В других СМИ
Загрузка...
Начальник Михайловской военной артиллерийской академии генерал-лейтенант Сергей Баканеев

Генерал-лейтенант Сергей Баканеев: «Артерра» учит управлять огнём

Накануне открытия в Подмосковной Кубинке Международного форума «Армия-2019» начальник Михайловской военной артиллерийской академии генерал-лейтенант Сергей Баканеев рассказал еженедельнику «Звезда» о том, какие новинки исследовательской и патентной работы слушателей будут представлены на форуме
Реклама
Генерал-лейтенант Сергей Баканеев: «Артерра» учит управлять огнём
© tvzvezda.ru
Начальник Михайловской военной артиллерийской академии генерал-лейтенант Сергей Баканеев

- Сергей Анатольевич, в настоящее время инновационные подходы характерны для работы всех организаций и учреждений Минобороны РФ. Естественно, высшие военные учебные заведения просто не имеют права стоять в стороне от деятельности подобного рода. В вашей академии слово «инновационный» наверняка не просто дань современной моде?

-  Всё не так просто, как кажется. Инновационная деятельность в академии включает в себя научный поиск, создание новшества и его реализацию. Основным результатом поискового этапа является сформулированная инновационная проблема, цели и задачи нововведения. Далее следуют инновационный проект намеченных преобразований, сравнение полученных результатов с поставленными целями.

Возможности Центра поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ), созданного на базе академии, обеспечивают использование мировых патентных баз данных при решении научных задач. В академии сформирована своя система патентной аналитики. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает трансформацию идеи в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.

 - Как это реально воплощается в жизнь?

- В академии инновационная деятельность неразрывно связана как с образовательным процессом, так и с научно-исследовательской работой. Педагогам и научным работникам в академии созданы все условия для эффективной инновационной деятельности. С 2012 года личный состав академии плодотворно осуществляет научный поиск с использованием возможностей ЦПТИ.

Возможности ЦПТИ академии обеспечивают использование мировых патентных баз данных при решении научных задач. В академии сформирована своя система патентной аналитики.

- Даже так?

- Министром обороны РФ генералом армии Сергеем Кужугетовичем Шойгу и руководителем Роспатента Григорием Петровичем Ивлиевым подписано соглашение о сотрудничестве в области защиты интеллектуальной собственности. Министр обороны Российской Федерации подчеркнул, что в этой работе Минобороны намерено активно взаимодействовать с Роспатентом. Это соглашение, по словам министра, станет важным шагом в налаживании конструктивного сотрудничества в интересах укрепления обороны и обеспечения безопасности государства.

Данное соглашение позволит проводить информационно-аналитическое исследование патентной документации для разрабатываемого и совершенствуемого вооружения, военной и специальной техники каждого вида и рода войск Вооружённых сил, которым смогут воспользоваться, в том числе и учёные академии.

Патентная аналитика широко используется всеми категориями обучающихся в академии. Так, курсант Владимир Бондаренко за время учебы в академии стал автором двадцати программ для ЭВМ. В 2019 году при подготовке своей конкурсной работы написал три программы для ЭВМ и получил на них свидетельства о государственной регистрации. По результатам конкурса на лучшую научную работу, выполненную слушателями и курсантами военно-учебных заведений высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, работа Владимира Бондаренко заняла первое место, а он представлен к премии министра обороны Российской Федерации.

- Для того, чтобы вся эта работа не уходила «в песок», судя по всему, важно сотрудничество с производственным комплексом…

- Безусловно. В своей деятельности личный состав академии тесно взаимодействует с предприятиями ОПК, НИО, вузами. На сегодняшний день академия заключила 40 договоров о научно-техническом партнёрстве. Это позволило разработать и внедрить в учебный процесс ряд инновационных проектов, среди которых гордостью академии является единый комплекс учебно-тренировочных средств «ЕКУТС-720».

Комплекс предназначен для профессионального отбора, теоретического и практического обучения, тренировки личного состава звеньев управления и расчётов комплекса 9К720 с целью формирования и совершенствования навыков и умений практической работы с аппаратурой и органами управления, комплексного межуровнего взаимодействия между средствами комплекса при подготовке и выполнении практических задач, обучения вождению.

Тесное сотрудничество с предприятиями ОПК реализуются и при проведении различных конгрессно-выставочных мероприятий, среди которых: Международный военно-технический форум (МВТФ) «Армия», «Интерполитех», «Архимед», «День Инноваций МО РФ», проводимые на площадках органов военного управления, вузов МО РФ, гражданских вузов и организаций.  

- Какие ещё средства обучения, разработанные с участием академии и основанные на инновационных технологиях, следует отметить?

- В первую очередь отмечу учебно-тренировочное средство для подготовки специалистов по стрельбе и управлению огнём «Артерра-ВТ-3 D», которое разработано предприятием ОПК АО НПФИ «Военные технологии» совместно с коллективом академии.

Тренажёр «Артерра-ВТ-3D» предназначен для организации и проведения занятий с офицерами и подразделениями артиллерии и РСЗО по стрельбе и управлению огнём в ходе образовательного процесса воинских подразделений и военно-учебных заведений. Разработан тренажёр в целях прорывного повышения эффективности подготовки специалистов артиллерии. Он очень функционален и прост в применении. Немаловажно и то, что «Артерра» является недорогим учебно-тренировочным средством.

Тренажёрный комплекс включает в себя автоматизированные рабочие места руководителя занятий и обучаемых, мультимедийные средства панорамной визуализации местности и звуковой имитации событий, специальное программное обеспечение, основанное на уникальной математической модели, полностью имитирующие элементы стрельбы.

Комплекс позволяет обучать стрельбе из большинства самоходных и буксируемых артиллерийских орудий, миномётов и реактивных систем залпового огня, имитировать выполнение огневых задач всеми видами боеприпасов, в том числе высокоточными, на равнине, в горах и на море, в изменяющихся метеорологических условиях и в разное время суток.

Тренажёрный комплекс позволяет значительно экономить моторесурс бронетехники и ГСМ без снижения качества подготовки специалистов. Он может размещаться в любом крытом помещении воинских подразделений без специальных требований к монтажу и вводу в эксплуатацию.

В настоящее время учебно-тренировочное средство «Артерра-ВТ-3 D» используется как в образовательной деятельности академии, так и в боевой подготовке войск.

Отмечу мобильный комплекс локальной навигации, который позволяет формировать навигационное поле для решения задач топогеодезического обеспечения (позиционирования) объектов ВВСТ, увеличения глубины разведывательного обеспечения, выполнения задач разведки и огневого поражения в режиме реального времени.

Новинкой, разработанной в академии, является корректирующий ракетный двигатель на пастообразном топливе, позволяющий осуществить донаведение или перенацеливание ракет по изменившимся координатам на конечном участке траектории, что повышает боевую эффективность ракетных ударов.

Профессорско-преподавательским составом академии в тесном взаимодействии с коллегами из БГТУ «Военмех» (г. Санкт-Петербург) разработан макет сверхдальнобойного заряда для 152-мм артиллерийского снаряда. Он предназначен для продления эксплуатации изношенного ствола после проведения его ремонта.

Важным инновационным проектом в образовательной деятельности является разработанный в академии конструктор образовательной информационной среды (КОИС). С его помощью осуществляется и обеспечивается: автоматизация создания типовой структуры учебно-методического комплекса (УМК) для любой преподаваемой дисциплины на основе технологии реляционных баз данных; удобный доступ к необходимым инструментальным средствам и компонентам учебно-методического комплекса с целью их первоначальной разработки или последующего совершенствования; возможность обучающимся работать с учебными материалами любого занятия, выбирать требуемую инструментальную среду, а также применять средства самоконтроля знаний и умений, включенные в состав УМК.

Инновационная деятельность в академии является основой и генератором развития всех видов деятельности и повышения качества подготовки современного высококомпетентного офицерского состава для Вооружённых сил Российской Федерации.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама