«Морской малыш» - очередное Wunderwaffe Зеленского
© РИА Новости
Крымский мост после атаки украинскими беспилотными надводными аппаратами.

«Морской малыш» - очередное Wunderwaffe Зеленского

Киевский режим намеревается установить господство на Чёрном море при помощи флота безэкипажных катеров с дистанционным управлением. Чем ответит российский ВМФ?
Реклама
«Морской малыш» - очередное Wunderwaffe Зеленского
© РИА Новости
Крымский мост после атаки украинскими беспилотными надводными аппаратами.
Читайте нас на: 

Равнение на гросс-адмирала Дёница

После приостановки зерновой сделки оперативная обстановка в Чёрном море серьёзно изменилась. Теперь все суда, следующие в украинские порты, рассматриваются как потенциальные перевозчики вооружений и подвергаются контролю со стороны России. А ряд районов в северо-западной и юго-восточной частях международных вод временно объявлены опасными для навигации.

В ответ Киев предпринял демарш в отношении судоходства в северо-восточной части Чёрного моря и в Керчь-Еникальском канале. Что вызвало недоумение даже у британского Адмиралтейства, которое выпустило извещение следующего содержания: «Из-за недостатка информации не всегда возможно обеспечить полную актуальность морских изданий Адмиралтейства в отношении новых опасностей или изменений в навигационных средствах. Поэтому морякам рекомендуется проявлять особую осторожность при плавании в украинских водах». Впрочем, обострение ситуации началось ещё раньше - с нападения «одноразовых убийц» под украинским флагом 16 июля на Севастополь, а буквально на следующий день был нанесён удар и по Крымскому мосту.

Ранее украинские безэкипажные катера (БЭК) применялись не чаще одного раза в месяц. С первых чисел августа ВМСУ в «лучших» традициях своих спонсоров перешли к так называемой неограниченной морской войне, атаковав российский танкер «Сиг» и выпустив предупреждение с объявлением военной угрозы в акваториях внутренних и внешних рейдов портов Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи и Тамань.

Официальное прибрежное предупреждение (ПРИП), выпущенное Госгидрографией Украины.
© hydro.gov.ua
Официальное прибрежное предупреждение (ПРИП), выпущенное Госгидрографией Украины.

Неограниченная морская война - знакомый почерк гитлеровских адмиралов, только называлась она тогда «неограниченной подводной», так как велась против торгового мореплавания, в основном подводными лодками. Вот факты из материалов Нюрнбергского трибунала:

«22 сентября 1939 года меморандумом германского военно-морского штаба подводным лодкам разрешалось топить без предупреждения любое судно, идущее без огней, оправдывая это в военном дневнике [вахтенном журнале] как происшедшее в связи с тем, что торговое судно было принято за военный корабль или вспомогательный крейсер;

16 октября 1939 года меморандум германского военно-морского штаба предусматривал ведение морской войны в самой безжалостной форме;

30 января 1941 года Гитлер объявил: «Каждое судно, идущее с конвоем или без, которое появляется перед нашими торпедными аппаратами, должно быть торпедировано»;

17 сентября 1942 года в приказе адмирала Карла Дёница указывалось: «Никаких попыток не следует делать, чтобы спасать членов экипажей потопленных судов. <...> Спасение команд противоречит элементарным требованиям ведения войны - уничтожению вражеских судов и команд».

А вот выдержка из книги гросс-адмирала «Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне»:

«В ясных и лояльных показаниях адмирала США Нимитца на процессе в Нюрнберге 11 мая 1946 года говорилось: в интересах оперативного руководства войной против Японии Тихий океан был объявлен зоной военных действий. Командующий ВМС 7 декабря 1941 года приказал вести против Японии неограниченную подводную войну».

И далее: «…Принимая во внимание тот факт, что в Англии ещё в мирное время для торговых судов были изданы инструкции, лишавшие их статуса торговых судов, а также издание во время войны в США и Англии инструкции по ведению подводной войны, Нюрнбергский трибунал осудил меня отнюдь не по обвинениям, выдвинутым против осуществлявшейся Германией подводной войны».

Горящий мексиканский танкер «Потреро дель Лано», торпедированный немецкой подлодкой U-564, 13 мая 1942 г.
© waralbum.ru
Горящий мексиканский танкер «Потреро дель Лано», торпедированный немецкой подлодкой U-564, 13 мая 1942 г.

То есть Карл Дениц свою вину за преступную тактику «неограниченной морской войны» не признал, переложив её, отчасти справедливо, на англосаксов. При этом англосаксы, традиционно придерживаясь двойных стандартов, выгораживали высших военных чиновников фашистской Германии - дабы самим не попасть под суд истории. Зато расстреляли фон Руктешелля и Хайнца-Вильгельма Экка, обвинив их в нарушении правил ведения морской войны.

В 1940 и 1942 годах фон Руктешелль, командуя вспомогательными крейсерами HSK-3 «Виддер» и HSK-9 «Михель», приказывал открывать огонь по торговым судам без предупреждения и расстреливал их экипажи. А командир подводной лодки U-852 Хайнц-Вильгельм Экк в 1944 году без предупреждения потопил греческое торговое судно «Пелеус» и вместе с помощником и корабельным врачом хладнокровно расстрелял из пулемётов плот со спасшимися моряками.

«Корсары фюрера» сознательно пошли на нарушение международного гуманитарного права (МГП), которое ограничивает конфликтующие стороны в использовании методов и средств ведения военных действий. Такую же преступную тактику, похоже, выбрали их последователи из ВМСУ, открыв охоту на наши торговые суда.

Пробоина в правом борту танкера «Сиг» в результате воздействия украинского БЭК.
© Соцсети
Пробоина в правом борту танкера «Сиг» в результате воздействия украинского БЭК.

Российский танкер «Сиг», стоявший на южном подходе к Керченскому проливу, не имел признаков военного корабля или вспомогательного судна ВМФ: не был вооружён, не имел военного экипажа под командой офицера, не нёс соответствующих опознавательных знаков, не конвоировался военным кораблём и вообще был в балласте. Тем не менее был атакован морским дроном противника, получил пробоину, но, к счастью, сохранил остойчивость и плавучесть. 

При этом реакция ООН на откровенное нарушение международного гуманитарного права была в высшей степени странной: «Мы видели сообщения об инциденте, но ООН не может их подтвердить». А что там, собственно, подтверждать, если украинская сторона сама выложила кадры атаки на танкер в Интернет?..

Как не упустить из виду Magura V5

Не секрет, что ещё в прошлом ноябре Зеленский анонсировал сбор средств на «первый в мире украинский флот морских дронов» - сотня катеров по цене 250 тысяч долларов за штуку. Сделано это было после массированной атаки на Севастополь 29 октября 2022 года (9 БПЛА и 7 БЭК). Сперва применялись полукустарно собранные из коммерческих комплектующих телеуправляемые катера «Микола-3». Предположительно они применялись ещё дважды. А 24 мая уже с большей дистанции был атакован разведывательный корабль «Иван Хурс», и в видеоматериалах Минобороны России появилось изображение новых украинских БЭК.

Официальный Киев продемонстрировал их на выставке International Defence Industry Fair (IDEF 2023) в Турции под маркой «Magura V5». Украинское государственное внешнеторговое предприятие Spets Techno Export (STE) представило этот БЭК как морской автономный охранный беспилотный роботизированный аппарат (Maritime Autonomous Guard Unmanned Robotic Apparatus) с функциями наблюдения, разведки, патрулирования, поисково-спасательных работ, противоминной борьбы, охраны флота и боевых миссий.

У нового БЭК на корме установлена более мощная антенна системы StarLink, а в носовой части усовершенствованные электронно-оптические устройства наблюдения и целеуказания. Снаружи исчезли рёбра жёсткости, и, похоже, корпус изготовлен из композитных материалов, а, возможно, и с применением специального покрытия.

Безэкипажный катер Magura V5 украинского производства.
©  hisutton.com
Безэкипажный катер Magura V5 украинского производства.

За счёт малых размеров (длина 5,5 м / ширина 1,5 м / высота борта над ватерлинией 0,5 м) и перечисленных особенностей в конструкции БЭК Magura V5 имеет эффективную площадь рассеяния менее 10 кв. м и относится к сверхмалым морским целям. Дальность обнаружения таких объектов радиолокационными станциями (РЛС) трёх- и десятисантиметрового диапазонов не особо велика, что создаёт трудности для классификации цели и принятия решения на отражение атаки. Например, у корабельной РЛС МР-2ПВ («Балтика-М») она составляет до 2,5 мили днём и ночью при идеальных гидрометеорологических условиях (ГМУ) - ясно и штиль на море.

Такое расстояние при заявленной максимальной скорости в 42 узла БЭК проходит за 3,5 минуты. То есть реакция вахты и дежурных огневых средств должна быть практически мгновенной, поскольку в малоразмерную, быстро идущую и маневрирующую цель ещё надо попасть. Дальность обнаружения, а значит и время реакции становятся ещё меньше при осадках, тумане и волнении моря. Например, береговая РЛС «Балтика-Б», применяемая для контроля надводной обстановки на подходах к морским портам, способна при ясной погоде обнаружить крупнотоннажное судно на дистанции 21-24 мили, а при наличии дождя или мокрого снега только на удалении 6-10 миль. То есть «дальнозоркость» береговой РЛС в сложных метеоусловиях уменьшается почти в три раза. Что уж тогда говорить о сверхмалых целях наподобие БЭК?

Улучшить возможности по наблюдению за надводной обстановкой позволяет сопряжение РЛС с телевизионно-оптической системой этой же серии - «Балтика-ТВ». По своим характеристикам она обеспечивает дальность обнаружения сверхмалой цели до 7 миль и её распознавания до 4 миль. У инфракрасного (ночного) тепловизионного модуля эти показатели соответственно равны 4 и 3 милям. Но опять же - при благоприятных ГМУ.

Не стоит исключать из процесса и гидроакустические станции, работающие в режиме шумопеленгования. Полагаю, шум двигателя будет слышно на дистанции, достаточной для ориентирования как других средств наблюдения, так и средств поражения. Даже если акустик ошибётся в классификации цели, ничего страшного не произойдёт. Здесь, как говорил Козьма Прутков, «лучше перебдеть, чем недобдеть».

Советская подводная лодка проекта 667Б «Мурена», одной из которых была К-465.
© wikipedia.org
Советская подводная лодка проекта 667Б «Мурена», одной из которых была К-465.

Вот характерный пример времён холодной войны. Август 1981 года. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-465 вышел из губы Окольная. Идём по Кольскому заливу на север в надводном положении. Молодой лейтенант-гидроакустик (автор этих строк), только что прибывший на флот, по готовности №1 несёт вахту на МГК-100 «Керчь» (гидроакустический комплекс). Вдруг по левому борту возникает мощный всплеск на экране, а в наушниках раздаётся характерный визжащий шум высокооборотного двигателя.

- Мостик - акустик! Слева 20 шум торпеды!!! - скороговоркой докладывает лейтенант, отработанный по шумам разных целей на магнитофоне ещё в училище. После короткой паузы (видать от шока с недоумением) с мостика извещают: «Акустик, с левого борта ракета!.. Летит из Полярного в Североморск». «Ракета» - это пассажирское судно на подводных крыльях, силовая установка которого вместе с вращением винтов как раз и создавала шум, похожий на шум торпеды. В то время они регулярно «летали» в этих краях. За проявленную бдительность лейтенанта не наградили, но и не наказали.

Цель Киева - изоляция Крыма?

Аналитики США считают, что появление удалённо управляемых безэкипажных катеров на вооружении ВМСУ способно кардинально изменить ход боевых действий на Чёрном море. В Пентагоне также уверены, что морские дроны-камикадзе могут стать основным инструментом для транспортной изоляции Крыма, если российский флот не найдёт эффективных способов их своевременного обнаружения.

Поскольку набор технических средств наблюдения за водной обстановкой зависит от проекта и боевого предназначения каждого корабля, то в новых реалиях угроз на море стоит серьёзно задуматься об их модернизации или дооснащении. Если же говорить об авиационных средствах поиска, то дело не в дальности, а в заметности цели, которая невелика. Тем не менее, применение авиации, в том числе беспилотной, при благоприятных ГМУ может позволить в короткие сроки обследовать обширную акваторию и предупредить нападение.

Зона применения БЭК Magura V5 по заявленной дальности в 800 км покрывает почти всё Чёрное море. Так что Зеленский не блефовал, когда объявил зоной военной угрозы практически всё побережье Российской Федерации.

Зоны досягаемости БЭК «Микола-3» и Magura V5. Инфографика автора на основе карты ресурса.
© vesselfinder.com/ru
Зоны досягаемости БЭК «Микола-3» и Magura V5. Инфографика автора на основе карты ресурса.

Возможности Magura V5 по дальности подтверждены атаками танкера «Сиг» и кораблей Черноморского флота не только в пунктах базирования и территориальном море России, но и в исключительной экономической зоне Турции, включая районы интенсивного международного судоходства. Не подтверждается только заявленная масса взрывчатого вещества (ВВ) и есть проблемы с мореходностью.

Все атаки как старых, так и новых БЭК проводились при благоприятных ГМУ и волнении моря не более двух баллов. И это объяснимо, так как при большем волнении катер с невысоким бортом будет заливать водой, что скажется на условиях связи, управления и наблюдения за атакуемым объектом, увеличится рыскание по курсу, а значит и расход топлива, да и вообще его может перевернуть. Что касается массы ВВ, то анализ выложенных в Интернете видео- и фотоматериалов показывает, что это отнюдь не 300 килограммов.

Пробоины в бортах от атак катерами со взрывчаткой: слева эсминец ВМС США Cole, справа БДК «Оленегорский Горняк».
© americanmilitarynews.com и krasnodar-news.net
Пробоины в бортах от атак катерами со взрывчаткой: слева эсминец ВМС США Cole, справа БДК «Оленегорский Горняк».

12 октября 2000 года катером под управлением смертников с зарядом взрывчатки массой 300 килограммов в порту Адена - бывшей столице Йемена, был подорван эсминец ВМС США Cole. Сравните размеры пробоин по фигурам людей на стапель-палубе - у американского эсминца на борту она сопоставима с поперечным сечением тоннеля под Ла-Маншем - 12х18 м.

Увеличение массы ВВ до массы в 300 килограммов на украинских морских дронах приведёт либо к укрупнению размеров катера, либо к сокращению полезных объёмов, в том числе для топлива, а значит, снизится дальность применения. По фото- и видеоматериалам, в очередной раз предоставленных киевским режимом каналу CNN, можно сравнить Magura V5 и экспериментальный киевский дрон Sea Baby («Морской малыш»), атаковавший Крымский мост в июле. По компоновке и выступающим элементам несложно определить, что это «детище» больше и, скорее всего, специально готовилось для террористического акта. Заявляется, что на нём было до 850 килограммов взрывчатки. 

Экспериментальный украинский дрон Sea Baby.
© hisutton.com
Экспериментальный украинский дрон Sea Baby.

Понятно, что отсутствие ВМС вынуждает Киев применять диверсионно-террористические методы военных действий на море. Как это будет технически реализовано в дальнейшем, можно предположить из анализа ведущихся разработок. Так, в апреле текущего года украинская группа Brave-1 демонстрировала прототип необитаемого подводного аппарата (НПА) «Толока». На его корпусе в виде малогабаритной торпеды предусматривается установка мачты перископного типа, на которой монтируются средства телеуправления, навигации и наблюдения. Заметность такой «штуки», торчащей из-под воды, будет ещё меньше по сравнению с Magura V5.

Кстати, на выставке IDEF 2023 Турция представляла прототип своего БЭК Ulaq Kama, разработанного верфью Ares Shipyard совместно с компанией Meteksan Defence. Концептуально он очень похож на украинский Magura V5. Ещё одной разработкой турецких компаний Havelsan, Roketsan, Kraken Marine и Asisguard является двухсредный НПА Çaka с гибридной силовой установкой. Для надводного хода - дизель, для подводного - электродвигатели. Не скрывается, что аппарат предназначен для поражения надводных кораблей и будет оснащаться мощной боевой частью. Кстати, сейчас эта «тема» набирает обороты во многих странах.

Вспомним, что турецкая компания Baykar Makina ещё до специальной военной операции поставила Украине значительное количество БПЛА Bayraktar TB2. Поэтому нельзя исключать ни очередных атак Magura V5 или Sea Baby, ни других сюрпризов от «корсаров пана Зеленского», которых Запад активно снабжает не только соответствующими технологиями, но и техникой диверсионно-террористического назначения, в том числе экспериментальными образцами.

Турецкий двухсредный НПА Çaka.
© defensehere.com
Турецкий двухсредный НПА Çaka.

Так что проблемы у нас будут, и к этому надо быть готовым. Дело в том, что на протяжении длительного времени наш ВМФ готовился к войне против корабельных группировок противника, поиску и уничтожению подводных лодок, отражению ударов авиации и крылатых ракет и так далее. Говорить, будто всё это теперь не нужно, может только недалёкий человек. Но противник стал применять другую тактику, что называется - дешёво и сердито. Значит, требуется найти не менее эффективные средства и способы противодействия. И объединить усилия Береговой охраны Погранслужбы ФСБ РФ и Росгвардии.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама