Одноразовые «убийцы» под украинским флагом
Первый опыт
Похоже, специальная военная операция на Украине войдёт в историю по большому числу роботизированных систем на поле боя. Сухопутные сражения теперь трудно представить без применения БПЛА и других автономных и дистанционно управляемых боеприпасов. И в боевых действиях на море противник, лишившись флота, всё чаще использует технологии, позволяющие удалённо управлять плавсредствами без экипажа. Причём это реальная угроза, о чём свидетельствуют неоднократные попытки атак на корабли Черноморского флота не только в Севастопольской бухте, но и в международных водах.
Между тем, применение безэкипажных катеров, начинённых взрывчаткой - тактика брандеров, известная ещё со времён разгрома испанской «Непобедимой армады» англо-голландским флотом в XVI веке. Опять-таки с помощью брандеров русские моряки победили турок в Чесменском сражении, итальянская 10-я флотилия MAS потопила британский тяжёлый крейсер York на стоянке острова Крит в 1941 году, а британские коммандос в 1942 году уничтожили базу кригсмарине в Сен-Назере. Японские камикадзе успешно применяли эту тактику на Тихом океане, а израильтяне - при потоплении сторожевого корабля Emir Farouk и минного тральщика в Первую арабо-израильскую войну. Следует отметить, что начинённые взрывчаткой катера в то время не управлялись дистанционно, хотя такой способ был реализован ещё в годы Первой мировой.
Идея применения удалённо управляемых лодок в военных целях пришла в голову известному изобретателю Николе Тесла в конце XIX века. В 1898 году на выставке в «Мэдисон-Сквер-Гарден» в Нью-Йорке он презентовал управляемое по радио плавсредство длиной около 1,8 метра. Воплощением замысла занялись немецкие инженеры и офицеры Кайзеровского флота в 1913 году. Первым направлением экспериментов стала разработка командного телеуправления по кабелю для наведения на цель катера со взрывчаткой. Заказ на строительство катеров типа FL (Fern-Lenkboot - лодка с дистанционным управлением) получила верфь Fr. Luersen.
При длине 13 метров водоизмещение катеров составляло 6 тонн. Два мотора фирмы Maybach в качестве силовой установки позволяли развивать скорость до 28-30 узлов. В носовой части размещался мощный заряд тротила, в кормовой - катушка с 20 километрами кабеля.
Наведение на цель производилось с тридцатиметровых вышек, построенных на побережье Северного моря в оккупированных бельгийских портах Остенде и Зебрюгге, на Балтике - в Либаве. Самолёт с радиостанцией позволял увеличить дальность наблюдения и, соответственно, управления с 25 до 50 километров. Для этого катера оснащались катушками с кабелем большой длины, что кажется сомнительным для технологий того времени. В море катер выводился небольшой командой, которая запускала двигатели и оставляла его - на этом функции экипажа завершались.
Первое боевое применение управляемого по проводу брандера состоялось 1 марта 1917 года по передовому пункту базирования британского флота на бельгийском побережье (в 16 километрах от Остенде). Катер врезался в мол, разрушил его на протяжении 50 метров, уничтожив наблюдательный пункт.
Спустя восемь месяцев, 28 октября 1917 года, в том же районе немцы обнаружили отряд британских боевых кораблей во главе которого шёл монитор Erebus с башенной артиллерийской установкой из двух орудий калибра 381 мм, который доставил немало хлопот кайзеровским войскам на берегу. Цель была заманчивой, и для её поражения вновь применили Fern-Lenkboot. Атака прошла успешно во многом благодаря неожиданности германского ноу-хау и малой заметности катера, который, проскочив охранение, угодил в борт монитора. И хотя взрыв разрушил противоторпедный буль, Erebus остался на плаву и после ремонта вернулся в строй.
В ноябре 1917 года тем же способом был атакован на Балтике русский эсминец, но команда оказалась на высоте, успев уничтожить катер огнём артиллерии. Предпринимались и другие попытки, но достичь успеха мешали проблемы с кабелем, который часто рвался.
Поэтому вторым направлением немецких разработок стало создание радиокомандной аппаратуры для управления «заряженными» катерами, чем занималась известная фирма Siemens-Galscke. Однако результатов их применения не зафиксировано по причине технического несовершенства и неустойчивой работы аппаратуры. Ещё одной, хотя и не явной, причиной неудач можно считать то обстоятельство, что катера применялись одиночно.
Тактика групповых атак
Попытки создания радиоуправляемых боевых плавсредств были и в нашей стране. Так, в 1937 году на учениях в Финском заливе состоялась демонстрация атаки порядка пятидесяти дистанционно управляемых катеров на эскадру условного противника. Аппаратура «волнового управления», как это тогда называлось, устанавливалась на серийные торпедные катера Ш-4 и Г-5, дивизионы которых (по 24 единиц в каждом) были сформированы на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах. Управление осуществлялось с гидросамолёта МБР-2ВУ (были созданы особые эскадрильи), что позволило не только увеличить дальность обнаружения цели и управления катерами, но и преодолевать дымовую завесу, выставленную противником.
Впрочем, до боевых действий с участием радиоуправляемых брандеров в Великой Отечественной войне дело так и не дошло, в первую очередь по причине слабой подготовки личного состава. Поэтому, сняв аппаратуру, катера использовались в качестве торпедных. Исключением стал Черноморский флот, брандеры которого в 1943 году пытались атаковать немецкие базы в порту Анапа и на мысе Камыш-Бурун. К сожалению, безрезультатно.
Более удачно тактику брандеров использовали немцы. В 1942 году возобновились разработки, в результате появился безэкипажный катер типа Linse длиной около шести метров и водоизмещением 1,8 тонны. Двигатель Ford V-8 мощностью 95 л.с. позволял развивать скорость до 33 узлов, а дальность плавания составила 80-100 морских миль.
Катера состояли на вооружении соединения специального назначения K-Verbände и применяясь звеньями в составе двух ударных и одного катера управления с экипажем. Атакуя ночью, звено скрытно подходило к противнику на несколько сотен метров, после чего включалось дистанционное управление на ударных брандерах, а спрыгнувший за борт экипаж поднимали из воды катера управления. Массово Linse были применены против сил союзников во время высадки в Нормандии летом 1944 года.
Первая атака десятью звеньями состоялась в июне, но оказалась крайне неудачной из-за ограниченной мореходности - 21 катер затонул, остальные так и не достигли цели. В августе немцы предприняли вторую атаку с участием уже 16 звеньев, в ходе которой потопили 12 кораблей союзников общим водоизмещением 43 тысячи тонн. Но это никак не повлияло на проведение операции Overlord, поскольку количество плавсредств союзников в районе высадки исчислялось в тысячах единиц.
Американцы применяли радиоуправляемые брандеры для создания проходов в противодесантных заграждениях на Тихом океане. После войны эта тема получила развитие в целях исключения гибели личного состава при разминировании, а также для радиационной и химической разведки. Соответствующие системы состояли и на вооружении ВМФ СССР, флотов ФРГ, Швеции, Японии и Великобритании.
«Летучие голландцы» с дистанционным управлением
Активное освоение безэкипажных плавсредств началось с развитием информационных технологий. К списку стран-разработчиков присоединились Франция, Китай, Сингапур, Финляндия, Норвегия и ряд других стран. Появились проекты автономных необитаемых аппаратов автоматического кораблевождения. Кстати, шестнадцать лет назад, находясь на ходовом мостике норвежского фрегата береговой охраны Senja, автору этих строк довелось участвовать в автономном выходе этого корабля из порта Будё для перехода в Харстад. Личный состав, включая командира, только наблюдал за работой систем и механизмов и следил за безопасностью манёвров. Прокладка маршрута, предварительно сделанная штурманом, ну почти как в автомобильном навигаторе, отображалась на дисплее с электронной картой, совмещённой с радиолокационной станцией.
...Отошли от пирса, легли на курс выхода из порта. За две минуты до подхода к точке поворота, чтобы привлечь внимание, раздался сигнал системы управления. Идём дальше. За 30 секунд опять сигнал, после чего рули поворачиваются в нужную сторону на рассчитанный автоматикой угол. Выходим в точку окончания поворота, рули отрабатывают в «ноль», и корабль следует новым курсом. При этом положение рулей, работа двигателей, параметры движения (курс, скорость, снос), глубина под килем отображались на экране монитора. Только швартовкой (отход/подход к пирсу) и прохождением узкости между заливами Вест-фьорд и Анн-фьорд руководил командир.
Бум освоения безэкипажных катеров (БЭК) начался в военном кораблестроении сразу в нескольких странах: американское судно береговой охраны типа Fleet (2008 г.), их же противолодочный корабль Sea Hunter (2010 г.), французский Sterenn Du (2012 г.), катер ССО США AN-2 Anakonda (2014 г.), израильский корабль противолодочной/противоминной обороны Seagull (2016 г.) и другие. Передовые технологии в этой области демонстрирует и Китай - в 2018 году в Южно-Китайском море рой из пятидесяти шести малоразмерных БЭК синхронно выписывал фигуры на воде и уверенно обходил препятствия.
Для выполнения задач за пределами территориального моря, на БЭК предусматриваются рубки для управления (небольшими экипажами) - как это требует Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, согласно которой военный корабль без командира и экипажа в международных водах считается вне закона. Но требование это соблюдают не все. Например, в 2016 году ВМС Китая пресекли деятельность беспилотного подводного дрона Slocum G2, запущенного со вспомогательного судна ВМС США Bowditch в Южно-Китайском море. А в 2022 году моряки Ирана препятствовали действиям безэкипажного корабля Saildrone Explorer в Персидском заливе и Красном море. Хозяином корабля также были американские ВМС.
Шесть лет назад в акватории близ острова Русский мы тоже проводили испытания беспилотного катера, управление которым шло с борта самолёта-лаборатории Ил-114. В том же году на Международном военно-морском салоне был представлен российский БЭК «Искатель». Такие же разработки имеются и в других странах, но первыми, кто вспомнил о безэкипажных брандерах и взял этот опыт на вооружение, были йеменские хуситы.
В январе 2017 года, то есть спустя почти 100 лет после повреждения британского монитора Erebus, йеменские хуситы в Красном море атаковали тремя беспилотными катерами саудовский фрегат Al Madinah. Правда, до цели дошёл лишь один БЭК, взорвавшись у кормы фрегата и причинив ему незначительные повреждения. Катер наводился по радиокомандной системе управления на основе персонального компьютера с использованием видеокамеры, приёмника GPS Garmin и компас-автопилота Nexus.
В составе береговой охраны Йемена было около 60 подобных катеров постройки эмиратской компании Al Fattan Ship Industry. Из представленных на веб-ресурсе Conflict Armament Research материалов нетрудно догадаться, что при создании такой креативной системы вооружения были использованы вполне доступные коммерческие технологии. А для подрыва на борту катера размещалась боевая часть противокорабельной ракеты П-15М - из боекомплекта поставленных Йемену в конце 1980-х годов советских ракетных катеров проекта 1241РЭ.
Морские дроны Зеленского
За отсутствием других сил и средств, вспомнили о дистанционно управляемых брандерах и украинские стратеги. В набегах на Севастополь и на корабли Черноморского флота участвовало от двух до семи БЭК. И если главная база ЧФ подвергалась набегам преимущественно в тёмное время суток, то корабли в международных водах - в светлое, о чём свидетельствуют имеющиеся в открытом доступе видеоматериалы.
Кстати, в Чёрном море действовали не только брандеры якобы украинского происхождения, но и проводились манёвры НАТО с применением морских беспилотных систем REPMUS 22, DYNAMIC MESSENGER 22, BALTOPS 23. Были замечены натовские БЭК также у берегов Португалии, в Эгейском, Средиземном, Балтийском морях. И вот что примечательно: именно во время упомянутых учений альянса (сентябрь 2022 года) в районе Севастополя объявились сразу два брандера с антеннами системы Starlink.
Как известно, спутниковый интернет Илона Маска, запущенный в 2021 году и работающий уже в тридцати двух странах, позволяет управлять объектами в любой точке, в том числе в море, где не работает, к примеру, обычный смартфон. С большой долей вероятности можно предположить, что в ходе сентябрьских учений НАТО и состоялось закрепление на практике полученных навыков управления БЭК. Правда, совсем неудачно.
Зато с «фанфарами» удалась вторая попытка, предпринятая 29 октября 2022 года. Тогда же на просторах интернета появился ролик с демонстрацией промышленного производства брандеров в качестве «уникальной и засекреченной украинской разработки».
Анализ видеоматериалов позволяет сделать вывод, что по примеру йеменских хуситов эти брандеры также изготавливаются с использованием доступных коммерческих технологий. Не составило труда выявить наличие силовой установки от гидроцикла известной австрийской компании BRP-Rotax GmbH & Co KG и другие «импортонезамещённые» элементы. Ну а пользовательский комплект Starlink в зависимости от производительности стоит от 499 до 2500 долларов при абонентской плате от 99 до 500 долларов в месяц по ценам прошлого года. Не исключается установка лидаров (световых радаров) и другого «продвинутого» оборудования.
Ранее ряд изданий утверждали, будто обнаруженные 21 сентября и 29 октября 2022 года БЭК похожи на катера MANTAS T-12 американской компании Maritime Tactical Systems. Но сходство неочевидное, поскольку MANTAS Т-5, T-6, T-8 и Т-12 приводятся в движение силовой установкой от батарей компании Oakridge Global Energy Solutions и имеют крейсерскую скорость около 11 узлов. Максимальная скорость T5 и T12 составляет 24 узла, а T6 и T8 - 32 узла. Дальность плавания БЭК серии MANTAS T под электромоторами без подзарядки батарей варьируется от 23 до 60 миль. Маловато будет, поскольку для атак на Севастополь с территории Украины требуется преодолеть гораздо большее расстояние - около 162 миль. Так что традиционная схема, при которой дальность хода зависит от объёма топливного бака, в данном случае явно предпочтительнее.
Атака с судов, идущих по «зерновому коридору», как утверждалось, возможна, хотя документально ничем не подтверждена. Но если изучить карту с нанесённым коридором, становится очевидным: все атаки исходили именно с этого направления. По-другому - никак. Может, закрыть этот «зерновой коридор» совсем?
Примечательно, что в ноябре прошлого года Владимир Зеленский анонсировал сбор средств на «первый в мире украинский флот морских дронов, которые помогут разблокировать Чёрное море и защитить зерновой коридор», планируя собрать средства на 100 катеров по цене 250 тысяч долларов за штуку. Правда, не очень понятно, от кого же реально исходит угроза. Не русские же мины взрывались у берегов Румынии, Болгарии и Турции?
Впрочем, очень похоже, что первая партия из четырнадцати брандеров в киевских эллингах закончилась. По крайней мере в атаках на корабли разведки «Иван Хурс» и «Приазовье» применялись БЭК уже другой конструкции - с большим запасом топлива.
Как бы там ни было, попытки применения Украиной безэкипажных взрывающихся катеров никого не впечатлили. Из двадцати брандеров цели достиг лишь один, незначительно повредив морской тральщик «Иван Голубец». Другое дело наша «секретная» разработка: один катер - один повреждённый железнодорожный мост в районе населённого пункта Затока (Одесская область). А вот достойных целей украинской принадлежности обнаружить в море, к сожалению, не удалось.