Боевой робот будущего?

Нужен ли искусственный интеллект боевым роботам?

Пентагон определил, какими должны стать беспилотные летательные аппараты, наземные, надводные и подводные роботы к 2042 году
25 сентября 2018, 10:30
Реклама
Нужен ли искусственный интеллект боевым роботам?
© flickr.com
Боевой робот будущего?
Читайте нас на: 

Всемирно известный писатель-фантаст Айзек Азимов полвека назад создал целый жанр научной фантастики, рассказывающий о попытках человечества ужиться с роботами. Основой жанра являются три закона робототехники, придуманные Азимовым: робот не должен причинять вред человеку, полностью ему подчиняться и, по возможности, заботиться о собственной безопасности. Возможно, книги Азимова очень популярны в Пентагоне, так как новый документ, регулирующий развитие боевых роботов, тоже основан на законах робототехники. Правда, законов стало четыре и звучат они по-другому - в соответствии с уровнем сегодняшнего технического развития.

Документ «Дорожная карта развития военных роботов», выпущенный в конце августа 2018 года, описывает какими должны стать беспилотные летательные аппараты, наземные, надводные и подводные роботы к 2042 году.

Документ «Дорожная карта развития военных роботов».
© documentcloud.org
Документ «Дорожная карта развития военных роботов».

Какими видит Пентагон своих роботов

58-страничный документ содержит список задач и требования, на которые должны опираться производители при создании боевых роботов. Они поделены на 4 группы.

  • Интероперабельность. Робот должен свободно работать с любым оборудованием. Эти требования указывают на необходимость создавать такие системы робота, которые смогут взаимодействовать с любой другой системой без каких-либо ограничений. Это подразумевает как открытость архитектуры программного обеспечения, которая позволит свободно его улучшать и адаптировать под различные нужды, так и модульность системы или возможность добавления дополнительных систем вооружения и разведки.
  • Автономность. Робот должен выполнять задачи самостоятельно. Обсуждается способность робота выполнять свою задачу без непосредственного управления человеком. Здесь речь идет о разработке искусственного интеллекта, способного решать боевые задачи. Также поднимаются вопросы способности машины самостоятельно ориентироваться в пространстве и возможности использования такими роботами оружия.
  • Безопасность сети. Робот должен быть защищен от сетевых угроз. Эта часть документа выдвигает требования о надежности сети дистанционного управления и защите ее от взлома. Также упоминается возможность противодействовать средствам радиоэлектронной борьбы.
  • Взаимодействие «человек-машина». Робот должен уметь взаимодействовать с солдатами. Регулируются возможности робота стать полноценным «напарником» на поле боя. Также поднимается вопрос создания механизмов управления и интерфейсов, позволяющих отдавать приказы роботу на поле боя.

Подобные документы по регулированию развития военной робототехники появляются уже давно. Более того, еще в 2016 Министерство обороны России выпустило программу под названием «Создание перспективной военной робототехники до 2025 года». Как сообщается на сайте Минобороны, программа создана для разработки государственных военных стандартов, устанавливающих единые требования к военной робототехнике по четырем основным направлениям: комплексы с беспилотными летательными аппаратами, наземные роботизированные комплексы, подводные необитаемые аппараты и безэкипажные катера. Разработчики уже активно следуют этой программе и предлагают на суд общественности свои произведения.

Документ США во многом повторяет нашу программу. И требования довольно схожи. И тут же возникает вопрос: а могут ли наши разработки уже сейчас отвечать стандартам, заданным американцами? И выясняется, что многие российские роботы вполне могут составить здоровую конкуренцию.

Боевой комплекс «Нерехта».
© mil.ru
Боевой комплекс «Нерехта».

«Нерехта» готова ответить Пентагону

Особенно отличился боевой комплекс «Нерехта», который разрабатывается с 2012 года. Изначально он задумывался как дистанционно управляемая платформа для поддержки артиллерийских подразделений. Гусеничный робот может быть оснащен как огнестрельным оружием, так и разведывательным модулем. В варианте с боевым модулем, задачами «Нерехты» станут огневая поддержка пехоты, уничтожение дотов, прикрытие робота-разведчика при выполнении боевой задачи в тылу противника (например, задачи корректировки огня), патрулирование важных объектов, позиций. Как видите, «Нерехта» уже отвечает первому требованию. Но потенциал робота на этом не заканчивается.

Справка

В 2014 году комплекс «Нерехта» был выбран Фондом перспективных исследований в качестве базовой платформы для отработки самых разнообразных технологий для боевой робототехники будущего, таких как искусственный интеллект, взаимодействие с БПЛА, перспективные системы управления, каналы связи, электропитание и многое другое. 

Получается, что в будущем «Нерехта» сможет соответствовать всем четырем требованиям Пентагона. Однако помимо нее существует еще множество интересных боевых машин.

Третий пункт воплощен в системе управления тяжелых боевых роботов «Уран». Двенадцатитонный «Уран-9» предназначен для огневой поддержки войск, разведки и доставки грузов. Закрытые каналы связи обеспечивают связь оператора с машиной на расстоянии до четырех километров. Перехват управления исключен.

Тяжелый боевой робот «Уран-9».
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Тяжелый боевой робот «Уран-9».

Российские конструкторы учли и возможность взаимодействия человека и машины. На форуме «Армия-2018» был представлен прототип дистанционно управляемой платформы БРП-1, разработанной в центре Хруничева. Робот предназначен на выполнения задач в условиях, опасных для человека - как наземных, так и в условиях космической станции. Оператор управляет машиной удаленно, наблюдая за происходящим с помощью специальных очков. В перспективе БРП-1 может стать основой для создания новых систем дистанционного управления на боле боя.

Несмотря на эти успехи, надо понимать, что пик развития боевых роботов еще впереди и конструкторам предстоит решить множество крупных проблем. И не всегда технический прогресс позволяет это сделать.

Восстания машин можно не бояться

Одним из самых сложных для осуществления требований на данном этапе развития является создание автоматизированной системы управления. На поле боя искусственному интеллекту будет нелегко - необходимо обрабатывать множество поступающих данных, анализировать и своевременно реагировать. Сегодня технический прогресс не позволяет реализовать подобную идею. Нынешние программы управления слишком медлительны и требуют больших вычислительных мощностей, более совершенных источников энергии и датчиков. Именно эти проблемы и тормозят процесс введения боевых машин в эксплуатацию. Американцы даже побаиваются внедрять искусственный интеллект в своих роботов.

Бывший министр обороны США Эштон Картер.
© defence.gov
Бывший министр обороны США Эштон Картер.

Справка

«Военные США никогда не перейдут к использованию по-настоящему автономных боевых машин. Полную автономность мы можем использовать только для создания систем кибербезопасности, которые будут отвечать за сканирование компьютерных сетей с целью автоматического предотвращения кибератак. Все остальные случаи применения вооружения роботам будут осуществляться только по команде человека» - заявил агентству Breaking Defense бывший министр обороны США Эштон Картер.

Российские военные более позитивно относятся к теме искусственного интеллекта. Однако доверять им оружие не станут. По словам генерального директора предприятия-разработчика робототехнических комплексов «Уран» Дмитрия Остапчука, вопрос поражения цели является прерогативой человека. Любые программы по управлению роботами лишены доступа к оружию. Поэтому восстания машин, которого так боятся любители фантастики, точно не случится. По его мнению, такое положение вещей останется еще долгое время. На данный момент вычислительные мощности «Урана» брошены на защиту от вражеского огня и обнаружение позиции противника. Датчики анализируют окружающую обстановку и, в случае обнаружения лазера наведения ракеты, выпускают дымовую завесу.

Получается, что сейчас еще рано говорить о полноценных боевых роботах. Это и понятно, ведь обе программы развития военной робототехники появились относительно недавно и разработаны с прицелом на будущее. Поэтому не стоит ожидать «битвы роботов» в ближайшее время, а на поле боя человек будет главным еще как минимум пару десятков лет.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама