Генерал-полковник Геннадий Зибров: «Существует значительная категория молодых людей, для которых служение Отечеству и военная карьера являются единственным достойным делом»
- Как известно, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия» включил в себя Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина и Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, Военный авиационный инженерный университет, Военный институт радиоэлектроники, Иркутское и Ставропольское высшие военные авиационные инженерные училища, Тамбовское ВВАИУ радиоэлектроники, а также Федеральный государственный научно-исследовательский испытательный центр радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности. Как, Геннадий Васильевич, сохраняются и приумножаются исторические традиции этих учебных заведений и учреждений?
- Вопрос правомерный. И мне приятно на него отвечать, потому что работа по сохранению наследия прославленных авиационных академий и других вузов, вошедших в наш состав, поставлена на достойный уровень. С благодарностью вспоминаю слова прежнего начальника Военно-воздушной академии имени Гагарина генерал-полковника Бориса Федоровича Королькова, который несколько лет назад принимал участие в мероприятиях, приуроченных к 95-летию вуза, и сказал тогда: «Мы ехали в гости, а попали домой!».
Преемственность должна быть перед глазами. И в этом плане сделано много. В фойе нового учебного корпуса в соответствующем оформлении выставлены все переданные нам исторические боевые знамена, награды вузов. Полностью переоборудован музей академии. Библиотека хранит бесценное наследие трудов предшественников. Одним словом, хотя сегодня ВУЗ и один как юридическое лицо, но в нем живут и приумножаются все лучшие традиции и достижения расформированных образовательных организаций Министерства обороны.
- Для летчиков состояние учебной материально-технической базы имеет очень большое значение. Что можно сказать о сегодняшнем парке учебных машин?
- Состоящая на вооружении в академии авиационная техника насчитывает более десяти типов и модификаций вертолетов и самолетов, среди которых есть как новая авиационная техника, так и проверенная временем и опытом эксплуатации в боевых условиях.
К примеру, для обучения курсантов по программе первоначальной летной подготовки используется современный вертолет АНСАТ-У, а для обучения курсантов старших курсов используются вертолеты типа Ми-8 и Ми-24. При этом доля современных образцов авиатехники постоянно увеличивается.
Большое значение имеет и тренажерная подготовка пилотов. Академия оснащена современными тренажерными комплексами, позволяющими отрабатывать не только навыки в эксплуатации авиационной техники в стандартных условиях полета, но и моделирование особых случаев, которые могут возникнуть в реальном полете. Это тренажерные комплексы как для новейшей авиационной техники (СТВ-28, КТ-Ми-8ИМТВ-5), так и для техники уже давно эксплуатирующейся в войсках (КТС-32 - Ил76, КТС-15-1 - Ту22М3 и др.), которые проходят постоянную модернизацию и доработку. В процесс обучения летчиков и инженерно-технического состава активно внедряется интерактивное обучение. В академии имеются учебные компьютерные классы с обучающими программами по всем типам воздушных судов, стоящих на вооружении ВКС. Большое внимание при обучении уделяется практической составляющей. С этой целью на учебном аэродроме академии имеются все воздушные суда, стоящие на вооружении.
- В Сирии наши летчики выполняют большой объем разноплановых задач. Как используется этот боевой опыт при подготовке специалистов в академии и ее филиалах?
- Опыт участия Вооруженных сил Российской Федерации и, в частности, авиации ВКС в локальных войнах и вооруженных конфликтах является уникальным.
В сирийской операции непосредственное участие приняли более 200 офицеров профессорско-преподавательского и инструкторского состава академии и ее филиалов. Этот опыт должен быть максимально использован во всех направлениях деятельности каждой воинской части, а в стенах нашей академии - особенно.
Эта работа является составной частью как образовательной деятельности академии, так и составной частью боевой подготовки и повседневной деятельности ее структурных подразделений, реализуя принцип: «Учить тому, что нужно на войне».
С целью оказания помощи руководителям структурных подразделений по данному вопросу разработаны рекомендации и пособия, дополнены или переработаны все учебно-методические материалы, проводятся совещания и конференции по обмену опытом, разработаны предложения по дополнению компетенций квалификационных требований к выпускникам академии с учетом действий в боевой обстановке.
- Было время, когда в войска приходили молодые офицеры с недостаточным налетом. Тогда говорили, что не хватает топлива, недостаточен учебный авиапарк… Как обстоят дела сегодня?
- Не секрет, что еще в начале 2000-х годов в условиях старения парка учебных самолетов и вертолетов и острого дефицита топлива, средний налет на выпускников летных вузов составлял 50-60 часов.
В настоящее время укомплектованность и исправность авиационной техники, а также обеспеченность авиационным топливом позволяет гарантировать средний налет до 50 часов ежегодно, а на выпуске - 150-160 часов.
То есть сегодня уровень подготовки выпускника практически соответствует уровню подготовки летчика 3-го класса, как это и было в летных ВУЗах до реформирования системы военного образования. Это в полной мере позволяет готовить высококвалифицированные летные кадры.
- Недавно прошел выпуск офицеров, сейчас в разгаре новый набор курсантов. Чем же примечательны выпуск и набор этого года?
- Эти события неразрывно связаны. От организации качественного отбора кандидатов для обучения в академии зависит качество выпускников, их мотивация к военной службе. Основной особенностью выпуска 2018 года является количественный состав выпускников по всем уровням и специальностям высшего образования. Здесь необходимо напомнить, что с 2008 по 2012 год в Министерстве обороны происходило формирование нового облика вооруженных сил. И важное место в этой реформе занимала оптимизация сети военных образовательных организаций, что стало одной из причин малочисленности наборов курсантов и как следствие - малочисленности выпусков. Так выпуск 2014 года составил 180 лейтенантов. В 2015 году выпуска по программам специалитета вообще не было, но был произведен первый выпуск из академии слушателей в количестве 95 человек. И начиная с 2015 года, академия ежегодно осуществляет выпуски слушателей - магистров военного управления. В 2016 и 2017 годах выпуск по программам специалитета составил 110 и 228 лейтенантов соответственно.
Только с 2013 года академия приступила к полночисленным наборам обучающихся по всем уровням и специальностям высшего образования. В этом году из академии выпустилось 1408 офицеров: 176 офицеров- слушателей, 1.199 лейтенантов, обучавшихся по программам специалитета, и 32 офицера-адъюнкта, обучавшихся по программам подготовки кадров высшей квалификации. Из общего количества 102 выпускника подготовлено для вооруженных сил 17 стран дальнего и ближнего зарубежья. С отличием и медалью Министерства обороны Российской Федерации «За отличное окончание военного образовательного учреждения» окончили 58 человек, 185 выпускников получили диплом с отличием. Средний балл по сдаче государственного междисциплинарного экзамена, защите выпускной квалификационной работы и государственного экзамена по физической подготовке составил 4,5 балла. Все выпускники востребованы в войсках и различных органах исполнительной власти.
Считаю важнейшей задачей командиров, к которым уже завтра придут выпускники, сохранить заложенную в академии высокую мотивацию к военной службе и гордость за принадлежность к офицерскому корпусу России.
Также особенностью выпуска этого года является досрочный, в марте, выпуск лейтенантов, обучавшихся по летным специальностям в филиалах академии. Успешно завершили обучение по индивидуальным учебным планам и программам 297 летчиков армейской авиации и 143 штурмана.
Военно-воздушная академия является единственным вузом Министерства обороны Российской Федерации, который в соответствии с расчетом комплектования ежегодно набирает около 2.800 человек на 45 военных специальностей. И без организации профориентационной и агитационной работы выполнить с хорошим качеством задачу набора невозможно. Информационно-агитационные мероприятия для поступления академию проводились в ходе дней открытых дверей, агитационных перелетов и целевых агитационных поездок постоянного состава в 77 субъектах Российской Федерации. Благодаря проведенным мероприятиям, в настоящие время конкурс на отдельные специальности составляет от 3 до 10 человек на место.
- Академия стала первой, кому было поручено начать эксперимент с так называемыми научными ротами. Можно ли сегодня подвести некоторые итоги эксперимента?
- Все правильно, именно Военно-воздушной академии было поручено в мае 2013 года сформировать новое в вооруженных силах структурное подразделение - научную роту. Эта задача была выполнена в максимально короткий срок. Всего за три месяца в академии была создана необходимая инфраструктура, проведен отбор лучших выпускников из ведущих вузов страны по закрепленным за научной ротой направлениям научных исследований. И уже 5 июля 2013 года научная рота начала функционировать, а 30 операторов первого призыва приступили к научным исследованиям. Сегодня мы отмечаем первый юбилей - 5 лет со дня формирования научной роты Военно-воздушной академии.
Эксперимент, как вы его назвали «научная рота», вне всякого сомнения, успешный и подтверждают это полученные результаты. Назову только самые значимые: операторами научной роты, начиная с 2013 года, подано 22 заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретения, разработано 131 рационализаторское предложение, подано 127 заявок на получение свидетельств о регистрации программ для ЭВМ, опубликовано 505 статей в научных журналах и сборниках; успешно решается задача подготовки научных кадров для вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса, 97 операторов научной роты заключили контракт о прохождении военной службы и назначены на первичную офицерскую должность с присвоением воинского звания «лейтенант».
Операторы научной роты активно участвуют в научных конференциях, военно-технических форумах и выставках, таких как: Международный военно-технический форум «Армия», Международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международных выставках «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации» и «Интерполитех», на которых было представлено 20 инновационных проектов и разработок.
Важно отметить, что перечисленные достижения - это результат совместного напряженного труда операторов и их научных руководителей - преподавателей и научных сотрудников академии. Относительно того, каков вклад операторов в научную деятельность академии, следует отметить, что они активно участвуют в научно-исследовательской работе, являясь соисполнителями более 20 НИР ежегодно, и создают уникальные разработки. Не стану раскрывать все наши планы по участию научной роты в форуме «Армия-2018», скажу только, что операторами будет представлено 4 инновационных проекта.
Как известно, 2018 год станет годом развития научных рот в новом формате. Во исполнение решения Президента Российской Федерации от 25 января 2018 года «О порядке создания и функционирования Военного инновационного технополиса «ЭРА» на фондах Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» сформированы две научные роты ВИТ «ЭРА». Цель создания Военного инновационного технополиса «ЭРА» - обеспечить поиск, развитие и внедрение прорывных технологий в оборонной сфере.
Операторы научной роты ВИТ «ЭРА» будут разрабатывать цифровую систему, обеспечивающую формирование и обработку радиолокационных сигналов в реальном времени. Результатом разработок станут малогабаритные системы радиолокационной, радиотехнической разведки.
- Воронежский кадетский корпус входит в состав академии. Расскажите о нюансах подготовки ребят в корпусе и не является ли организация довузовского обучения излишней нагрузкой?
- Как могут быть для нас обузой ребята, которые по воле сердца решили стать военными летчиками? Мы рады тому, что 1 сентября 2015 года на основании решения министра обороны Российской Федерации был открыт кадетский корпус (инженерная школа) в качестве структурного подразделения ВУНЦ ВВС «ВВА». Обучение воспитанников осуществляется по программам среднего общего образования (10 и 11 классы) с интегрированными программами, направленными на развитие творческих способностей и формирование научных интересов одаренных детей, вовлечение их в исследовательскую деятельность, с учетом военно-профессиональной ориентации обучения.
Существует значительная категория молодых людей, для которых служение Отечеству и военная карьера являются единственным достойным делом. Среди них есть особо одаренные мальчишки, преуспевающие в физике, математике и информатике. Вот для их обучения и создан корпус.
Ежегодно мы набираем 40 мальчишек, окончивших 9 классов, годных по состоянию здоровья, психологически готовых к обучению и выдержавших сложные вступительные испытания. География проживания кандидатов самая обширная - от Калининграда до Сахалина и Чукотки, от Архангельска до республик Северного Кавказа. Подтверждением устойчивого интереса кандидатов и их родителей к обучению в кадетском корпусе является стабильно высокий конкурс - от 6 до 8 человек на место, один из самых высоких в системе довузовских образовательных организаций Министерства обороны России.
Безусловно, задачей создания кадетского корпуса являлась не только подготовка всесторонне образованных молодых людей, но формирование и развитие у кадет чувства верности долгу, патриотизма, стремления стать защитником Отечества, воспитание любви к военной службе. В процессе обучения реализуется обширная программа военно-профессиональной ориентации воспитанников, направленная на формирование у детей к моменту выпуска из учебного заведения устойчивой мотивации к выбору профессии офицера, в первую очередь, офицера Воздушно-космических сил России.
В 2018 году произведен уже второй выпуск в истории нашего кадетского корпуса. В едином строю с молодыми лейтенантами на главной площади города Воронежа стояли и 35 выпускников-кадет, в том числе шестеро, награжденных медалью «За особые успехи в учении». Как и в прошлом году, все выпускники изъявили твердое и осознанное желание связать свою жизнь с военной службой и подали документы для поступления в военные вузы Министерства обороны России. При этом абсолютное большинство стремится стать курсантами ставшей уже родной для них академии.