«Чумные» манёвры НАТО в Латвии
С 13 по 18 апреля в Латвии проходят военные учения НАТО Steel Brawler («Стальной забияка»). В них задействованы около 600 военнослужащих и 100 единиц бронетехники. При этом никого не смущает, что из-за пандемии коронавируса в этой прибалтийской республике введён официальный запрет на все массовые мероприятия численностью более 200 человек.
«Стальной забияка» - это, по сути, то, во что «сдулись» грандиозные учения НАТО Europe Defender 2020 (40 тыс. участников, переброска из Штатов морем в Германию, а затем - в Польшу и Прибалтику 20 тыс. американских солдат в составе целой танковой дивизии при полном вооружении). Из-за коронавируса они были отменены, а тренировочные программы максимально сокращены.
Зачем натовцы покинули «милитаристский рай»?
Теперь о «чумовых» манёврах в Латвии. Ударная группировка своим ходом перебрасывается с Адажской военной базы на полигон «Межа Мацкевичи» (Meža Mackeviči) в Даугавпилсском крае, который расположен рядом с белорусской границей. Чтобы добраться до места, танкам и БТР предстоит преодолеть около 250 км. И столько же, между прочим, - в обратном направлении. Маршрут «перечёркивает» с севера на юг практически всю территорию Латвии, блокируя гражданские транспортные потоки на дорогах общего назначения. Колонны бронетехники движутся в сопровождении специалистов натовского Центра координации перемещения и латвийской военной полиции. Организаторы заранее принесли извинения мирным жителям за шестидневные неудобства.
Объявлено, что в ходе учений будет отрабатываться взаимодействие между контингентом боевой группы расширенного присутствия НАТО и национальными вооружёнными силами прибалтийской страны. По замыслу командования, в скором времени они должны научиться «функционировать как полностью интегрированная и сплоченная боевая группа».
Справка
Многонациональный натовский батальон дислоцируется в Латвии с 2016 года. В полном составе боевая группа расширенного присутствия НАТО включает более 1,4 тыс. солдат из Албании, Чехии, Италии, Канады, Черногории, Польши, Словакии, Словении и Испании. Усиление военного присутствия в регионе альянс объясняет якобы военной угрозой со стороны России.
Кстати, «Стальной забияка» вполне мог бы пройти на территории базы Адажи, где располагается натовский батальон и где есть огромный полигон для военных игрищ на любой вкус. Не далее как в конце марта здесь состоялись манёвры Iron Spear 2020 с участием национальной механизированной пехотной бригады и боевой группы расширенного присутствия НАТО - боевые стрельбы из танков и БТР, отработка координации между латвийскими и иностранными воинскими контингентами.
На базе в Адажи создан своего рода «милитаристский рай». Вашингтон инвестировал в развитие военной инфраструктуры 170 млн евро, а Брюссель до 2021 года пообещал добавить ещё 71 млн евро.
Похоже, что одна из главных целей Steel Brawler - демонстрация силы, своеобразная (хоть и хиленькая по сравнению с Europe Defender 2020!) акция устрашения. При этом Латвии никто не угрожает, а на территории сопредельной Белоруссии и в приграничных российских регионах в эти дни вообще никакие учения не проводятся.
Натовский контингент под прицелом COVID-19
По состоянию на 12 апреля, в Латвии в общей сложности было выявлено более 650 случаев заражения коронавирусом, пятеро инфицированных скончались. На данный момент и вплоть до 12 мая в стране действует режим ЧС. Все международные пассажирские перевозки остановлены, а массовые мероприятия запрещены, закрыты школы и вузы. Власти призывают жителей не покидать свои дома и на Пасху, чтобы предотвратить распространение вируса. Сознательно или нет, но под запрет автоматически попадают акции «Бессмертного полка» и другие массовые мероприятия, приуроченные к 75-й годовщине Победы.
И всё же, несмотря на решительные действия латвийских властей, зараза накрыла нескольких военнослужащих, среди которых есть, как минимум, один представитель НАТО. В латвийском военном ведомстве утверждают, что его болезнь «протекает в лёгкой форме, и он находится на домашнем режиме». Кроме того, на 14-дневную изоляцию отправлены ещё несколько иностранных граждан из контингента НАТО, которые контактировали с ним.
Представитель Министерства обороны Каспарс Галкинс (догадываетесь, как звучала его фамилия во времена СССР?) особо подчеркнул, что военнослужащие НАТО, которые несут службу на территории Латвии, не находятся на казарменном положении, а пользуются арендованным жильём. То есть инфицированный вряд ли вывел из строя столь драгоценный для Риги персонал натовского батальона, но зато вполне мог заразить местных жителей. Что, впрочем, не так существенно...
Каспарс Галкинс, кстати, не назвал ни имя, ни страну, откуда прибыл заразившийся на чужбине натовец. Он лишь проболтался, что имярек не служил в крупнейшей структуре сил НАТО, расположенной на Адажской базе под Ригой. Ещё бы - она непременно должна быть «чистой»!
Манёвры альянса накрываются медным тазом
В натовском календаре нынешняя весна обещала быть весьма оживлённой. Достаточно ещё раз напомнить о крупнейших со времён холодной войны учениях Europe Defender 2020. Удалось осуществить только один из начальных этапов - Allied Spirit (комплексные командно-штабные игры). Далее свои коррективы внёс COVID-19.
Кое-что всё же провели. С 28 марта по 9 апреля у северо-западного побережья Шотландии состоялись масштабные морские манёвры Joint Warrior с участием военнослужащих Великобритании, США, Германии, Дании, Норвегии и Постоянной морской группы НАТО № 1 (SNMG1). Практически одновременно в Чёрном море были отработаны совместные действия судов береговой охраны Грузии и пяти кораблей НАТО из Италии, Канады, Румынии, Болгарии и Турции.
«Наша приоритетная цель - гарантировать, чтобы нынешний кризис в области здравоохранения не стал кризисом в сфере безопасности», - заявил, несмотря на череду дальнейших неудач с манёврами, на недавней видеоконференции с участием министров иностранных дел стран-членов НАТО генсек альянса Йенс Столтенберг.
Были отменены командно-штабные учения в Южной Корее.
Особенно грустно и обидно норвежцу было, видимо, наблюдать, как у него на родине бесславно и досрочно пришлось прервать манёвры Cold Response. В них принимали участие около 15 тыс. военнослужащих стран НАТО. Планировалось, что в ходе учений будут отработаны: организация воинских перевозок и логистика; действия пеших подразделений на марше и при развертывании, в том числе скрытном; высадка тактических десантов; организация разведки; налаживание связи в условиях преднамеренных радиоэлектронных помех; нанесение огневых ударов по условному противнику.
Однако всего один лабораторно подтверждённый случай заболевания коронавирусом в рядах участников заставил организаторов спешно ретироваться.
«Распространение инфекции вышло из-под контроля, - заявил тогда глава оперативного центра Вооружённых сил Норвегии Руне Якобсон. - Мы предпочитаем сохранить боеспособность армии, чтобы иметь возможность оказать поддержку обществу в предстоящее бурное время».
...А бравых латышей, похоже, этим не испугаешь. Они-то полагают, что «российская агрессия» страшнее любой заразы.