Возвращение «Руслана» с «гражданки»
Наблюдаемый в последние годы рост активности Военно-транспортной авиации (ВТА) обусловлен рядом обстоятельств, включая курс военно-политического руководства России на всеобщее повышение боеспособности Вооружённых сил, увеличение числа и масштабов проводимых военных учений, а также проведение контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики.
Удаление авиабазы «Хмеймим» от ближайших крупных населённых пунктов на черноморском побережье России (Сочи, Севастополь и др.) составляет порядка тысячи километров. Но в силу известной позиции отдельных стран - наших южных соседей, самолётам ВКС часто приходится следовать по более протяжённому маршруту через воздушное пространство Ирана и Ирака, что удваивает его длину. Это приводит к повышенному расходу ресурса и требует дополнительных усилий по поддержанию парка ВТА в исправном состоянии, а также системной работы по его обновлению.
Поэтому в число тем селекторного совещания 13 октября в Национальном центре управления обороной Российской Федерации включили вопросы поддержания в исправном состоянии дальних военно-транспортных самолётов. Выступая на нём, министр обороны генерал армии Сергей Шойгу, в частности, сказал: «В условиях, когда в Вооружённых силах возрастает потребность в перевозках сверхтяжёлых и крупногабаритных грузов, решение этой задачи приобретает особую важность».
«На совещании заслушаем предложения руководителей Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина и Уральского завода гражданской авиации по завершению контракта на модернизацию, восстановление исправности и продление ресурса двух самолётов Ан-124, а также капитальный ремонт и модернизацию 12 авиационных двигателей Д-18Т (ими оборудованы Ан-124)», - добавил он.
Оценка американцев
Сегодня в составе ВТА насчитывается 26 Ан-124, из них в лётном состоянии чуть более десятка, остальные - на хранении, либо проходят заводской ремонт. По своим транспортным возможностям российская группировка «Русланов» уступает только таковой из 52 C-5M Galaxy ВВС США. Преимущество американцев увеличивается за счёт большего числа военно-транспортных самолётов меньшей размерности: 222 C-17 Globemaster III против сотни различных модификаций Ил-76 у ВКС.
Заметим, что «Галактика» - единственный зарубежный самолёт аналогичного класса и назначения, сопоставимый с Ан-124 по характеристикам. Причём сначала «американец» сильно отставал, и подтянулся к уровню советского аналога в результате нескольких последовательных программ модернизации.
Содержание сравнительно большого количества С-5М и С-17 объясняется необходимостью поддерживать многочисленные объекты Пентагона за пределами национальной территории: Соединённые Штаты обладают восемью сотнями военных баз в более чем семидесяти странах мира. Это обстоятельство редко берётся в расчёт западными аналитиками при сопоставлении потенциалов собственных вооружённых сил с российскими. Игнорируя очевидное, те просто сравнивают самолётные парки и их возможности по перевозке так называемых сил быстрого развёртывания (воздушно-десантные, десантно-штурмовые дивизии и бригады плюс спецназ) на дальние расстояния.
Так получаются выводы типа тех, что опубликованы в текущем году в паре докладов исследовательской группы Конгресса США, посвящённых состоянию Вооружённых сил России. Отметив большой боевой потенциал ВДВ России оценочной численностью 45 тыс. военнослужащих, и прибавив к ним ещё 17 тыс. «спецназа», заморские аналитики сделали следующее заключение: ввиду «ограниченных возможностей ВТА», многочисленные десантники и спецназовцы всё чаще вынуждены отрабатывать не переброску на дальние расстояния, а высадку в тактической глубине обороны противника с вертолётов.
«Возможности ВТА России по перевозкам на дальние расстояние остаются ограниченными, и не обеспечивают быструю переброску сухопутных и воздушно-десантных войск», - утверждает эксперт-аналитик по российским и европейским делам Эндрю Боуэн в документе под индексом IF11589. В другом, с шифром IF11603, тот же составитель констатирует: «Разлад с Украиной, сопровождавшийся разрывом в 2014 году традиционных связей с украинскими разработчиками и производителями самолётов и двигателей к ним, произвёл негативный эффект на способности России по модернизации ВТА. Собственная компания «Ильюшин» перегружена заказами и не справляется с их исполнением».
Предвзятый характер подобных «выводов» очевиден, но отражает превалирующее среди западных аналитиков мнение о состоянии ВТА и российского авиапрома. Для нас же важно знать, что думают о нашей авиации за рубежом, и уметь выделить во взгляде иностранцев рациональное зерно с тем, чтобы с лучшим пониманием строить дальнейшие планы по развитию отечественной авиации и достигать максимального эффекта.
Опора на собственные силы
Наша авиация действительно переживает непростые времена, постепенно преодолевая системный кризис, сложившийся вследствие распада СССР. В результате прославленное конструкторское бюро имени Олега Константиновича Антонова оказалось на территории иностранного государства. Дальнейшие события на Украине пошли по негативному сценарию. Захватившие власть в Киеве националисты ввели запрет на военно-техническое сотрудничество с Россией, что отрицательным образом сказалось на состоянии парка самолётов марки «Ан».
Между тем ВКС России продолжают эксплуатацию довольно большого числа крылатых машин, произведённых ОКБ им. Антонова, включая Ан-2, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-72, Ан-124 и Ан-148. Полностью заменить их самолётами российской разработки и постройки - задача не на одно десятилетие. Создание нового военно-транспортного самолёта большой грузоподъёмности, способного занять место «Руслана», требует длительного времени и больших инвестиций.
Формирование аэродинамического проекта перспективной машины идёт в ЦАГИ под обозначением «Слон». Он ведётся с 2016 года по заказу Минпромторга. «Слон» должен перевозить коммерческую нагрузку до 150 тонн на дальность 7 тыс. км, обладая крейсерской скоростью 850 км/ч.
Пока создаётся полностью новый самолёт, промышленность занимается вопросами улучшения базовой конструкции «Руслана» с целью повышения тактико-технических характеристик. В рамках этой работы получено дополнение к сертификату типа на Ан-124-100М-150 с ростом предельной нагрузки с 120 т до 150 т. Благодаря увеличению максимальной взлётной массы с 392 до 402 тонн, дальность полёта с грузом 120 т возросла с 4.650 км до 5.400 км. Назначенный ресурс самолёта доведён до 24.000 лётных часов, ведутся работы по его дальнейшему увеличению до 50.000 часов, 10.000 циклов и срока службы - до 45 лет. Обновлены компоненты авионики с внедрением цифровых вычислителей.
В 2012 году группа специалистов ЦАГИ, ГосНИИ ГА и ГП «Антонов» удостоилась премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за комплекс исследований и внедрение эффективной концепции поддержания лётной годности самолётов «Руслан» по условиям ресурса и срока службы до 10 тысяч полётов, 50 тысяч лётных часов и 45 лет. Благодаря их труду, Ан-124 сохраняет актуальность как лучший в мире самолёт для перевозки военной техники, а также сверхтяжёлых крупногабаритных гражданских грузов. Подсчитано, что на перемещение одного килограмма груза на пять тысяч километров «Руслан» тратит примерно 0,6 кг авиационного керосина, что до сих пор является лучшим показателем.
Силовая установка
Установленные на Ан-124 двигатели Д-18Т разработаны и производятся на Украине. Поэтому актуальна тема создания российского аналога для ремоторизации «Руслана», постановки на «Слон» и другие проекты отечественных авиастроителей. Несколько лет назад самарские моторостроители предложили проект ПД-30 на основе газогенератора НК-32 второй серии. Последний представляет самый крупный в мире двухконтурный турбореактивный двигатель с системой форсажа, когда-либо устанавливавшийся на боевой самолёт.
Опытный экземпляр стратегического бомбардировщика Ту-160М2 с силовой установкой из четырёх НК-32-02 выполнил первый полёт 3 ноября этого года. Министерство обороны России планирует закупить полсотни таких самолётов, о чём пять лет назад заявил Сергей Шойгу, посещая Казанский авиационный завод, специализированный на выпуске авиатехники для Дальней авиации ВКС России.
Справка
Массово-габаритные параметры НК-32 впечатляют: масса - 3.650 кг, длина - 7,45 м, диаметр - 1,7 м, тяга с использованием форсажа - 25 тонн. Разработка, испытания, постановка производства и серийное строительство современных авиационных моторов столь большой размерности требуют огромных затрат. Получить от них больший эффект можно путём расширения линейки оснащаемых им самолётов и увеличения их серийности.
Помимо ПД-30, в нашей стране ведутся работы по ещё более мощному двигателю - ПД-35 тягой 35 тонн. Его проектирование ведёт КБ «Авиадвигатель» для использования на двухмоторном варианте авиалайнера Ил-96-400М и перспективном российско-китайском пассажирском самолёте CR-929.
ПД-35 задуман как увеличенный вариант ПД-14. Последний уже получил сертификат и готов к установке на авиалайнер МС-21 в полностью российском исполнении. Опытный прототип самолёта, оснащённый парой ПД-14, готовится к началу лётных испытаний. Разработка ПД-35 ведётся пятый год, с расчётом выйти на испытания демонстратора в 2023-м, сертификацию в 2025-м и начало серийного выпуска в 2028 году.
Поддержание существующего парка
Ан-124 появился на свет как военно-транспортный самолёт, призванный удовлетворить быстрорастущие потребности советских Вооружённых сил в перевозке тяжёлого вооружения, включая основные боевые танки, другие боевые бронированные гусеничные и колесные машины, а также специальную технику на их базе. Прототип самолёта с бортовым номером 0101 и регистрацией СССР-680125 впервые поднялся в небо 24 декабря 1982 года. Всего было выпущено 55 машин, большинство - на заводе «Авиастар» в Ульяновске. При этом все Ан-124, остающиеся в составе ВКС России, были собраны в 1986-1991 гг.; их средний возраст перевалил за тридцать лет.
Поддержание лётной годности довольно старой авиатехники требует больших усилий. Эта задача решается МО РФ вместе с промышленностью при поддержке коммерческих операторов. Дело в том, что Ан-124 сертифицирован по гражданским авиационным правилам и выполняет грузовые авиаперевозки. Одиннадцать «Русланов» летают на грузовых чартерных рейсах авиакомпании «Волга-Днепр», и ещё три борта российской регистрации находятся на хранении. Потенциально они составляют так называемый мобилизационный ресурс: в случае возникновения у военных острой необходимости по наращиванию парка, самолёты, находящиеся у коммерческих операторов, могут быть выкуплены или реквизированы для нужд Министерства обороны.
Важно заметить, что коммерческий парк «Русланов» заметно моложе, чем у военных. Так получилось потому, что «Волга-Днепр» (равно как и обанкротившийся «Полёт») приобрела свои «Русланы» непосредственно у завода-изготовителя в период с 1990 по 2004 гг. Многие - по бросовым ценам, зачастую ниже себестоимости. Ведь «Авиастару» надо было как-то выживать ввиду практически полного отсутствия интереса главного заказчика к его продукции на рубеже веков. Настало время, когда ситуация должна кардинально измениться. Возвращение «Руслана» с «гражданки» на военную службу будет одним из индикаторов перемен в верном направлении.