традиционных партий - ХДС, СДПГ, Свободных демократов, - разочарованные отказом Берлина от самостоятельной политики в угоду гегемонии США. Электорат партии - как правило жители бывшей ГДР, но она растёт и на западе ФРГ. Тезис АдГ насчёт того, что системный кризис национальной экономики - прямое следствие запрета на импорт энергоносителей из РФ и ухода с её рынка, что привело к падению уровня жизни всех немцев, начинает завоёвывать широкие сектора общественного мнения. А с этим атлантистам уже трудно справляться, прикрываясь борьбой «за свободу Украины», для которой «требо» всё больше «леопардов» и миллиардных вливаний коррумпированному правительству в Киеве.

Чем восточнее расположены партячейки «Альтернативы для Германии», как уверяют в СМИ, тем «явственнее там ощущается близость партии к Кремлю». Никто не знает, какой лагерь в АдГ возьмёт верх. Ясность должен внести съезд партии в июле, где делегаты проголосуют по программе, с которой АдГ идёт на выборы в Европарламент.

По данным FAZ, у партруководства есть проект заявления, где отражены все позиции, по которым члены АдГ должны прийти к соглашению. Например, по вопросу отмены санкций против России или ремонту «Северного потока». Спор может разгореться нешуточный, а внешние игроки в Берлине, Брюсселе и Вашингтоне будут дергать за все нитки, чтобы вбить клин в монолит несистемной партии. Спектакль начинается: успех этого дебютанта может полностью сменить декорации.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама