Пентагон: война  до последнего цента
© defense.gov
Морская пехота США готова выполнить все поставленные задачи.

Пентагон: война до последнего цента

Контртеррористическая операция планетарного масштаба, затеянная США, должна была стать триумфом американского оружия. Но всё вышло не так, как планировали заокеанские политики и военные стратеги
Реклама
Пентагон: война  до последнего цента
© defense.gov
Морская пехота США готова выполнить все поставленные задачи.
Читайте нас на: 

«Беспощадная битва» США с террористическими формированиями, не имеющими ни ракетных войск стратегического назначения, ни флота и авиации, тянется уже более 18 лет и уже обошлась в гигантскую сумму - около 6,4 трлн долларов. Причём, как указано в справке Минобороны США за март 2019 года, на войны в Афганистане, Ираке и Сирии за 2001-2018 финансовые годы средний американский налогоплательщик выложил из своего кармана 7.623 доллара. И это далеко не предел, утверждают эксперты.

Глобальная и бесконечная

Атака Америки, осуществлённая террористами 11 сентября 2001 года, в конечном итоге имела последствия всемирного масштаба. В ответ Вашингтон начал грандиозную войну с террором, которая продолжается до сих пор. И когда она закончится, не знает никто. Причём эта война, стартовавшая на Ближнем Востоке, постепенно распространилась и на десятки других стран, в том числе расположенные в других частях света (например, Судан и Филиппины).

«Первоначально указывалось, что целью войн, которые велись после 11 сентября, является защита Соединенных Штатов от будущих террористических угроз, - отмечает в очередном докладе по вопросу расходов Америки на войны завкафедрой политологии Бостонского университета и содиректор проекта "Costs of War" профессор Нета Кроуфорд. - Но с 2001 года война вышла за пределы Афганистана и вобрала в себя войны и менее масштабные операции в более чем 80 странах, став по-настоящему "глобальной войной с террором". Более того, в целях координации действий по защите национальной территории от террористических атак даже было создано отдельное Министерство внутренней безопасности».

При этом Стефани Сэвелл, другой содиректор проекта «Costs of War», в работе «Where We Fight: US Counterterror War Locations 2017-2018» подтвердила, что контртеррористические операции на всех континентах, кроме Антарктиды, но только в 14 странах американские военные принимали непосредственное участие в боях, в семи использовались дроны-убийцы, а в остальном речь идёт о подготовке местных «спецов» и т.п.

 

Военная география по-американски

На самом деле так называемая глобальная война - это целый комплекс мероприятий с применением военной силы. Перечислим основные.

Война в Афганистане продолжается с октября 2001 года, причём до 31 декабря 2014 года эта операция называлась «Enduring Freedom» («Несокрушимая свобода»), потом - «Freedom’s Sentinel» («Страж свободы»). Война в Ираке, как известно, велась против законного правительства страны и сил сопротивления, несогласных с действиями оккупантов. С 19 марта 2003 года по август 2010-го это была операция под названием «Iraqi Freedom» («Свобода Ираку»), а после - «New Dawn» («Новый рассвет»). Боевые действия в Сирии, стартовавшие в августе 2014 года, получили название «Inherent Resolve» («Непоколебимая решимость»).

Но после разгрома основных сил террористов Вашингтон никуда не ушёл, оставив в Сирии группировку численностью около 600 человек, которые занимаются «охраной нефтяных полей» - якобы для защиты от террористов. Правда, с международным правом тут не всё ладно, но американцев это не смущает. Как отметил в ходе пресс-брифинга помощник министра обороны США по связям с общественностью Джонатан Хоффман: «Президент Трамп является верховным главнокомандующим и имеет полное право приказывать нам проводить операции для ликвидации терроризма. И предотвращение захвата данных нефтяных полей является частью этих усилий».

США оставили в Сирии группировку численностью около 600 человек.
© defense.gov
США оставили в Сирии группировку численностью около 600 человек.

Исчерпывающий комментарий, не так ли?..

Кроме того, под американский каток борьбы с террором попали Сомали, Йемен, Ливия, Нигер, Филиппины и ряд других стран Африки и Азии. В частности, в Ливии в период с августа по декабрь 2016 года проводилась операция «Odyssey Lightning» («Молния Одиссея»), а на территории Филиппин американские и филиппинские военные 1 сентября 2017 года начали операцию «Pacific Eagle» («Тихоокеанский орёл»). Не остались в стороне и Европа с Северной Америкой. Например, в рамках операции «Noble Eagle» («Благородный орёл»), начатой 14 сентября 2001 года, осуществляется защита воздушного пространства США и Канады от атак террористов. Как говорится, на всякий случай.

Удава меряем в попугаях, войну - в «Аполлонах»

В конечном итоге чрезмерная боевая активность по всему миру привела к тому, что в США впервые после окончания холодной войны серьёзно выросли военные расходы. Если в 2001 году они составили чуть более 300 млрд долларов, то к 2010 году выросли до 700 миллиардов. А после прихода в Белый дом Дональда Трампа расходы превысили и эту психологическую планку. Пентагону даже приходится проводить затраты на войну по отдельной статье, названной «зарубежные чрезвычайные операции» (Overseas Contingency Operations - OCO). Причём эта статья имеет особый статус и не подпадает под автоматический секвестр бюджетных расходов.

Оценить масштаб финансирования «заморских операций», позволяют данные из запроса Пентагона на 2020 финансовый год. На финансирование своей основной деятельности Пентагон запросил 544,5 млрд долларов, а запрос на зарубежные чрезвычайные операции составил 173,8 млрд долларов. То есть «заморская война» - это более трети всех «базовых» расходов. Впрочем, «заморские» дела финансируются и из «базового бюджета», а также из других источников. Например, по линии хорошо известного агентства USAID (U.S. Agency for International Development).

На финансирование своей основной деятельности Пентагон запросил 544,5 млрд долларов, а на зарубежные чрезвычайные операции - 173,8 млрд долларов.
© wikipedia.org
На финансирование своей основной деятельности Пентагон запросил 544,5 млрд долларов, а на зарубежные чрезвычайные операции - 173,8 млрд долларов.

В настоящее время, согласно обнародованному недавно Канцелярией генерального инспектора Госдепартамента «Комплексному плану надзора за проведением зарубежных чрезвычайных операций на 2020 финансовый год», осуществляется шесть операций подобного рода: уже упомянутые «Inherent Resolve» (Ирак и Сирия), «Freedom’s Sentinel» (Афганистан) и «Pacific Eagle-Philippines» (Филиппины), а также три секретные операции на территории Африки и региона Ближнего и Среднего Востока.

Что это за «секретные операции» и где конкретно они проводятся - непонятно. Судя по всему, речь может идти о действиях в Йемене, Сомали, Судане, да и в других странах региона тоже. Но главная сенсация не то, где и как ведут так называемые контртеррористические операции американские военные, а то, что за последние 18 лет боевые действия за рубежом обошлись американской казне почти в 5,4 трлн долларов.

В середине ноября 2019 года в рамках проекта «Costs of War» («Стоимость войны») был опубликован новый доклад Неты Кроуфорд, в котором автор указывает, что «даже если Соединённые Штаты к окончанию 2020 финансового года полностью покинут зоны, где идут основные боевые действия, а также приостановят все остальные операции, которые они ведут в рамках глобальной войны с террором, общая бюджетная нагрузка, вызванная войнами после 11 сентября, будет продолжать расти».

«Любая война требует денег до того, как она начинается, в ходе её ведения и после того, как она закончится, поскольку правительства готовятся к вооружённому конфликту, ведут его и устраняют его последствия после завершения вооружённого конфликта в виде замены вооружения, заботы о раненых и восстановления инфраструктуры, разрушенной в ходе боёв», - указывала Нета Кроуфорд в аналогичном докладе от 2017 года. С тех пор ничего не изменилось, за исключением расходов на войну, которые за два года выросли до 6,4 трлн, то есть на 14,3%. И это при том, что в указанные суммы не входит стоимость огромного количества оружия и техники, которое было безвозмездно передано американцами своим союзникам.

Помните мультфильм «38 попугаев», где длину удава измеряют в разных зверях. Так вот, стоимость всей американской лунной программы «Аполлон», составившая на 1973 год около 25,4 млрд долларов, в сегодняшних ценах, по данным сайта www.measuringworth.com, может быть оценена примерно в 147 млрд долларов. Делая замер «в попугаях» получаем: если бы Пентагон не пытался постоянно наводить порядок в разных уголках планеты и не боролся с террористами, которых он сам или иные заокеанские ведомства ранее вырастили, то США смогли бы уже скопить сумму на то, чтобы не менее 40 раз покорить спутницу Земли.

Кредитная история

Первая и самая главная статья расходов - финансирование зарубежных чрезвычайных операций. По ней Пентагон провёл за 18 лет и запросил на следующий год 195,9 млрд долларов, а Госдепартамент - ещё 131 млрд долларов.

Ещё 803 млрд долларов выделено Пентагону в «базовом бюджете», а в 2019 ф.г. в бюджете появилась новая статья - «зарубежные чрезвычайные операции для финансирования расходов по базовой части бюджета». Непонятно зачем нужны эти чудеса финансовой эквилибристики, но строка эта на 2019-2020 ф.гг. составляет 100 млрд долларов. Наконец, в запросе на 2020 ф.г. возникла ещё одна строка - «постоянные расходы на театре (войны) и соответствующие операции», по которой Пентагон хочет получить ещё 35,3 млрд долларов. А ведь есть и статья «на стену Трампа», но, впрочем, это к террористам отношения пока вроде бы не имеет.

Кроме перечисленного, 437 млрд долларов потрачено на нужды ветеранов и инвалидов военной службы, которые прошли через войны после 11 сентября 2001 года, плюс ещё более триллиона будет потрачено на их медицинское обеспечение в 2020-2059 ф.гг. Огромные цифры удивления не вызывают, поскольку, по данным Бюро трудовой статистики Министерства труда, на 2018 год числилось уже 4,1 ветеранов - участников войн после 11 сентября 2001 года. Многие из них - инвалиды, либо же получают пособия по вынужденной безработице (последних в сентябре 2018 года было почти 357 тысяч).

На «стену Трампа» США тоже придется  потратиться, но  к борьбе с террористами эти расходы  отношения пока вроде бы не имеют.
© media.pri.org
На «стену Трампа» США тоже придется  потратиться, но  к борьбе с террористами эти расходы  отношения пока вроде бы не имеют.

В свою очередь, деятельность Министерства внутренней безопасности по защите Америки от мирового террора уже влетела налогоплательщикам в 1.054 млрд долларов. Два года назад эта сумма была ровно в два раза меньше - спокойный сон американцев стоит, судя по всему, очень дорого. Хватит ли на это денег и дальше?

Впрочем, всё это - цветочки, не тянущие на статус сенсации. А подходит на роль последней тот факт, что глобальная война с террором, которую от имени американцев ведёт их правительство, постепенно в буквальном смысле затягивает Америку в финансовую кабалу. Дело в том, что ведётся эта война… в долг, поскольку для её финансирования федеральное правительство осуществляет заимствования, которые ему дают под процент, пусть и не очень большой.

Стоимость «кредитов на войну», по данным, приведённым в труде Неты Кроуфорд со ссылкой на расчёты Хайди Пелтиер, на сегодня достигла 925 млрд долларов или 14,5% от всех трат на борьбу с глобальным террором за 2001-2020 ф.гг. В 2018 году этот показатель равнялся 716 млрд долл, а в 2017-м - 622 млрд. Нехитрые вычисления дают нам прирост за пару лет в 48,7%. Причём по оценкам экспертов, если характер финансирования войны не изменится, к 2056 году проценты по этим кредитам могут вырасти до 8 трлн долларов. Такая вот печальная арифметика.

Проза жизни

В этой истории удивительно ещё и то, что «мудрые» американские политики, военные и экономисты так и не смогли в более или менее приемлемых объёмах просчитать, во что в целом обошлась глобальная война с террором. «Представленная в работе оценка текущих и будущих расходов на ведение войн в очередной раз подтверждает тот факт, что реальные расходы существенно превосходят оценки стоимости ведения войн в Ираке и Афганистане, сделанные в предвоенный период и на раннем этапе», - отмечает всезнающая Нета Кроуфорд.

Операция спецназа США в Афганистане.
© defense.gov
Операция спецназа США в Афганистане.

Весьма красочно уровень «стратегического мышления» американских планировщиков характеризуют следующие примеры, приведённые профессором Кроуфорд. Так, Лоуренс Линдси - главный советник президента Джорджа Буша младшего по экономическим вопросам - утверждал в сентябре 2002 года, что общая стоимость войны в Ираке составит не более 100-200 млрд долларов. При этом он был абсолютно уверен, что «успешное ведение войны хорошо отразится на экономике». Ещё более радужными были оценки директора Административно-бюджетного управления Митча Дэниелса, заявившего 31 декабря 2002 года, что стоимость военной операции в Ираке составит всего-то 50-60 млрд долларов. Не отставали от коллег и парламентарии. Например, специалисты Комитета по бюджету Палаты представителей Конгресса в сентябре 2002 года оценивали расходы на войну в Ираке всего в 48-60 млрд долларов.

Жизнь быстро откорректировала оптимистичные расчёты. В результате сегодня Америка имеет самый гигантский за всю историю госдолг. И выйти из этой ситуации можно двумя способами: «простить» всем взятое у них взаймы или же брать в долг вновь и вновь, продолжая вести войну до последнего цента.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама