A2/AD: стратегия глобального американского облома
Обнулённые американские стратеги
Известный русский дипломат Владимир Александрович Теплов в 1898 году сказал, что «американское самомнение не соответствует достигаемому ими результату». Произнесённые в XIX веке слова оказались пророческими и сбылись в отношении вооружённых сил США, их стратегии и тактики. В то же время миру известно множество военных планов (стратегий), которые были разработаны «лучшими аналитиками и военными специалистами» в целях защиты национальных интересов США. К слову сказать, большинство этих стратегий, гладко выглядевших на бумаге, в реальности оказались неработоспособными. Мало того, «противники» американцев после изучения этих стратегий, демонстрирующих мощь и превосходство американской армии, быстро находили асимметричные решения, которые обнуляли титанические усилия мыслителей из Пентагона.
Естественно, потерпевшие «фиаско» стратеги списывали всё это на «растущее военное неповиновение России и других держав», которые собираются вести войны не по установленным правилам. При этом они начинали работать над новыми стратегиями, которые подарят США абсолютное мировое превосходство.
По моему мнению, у американцев в стратегиях лучше всего было с военной терминологией и наглядной инфографикой.
Справка
Термин A2/AD ( (англ. anti-access and area denial - ограничение и воспрещение доступа и манёвра - зона воспрещения доступа и манёвра, концепция сдерживания противника созданием повышенной опасности для дислоцирования или перемещения сил противника в защищаемую местность. - Авт.) был придуман Пентагоном для описания возможностей армии КНР заблокировать западную часть Тихого океана от боевых действий ВМС и ВВС США.
A2/AD - это зона эшелонированной обороны, организованная сухопутными войсками НОАК при поддержке средств ПВО, РЭБ, ВВС, РСЗО, ракетных оперативно-тактических комплексов и комплексов береговой обороны. Согласно разработанной военной доктрине Air-Land Battle, американские войска должны были взломать эту зону и завоевать превосходство как на море, так и в воздухе.
К слову сказать, эту военную доктрину американцы отработали на Ираке, во время войн в зоне Персидского залива. Победа над «тираном» Саддамом Хусейном в 2003 году, давшаяся американцам с третьего раза, была не такой уж безупречной. Потому что, во-первых, иракская армия не смогла создать зону A2/AD, по факту её и не было, т.к. иракцы не читали стратегию Пентагона и организовывали оборону, согласно своим боевым уставам. Во-вторых, коалиционные вооружённые силы, штурмовавшие Ирак, по огневому могуществу кратно превосходили ответные возможности оборонявшихся.
Получилось не всё как по учебнику, но победителей не судят. Хотя ревизионная комиссия Конгресса США считает иначе, т.к. до сих пор не может найти отчёты о трёх триллионах долларов израсходованных во время операций Persian Gulf War, Operation Desert Storm, Desert Shield и Operation Iraqi Freedom.
Американская зона A2/AD
Раз у китайцев и иракцев были свои зоны A2/AD, то и у американцев она тоже есть. Строить её они начали в 2003 году в рамках новой стратегии «Глобального мгновенного удара» после того как в единоличном порядке вышли из Договора по ПРО. Американская глобальная зона A2/AD условно состоит из трёх рубежей обороны. За внешний рубеж (буферная зона) отвечают страны НАТО и передовые базы Армии США в Азии, Африке и Южной Америке, второй рубеж обороняют ВМС США, защищающие Северную Америку в дальней и ближней морских зонах, внутренний континентальный рубеж - вотчина Нацгвардии.
Рубежами обороны управляют одиннадцать объединённых военных командований армии США - шесть региональных (US AFRICOM, US CENTCOM, US EUCOM, US INDPACOM, US NORTHCOM, US SOUTHCOM) и пять функциональных (US SOCOM, US SPACECOM, US STRATCOM, US TRANSCOM, US CYBERCOM).
В глобальном плане об эту структуру и должен «обломать зубы» любой агрессор. Равнозначно, благодаря такой структуре, США без ущерба для себя (точнее для своей территории) участвуют в многочисленных локальных войнах и могут, по мнению своих аналитиков, провести глобальную ядерную войну, пожертвовав ради победы в ней сотней миллионов жизней своих граждан при самом наихудшем сценарии.
Минимизацию ущерба территории США должны обеспечить комплексы ПРО наземного и морского базирования. Последние можно не только разворачивать близко к границам государств в зонах свободного судоходства, но и регулировать количество пусковых установок с противоракетами. Помимо этого, в рамках стратегии «Глобального мгновенного удара» американцы проработали тактику нанесения превентивного удара крылатыми ракетами морского и сухопутного базирования, которые после принятия новой ядерной доктрины США и выхода из Договора РСМД получат термоядерные боеголовки малой мощности - от 5 до 10 килотонн.
Одновременно США наращивали и свою космическую группировку, состоящую из спутников связи и разведки. В итоге грандиозная космическая стройка закончилась созданием Космических войск и отдельного командования US SPACECOM. Казалось бы, построенная глобальная зона A2/AD неприступна и не имеет уязвимостей, но в 2018 году выяснилось, что это не так.
Разрушителями «цитадели» выступили Россия и Китай, которые, особо не афишируя, создали национальные зоны A2/AD вдоль своих границ, т.е. то, что американцы придумывали за русских и китайцев в своих стратегиях, стало реальностью, которая в корне отличается от фантазий стратегов из Пентагона. В 2019 году в США шли бурные дискуссии на тему как сдерживать Россию и Китай. Объявленная стратегия силового сдерживания с построенной американской зоной A2/AD не позволяла сделать это безнаказанно.
Ведь гиперзвуковые комплексы России и Китая с ядерными боеголовками могут со 100% вероятностью преодолеть все рубежи защиты и нанести существенный ущерб любым военным объектам как США, так и НАТО. Помимо этого, мы и китайцы создали неядерные комплексы высокоточного оружия (ВТО), способные эффективно сдерживать вероятного противника на дальних рубежах, с которых носители комплексов выполнить боевую задачу превентивного неядерного удара не могут. Мало того, они даже не смогут приблизиться к нашим границам без существенных потерь, чтобы применить стратегию сетецентрических войн.
Стратегия сетецентрических войн (Network-centric warfare), которую армия США начала отрабатывать с 2003 года, доведя её до совершенства в 2011 году, несмотря на успехи подразделений «умеренной оппозиции» в Сирии в боевых столкновениях с армией Сирийской арабской республики, забуксовала в 2016 году. Боевая эффективность вооружённых группировок террористов, основанная на информационно-коммутационной сети, распределённых базах снабжения и помощи военных советников из стран НАТО, столкнулась с воздушно-космической разведкой и группировкой ВКС России. В результате уверенные в себе головорезы получили «горячий приём» по всей территории Сирии. Операция «Асад уходи», по факту, с треском провалилась, но раз стратегия не работает - дайте новую!
Концепция многодоменного конфликта (Multi-Domain Battle) была разработана стратегами Пентагона в 2016-2017 гг., как ответ на военные реформы, которые шли в армиях России и Китая. Презентация подготовленного доклада «Multi-Domain Battle: Evolution of Combined Arms for the 21st Century 2025-2040» состоялась в 2017 году. В преамбуле доклада говорилось, что данная концепция подготовлена в связи с тем, что противники США «ищут пути и средства, которые бросают вызов американской армии на дальних расстояниях, ограничивают боевые действия в локальных и глобальных конфликтах», т.е. хотят «провести ревизию сложившегося мирового порядка».
Согласно представленному докладу, Multi-Domain Battle - это «эволюционная концепция общевойскового боя XXI века, которая описывает, как сухопутные войска США в составе объединённых сил НАТО будут вести военные кампании в космосе, киберпространстве, на суше, море и в воздухе против своих противников в 2025-2040 годах».
Слушание доклада оказалось настолько удачным, что в конце 2018 года Конгресс США одобрил эту концепцию как перспективную стратегию. Мало того, в 2019 году на основе этой стратегии началась подготовка масштабных учений в Европе - Defender Europe 2020, которые стартовали в январе текущего года.
Multi-Domain Battle. Откуда у этой стратегии ноги растут?
По новой стратегии американские эксперты рассматривают общевойсковой бой как взаимосвязанное ведение военных действий в различных средах (доменах) - на море и суше, в воздухе и космосе, а также в информационной среде - киберпространстве. Например, командующий US EUCOM (американских сил в Европе) сталкивается с необходимостью привлечения сил ВМС и ВВС на театре военных действий (ТВД). Полученные данные разведки (через домен киберпространства) позволяют ему координировать взаимодействие частей Армии США с тактической авиацией и кораблями, находящейся вблизи ТВД эскадры, в реальном масштабе времени.
При этом цели будут распределены между всеми участниками боевой операции. Кстати, согласно последним директивам, этому командующему передадут под управление крылатые ракеты морского базирования с ядерными боеголовками малой мощности, которые он применит по своему усмотрению и без согласования с министром обороны США.
Главное отличие Multi-Domain Battle (MDB) от стратегии Network-centric warfare (NCW) состоит в том, что в NCW внимание уделялось координации информации, которая доводилась до конечного пользователя. В стратегии MDB информация не только доводится, но и происходит координация боевых действий между подразделениями из доменов в решении конкретных задач.
Вернёмся к учениям Defender Europe 2020 в рамках которых будут отрабатывать взаимодействие доменов. Для этого учения разбиты на несколько эпизодов, которые будут отработаны на море, в воздухе, на суше и в киберпространстве. В ходе учений взаимодействие доменов отработают на полигоне в Польше, где одновременно пройдут эпизоды.
Однако великому замыслу помешал один форс-мажор - в Европе набирает мощь эпидемия коронавируса, из-за которой уже отказались принимать участие военнослужащие из Норвегии, Великобритании и Италии. Под угрозой находятся и сами учения.
Теперь ответ на вопрос - что же это за стратегия?
На самом деле, ничего нового в этой стратегии для наших Вооружённых сил (ВС) нет. По сути - американцы повторяют нашу разработку. С 2015 года ВС России работают в едином информационном пространстве автоматизированных систем управления войсками (АСУВ). Взаимодействие между родами и видами войск осуществляет и координирует Национальный центр управления обороны, который заступил на боевое дежурство 1 декабря 2014 года.
Боевое крещение российские АСУВ и НЦУО прошли в Сирии. Именно чёткая координация действий ограниченного контингента ВКС с родами и видами ВС России обеспечила победу над группировками террористов, тем самым обнулив стратегию NCW.
Дальнейшее развитие АСУВ, подключение к нему новых видов ВТО и гиперзвукового оружия на перспективу обнулит и другие стратегии, потому что позволяет дать отпор любому агрессору, нанести ответно-встречный удар по местам откуда стартовали средства поражения и по местам, где принималось решение об этом.
Фактически наши Вооружённые силы уже сейчас выполняют задачу, которую поставил перед ними в 2016 году Верховный Главнокомандующий: «Задача предстоящего десятилетия заключается в том, чтобы новая структура Вооружённых сил смогла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая «видит» дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее, чем аналогичные системы любого потенциального противника».