Наследники Атиллы отстаивают независимость и подают дурной пример в ЕС
Карьера Орбана: от комсомольца до консерватора
В числе восточноевропейских стран Евросоюза, формирующих сегодня передовой отряд Запада в противостоянии с Россией, выделяется одна, которая не склонна строить свою внешнюю политику на либерализме, ценностях ЛГБТ, русофобии и слепом исполнении установок Госдепартамента США.
Это Венгрия, во главе которой с 2010 года стоит премьер-министр Виктор Орбан. Этот бывший секретарь комсомольской организации школы стал самым успешным консервативным политиком страны во главе основанной им партии «Фидес». Его твёрдость в отстаивании национальных приоритетов Венгрии и рекордный срок пребывания у власти вызывает крайнее раздражение в Брюсселе и Вашингтоне, которые бьются не первый год над его смещением с руководящего поста.
Взгляды этого национально-ориентированного практика государственной службы в корне отличаются от европейского мейнстрима. При этом Орбан не стесняется озвучивать свои разногласия с Брюсселем, невзирая на угрозы, шантаж и подковёрные санкции.
Так, в интервью Bild, говоря о недавнем мятеже ЧВК «Вагнер», в результате которого войска и бронетехника оказались в опасной близости от Москвы, премьер-министр Венгрии заметил, что он «не придаёт особой важности этому событию».
Эта точка зрения принципиально отличает его от большинства западных лидеров и функционеров, которые хором загомонили, что восстание выявило слабые стороны кремлёвского лидера. «Путин - президент России», - напомнил Орбан, у которого с ним сложились тесные личные отношения. «Поэтому, если кто-то спекулирует на тему его поражения или отстранения, они не понимают ни русский народ, ни российскую природу власти», - сказал он.
Бессменный лидер Венгрии позволяет себе глядеть в будущее и реально оценивать место и роль нашей страны в Европе и мире. «Россия функционирует иначе, чем западные страны. Структура власти в России отличается стабильностью, которая опирается на армию, секретные службы, полицию. Вся страна заточена на оборону», - пояснил венгерский премьер.
Эти рассуждения, пишет Bild, соизмеримы с тем, как венгерский политик оценивал действия России с начала СВО. «Орбан не спешил осуждать полномасштабное вторжение Москвы на Украину и с тех пор придерживался дружественной России позиции в конфликте, подход, который служит как его внутриполитическим целям, так и помогает сохранить долгосрочные отношения с Кремлём», подытожил Bild политический портрет идущего не в ногу Орбана.
Венгерский лидер и сейчас не устаёт повторять, что Украине будет «невозможно» выиграть войну против России. Вот уже несколько месяцев он настаивает на том, что Украина должна прекратить попытки вернуть «оккупированную Россией территорию» и приступить к урегулированию путём переговоров - позиция, которая оставила его в значительной степени изолированным внутри западного альянса. Но результаты антироссийского «единства» ЕС налицо: конфликт затягивается, углубляется и грозит перерасти в мировую войну.
«Украина больше не является суверенной страной, - усугубил премьер-министр свой подход и расшифровал: У них нет денег. У них нет оружия. Они могут сражаться только потому, что их поддерживает Запад. Время не на стороне Украины».
Поскольку основные европартнёры Киева, Германия и Франция, не в состоянии выступить посредниками в заключении мирного соглашения, то, по словам Орбана, «единственный способ положить конец войне - это переговоры между русскими и американцами и гарантированный мир для Европы». С политической дальновидностью Орбана Брюсселю трудно спорить, аргументов не остаётся.
«Нет» квотам на нелегалов!
Но венгерский диссидент отметился и в других болезненных для Европы проблемах. По оценке компетентного издания Politico, Польша и Венгрия, извечные нарушители вассальной дисциплины в Евросоюзе, на этот раз сорвали на днях саммит организации по вопросам иммиграции. Тон задал премьер-министр Венгрии, который прямо заявил благостному собранию лидеров, привычно плывущих в русле указаний Урсулы фон Дер Ляйен: «Такой подход к миграции неприемлем». Варшава и Будапешт упёрлись, что не согласятся с заключительным заявлением саммита, пока не будут решены их проблемы.
Основной причиной 11-часового бойкота Венгрии и Польши стал их жёсткий протест против миграционного соглашения, одобренного странами ЕС накануне саммита для расселения прибывающих мигрантов пропорционально по всему континенту.
Виктор Орбан давно предупреждал, что он категорически не согласен с идеей поквотного размещения незванных гостей по странам Шенгена. Поляки из партии ПиС также не хотят видеть выходцев с Ближнего Востока и Африки у себя или платить отступные в случае отказа выбрать свою квоту по приёму нелегалов. Но финальный документ европартнёры заранее согласовали большинством голосов на уровне послов и вынесли на саммит, надеясь затереть перевесом две ершистые страны.
Оба лидера в этой связи выразили возмущение, что сделка была проведена большинством в Евросовете, а не единогласно. Они настаивали на совместном заявления саммита, обязывающем принимать миграционные решения в ЕС только консенсусом. Венгрия и Польша воспользовались саммитом для выражения критичного несогласия меньшинства и это им удалось. Голландский премьер Марк Рютте предложил обсудить эту проблему ещё раз на их следующем саммите, а бельгиец Де Кроо убеждал, что она всегда будет присутствовать в повестке дня. Утихомирить токсичную парочку не удалось, хотя миграционный пакт устоял.
Но есть у руководства Венгрии прегрешения и посерьёзнее, чем спор по контролю миграции. На главном политическом фронте Евросоюза - украинском - Будапешт грозит расколом идеологического единства европартнёров и американцев.
Орбан заверил, что его страна не собирается менять выбранный политический курс по Украине. «У Венгрии суверенная внешняя политика. Мы не будем менять то направление, по которому мы следовали с начала этой войны, мы будем идти за миром!»
Будапешт объявил, что не поддержит заявку Украины на вступление в Евросоюз, пока Киев не начнёт соблюдать требования положения венгерского меньшинства в Закарпатье, подтвердил уже министр иностранных дел Венгрии.
Будапешт вылечит военный психоз Евросоюза
На совете глав МИД стран ЕС в Люксембурге венгр Петер Сийярто заявил, что Европа близка к катастрофе, потому что не готова отказаться от военного психоза. Чтобы не быть голословным и проявить адекватность, Будапешт подвесил выделение 500 миллионов евро Украине, пока Киев не уберёт крупнейший венгерский банк OTP из списка «международных спонсоров войны».
Министр не скрыл, что «давление на него было огромное», и чуть не каждая страна в ЕС требовала согласиться на выделение полмиллиарда евро из Европейского фонда мира для довооружения Украины. В итоге венгры и на этот раз отказали, как и раньше они не дали включить в санкции против России ядерную энергетику, трубопроводный газ и поставки нефти по южной ветке трубопровода «Дружба». Всё это угрожает их национальным интересам.
Использование Европейского фонда мира для накачки Украины оружием Орбан тоже считает неуместным. В марте 2022 года парламент Венгрии издал указ, запрещающий поставлять оружие на Украину с территории страны. Будапешт не стесняется требовать мирных переговоров по Украине вместо поставок ей тяжёлых вооружений, которые лишь повышают риск глобального конфликта.
Виктор Орбан точно не подвержен прокиевскому психозу: он спокойно обращается к Москве с просьбой передать ему военнопленных-украинцев венгерского происхождения, гарантируя тем из них, кто не желает возвращаться в Закарпатье, гражданство и убежище. Киев кричит о «зраде», но судьба венгров волнует Орбана больше.
Сомнений в том, что гребущая против течения маленькая Венгрия сумеет защитить свои интересы в ЕС, не осталось после того, как министр обороны Венгрии Криштоф Салаи-Бобровницки на саммите глав минобороны стран НАТО в Брюсселе назвал членство Украины, как воюющей страны, в оборонительном альянсе «несвоевременным и невозможным».
Венгерские депутаты не планируют, к примеру, рассматривать вопрос и о приёме Швеции в НАТО на заключительной неделе перед летними каникулами. То есть, парламент Венгрии отложит ратификацию соглашения о вступлении Швеции до осени, и вопрос не будет решён к саммиту НАТО в Вильнюсе 11-12 июля. Будапешт, несмотря на давление из-за рубежа, неоднократно тормозил вступлении Швеции в альянс, тогда как США ускоренно её туда запихивали.
Премьер-министр Виктор Орбан объяснил нежелание ускорить рассмотрение вопроса тем, что серьёзные разногласия между Будапештом и Стокгольмом следует урегулировать до присоединения Швеции к НАТО, чтобы «не привносить туда конфликты». Венграм не понравилось, что шведские политики выдвигали против Венгрии огульные обвинения в отходе от демократии, лезли в её внутренние дела и требовали блокировки причитающихся ей средств Евросоюза на постковидное восстановление. В сочетании с турецким эмбарго позиция Венгрии может стать для шведских ястребов фатальной. Вдруг на Украину мир придёт раньше?
Разрыв с Китаем - самоубийство Европы
Венгрия не только отказывается идти на разрыв экономического диалога с Россией, но и не считает нужным верить американской мантре об угрозе для свободы Тайваня и необходимости сдерживать КНР для процветания Запада. Министр иностранных дел Венгрии на конференции Всемирного экономического форума в китайском Тяньцзине заявил 27 июня для CNBC, что для Европы любой шаг в направлении «размежевания» или даже «снятия рисков» в отношениях с Китаем равноценен акту «самоубийства».
При этом Будапешт, чьи отношения с Пекином заметно теплее, чем у других европейских стран, не рассматривает Пекин ни как угрозу, ни как риск - и «не видит причин с ним бороться». Венгрия действует согласно своим приоритетам.
Петер Сийярто считает, что двойственность Евросоюза в отношении Пекина требует от Брюсселя сложной политической эквилибристики и компромиссов. Лидеры ЕС никак не сформулируют понятную стратегию по Китаю, так как одни следуют призывам США к «полному размежеванию» с КНР по политическим мотивам в угоду их глобальным амбициям, а другие хотят ограничиться лишь «снижением рисков», что тоже не в интересах европейских производителей и потребителей. Венгры строят свои отношения с ключевыми партнёрами без оглядки на запреты Брюсселя, вмешивающегося, по сути, в суверенную автономию стран-членов при выборе ими направлений внешней политики.
Все «суверенные выходки» Будапешта выводят Еврокомиссию Урсулы фон дер Ляйен из себя. Справиться с ним шантажом и угрозой заблокировать венгерские постковидные деньги у неё не получается, а перевыборы Орбана ещё далеко. Да тут Венгрии по праву очерёдности ещё предстоит заступить на должность председателя Евросоюза в 2024 году на срок в шесть месяцев. Казалось бы, что может быть в этом стандартном председательстве тревожного? Но европартнёров это беспокоит до дрожи в коленях. А вдруг Орбан разрушит Евросоюз?
Как отнять у Венгрии председательство в ЕС?
Депутаты Европарламента, давно наклеившие Орбану ярлык автократа, страшно озабочены его политической изоляцией на этот период. Практически речь идёт о рейдерском захвате кресла ротационного председателя, неугодного либерально-прозападной прослойке в Европарламенте и Еврокомиссии. Предложение Софи ин’т Велд, голландского евродепутата от либеральной группы Renew Europe, включает в себя способы «свести сотрудничество к абсолютному минимуму» во время венгерского председательства. «Мы должны лишить это президентство всего блеска и гламура: никаких фотосессий, никаких блестящих пресс-конференций», - сказала она.
Другие депутаты Европарламента не оставляют надежды спровоцировать национальные правительства, собравшиеся в Совете, на блокирование председательства Венгрии. Даже правоцентристская Европейская народная партия, бывшая родина партии «Фидес», считает бойкот венгерского председательства рабочим вариантом обуздания Орбана для «евродемократов». А другие народные избранники предупредили, что запрет Венгрии занимать пост президента может стать юридическим минным полем, на котором подорвётся сам институт Евросоюза. Министр юстиции Венгрии Юдит Варга отвергла инициативу парламента как «бессмыслицу» и обвинила его в забвении демократии.
Европейские законодатели опасаются, что Венгрия может использовать шестимесячный мандат для продвижения политики, противоречащей ценностям ЕС, в сложный момент, когда идёт СВО и происходит распределение ключевых должностей в институтах ЕС.
Европейский парламент не играет тут никакой роли - существует давно единогласная резолюция Совета, которая устанавливает порядок председательства. Но когда речь идёт о власти, глубинное государство в Евросоюзе с законностью не считается.