В других СМИ
Загрузка...
«Оккупация» в оккупации - теперь в натовской упаковке
© tvzvezda.ru
«Оккупация» в оккупации - теперь в натовской упаковке.

«Оккупация» в оккупации - теперь в натовской упаковке

Русофобия бывших прибалтийских республик СССР - визитная карточка их внутрисоюзной и постсоюзной политики. Тем не менее экономическое сотрудничество - «они - нам шпроты, мы - им газ и мазут» - между Россией и странами региона продолжалось и после распада Советского Союза. Теперь Россия уходит и, похоже, окончательно. Что им готовит Запад демократический?..
20 декабря 2019, 14:32
Реклама
«Оккупация» в оккупации - теперь в натовской упаковке
© tvzvezda.ru
«Оккупация» в оккупации - теперь в натовской упаковке.

Транзит идёт «в родную гавань»

Будучи частью единого народно-хозяйственного комплекса СССР, Латвия, Литва и Эстония получили в наследство от «оккупантов» развитую промышленность, транспортную инфраструктуру и крупные незамерзающие порты. Долгое время им удавалось замкнуть на себя основные транзитные потоки, идущие из РФ в европейском направлении. Так, в 1995 - 1999 гг. средний годовой прирост физического объёма транзитных поставок через Эстонию составлял 20,3 %. В целом же ситуация выглядит следующим образом (Рис.1).

Транзитный «дождь» мог бы продолжаться и далее, пополняя тощие государственные бюджеты балтийских «тигров», если бы не их откровенно антироссийская политика, шантаж и присоединение к санкциям США и ЕС. Ответом стало бурное развитие российских портов, куда и устремились грузы. Последние пять лет почти все порты Прибалтики демонстрируют устойчивое снижение грузооборота, падение составляет 5-15% в год.

Справка

За первое полугодие 2019 г. грузопоток через эстонские, литовские и латвийские порты сократился на 12,4%.  В течение 10 месяцев 2019 г. Рига потеряла 8,7% грузов, Лиепая - 5,1%,  Таллин - 8,3%. Исключением до недавнего времени был лишь Вентспилс, грузооборот которого за счёт зерна вырос на 7%. Порты тянут за собой вниз и железную дорогу.

По словам директора государственной железнодорожной администрации Латвии Юриса Иесалниекса, особенно плохо дело обстоит с углём, который был спасителем страны. Сейчас объёмы перевозки угля настолько низкие, что они хуже даже самых пессимистичных прогнозов, которые делались полгода назад. В связи с падением грузооборота компания «Латвийская железная дорога» должна сократить расходы, рассмотреть вопрос сокращения сотрудников и отложить электрификацию железных дорог.

В то же время обороты российских портов растут быстрее, чем сокращается прибалтийский транзит.

Справка

Порт Высоцк за январь-октябрь 2019 г. нарастил грузооборот на 15%, Усть-Луга - на 10%, Приморск - на 6%, а Санкт-Петербург - на 2%. Тенденция к развитию сохранится в ближайшие годы.             

В Усть-Луге планируется запустить к середине 2020 г. мощности на 5 млн т грузов в год, к 2022 г. перевалка увеличится до 12 млн т в год. Кроме того, строится комплекс для хранения и перевалки минеральных удобрений и создаются искусственные земельные участки, которые позволят переваливать до 7 млн т зерна, 2 млн т пищевых грузов.

В Приморске в 2022 г. введут в строй огромный универсально-перегрузочный комплекс. Его пропускная способность достигнет 70 млн т в год, что составит 20% от общего грузооборота российских портов на Балтийском море. Основные виды грузов, которые планируется обрабатывать в порту, - уголь, минеральные удобрения, контейнеры, металлопродукция, зерно. Дополнительно на территории площадью более 50 га построят складской логистический центр.

Российский бизнес уходит в российские же порты. Транспортировка одного контейнера обходится в Санкт-Петербурге на 30-40 тыс. руб. дешевле. Кроме того, как отметил президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев, стратегической целью реализации этих проектов было избавление от транзитных рисков при транспортировке дизельного топлива по территории Прибалтийских государств и с запуском проекта «Север-25» и проекта «Юг» эта цель благополучно достигнута. «Акрон» ещё весной этого года перевела свои сухие грузы в терминал Мурманска, а в следующем году будет осуществлять перевалку и через Усть-Лугу. В течение четырёх ближайших лет уйдёт в Усть-Лугу и «Уралхим».

Возвращение транзита «в родную гавань» имеет целый ряд позитивных эффектов. Прежде всего, это увеличение налоговых поступлений как за счёт роста производительности портов и количества рабочих мест, так и прекращения фальсификации таможенных документов.

Прибалтийские порты, несмотря на более высокие тарифы, позволяли своим клиентам подменять документы на груз и сведения о грузе, занижая тем самым их таможенную стоимость и отчисления в бюджет РФ. Антироссийская истерия, развернувшаяся после государственного переворота на Украине, по сути, подтолкнула балтийские порты к бурному развитию, что видно из графиков (Рис.2, Рис.3).

Так обеспечивается стратегическое укрепление безопасности поставок, не зависящее от враждебных выпадов прибалтийских республик.

Прощай, мы расстаёмся навсегда?..

Латвия, Литва и Эстония так стремились избавиться от «советской оккупации», что, похоже, их всё-таки и наконец-таки, услышали в Москве. Если транзит теоретически может вернуться при условии добросовестности партнёров и выдвижении таких коммерческих предложений, «от которых невозможно отказаться», в других сферах у маленьких, но очень независимых «трибалтийских вымиратов», как их метко окрестили блогеры, шансов снова привлечь российский капитал гораздо меньше. Россияне уходят, что называется, с чемоданами.

В частности, компания «Уралхим» не только переориентирует свои поставки на Усть-Лугу, но и в целом покидает Латвию, где владела 51% терминала по перевалке сыпучих минеральных удобрений Riga Fertilizer Terminal, занимала значительную часть сельскохозяйственного сектора страны и большую долю торговли агрохимикатами. Кроме того, председатель совета директоров «Уралхима» Дмитрий Мазепин также является совладельцем компании Ventamonjaks - крупнейшего в Балтийском море терминала по перевалке жидкого аммиака в порту Вентспилса. Порты эстонских Силламяэ и Мууге покинула российская корпорация «Акрон». Лишь Силламяэ потерял на этом транзит около 700 000 тонн минеральных удобрений в год.

Ещё одно «прощай» прозвучало от группы компаний «Новотранс», лишившей Латвию, Литву и Эстонию 17,5 млрд руб. в год. Сейчас транспортный гигант строит в Усть-Луге новый универсальный терминал стоимостью 46,5 млрд руб. с объёмом перевалки 24,3 млн тонн в год. Это лишит Лиепаю перевалки 710 тыс. тонн зерновых, а Рижский свободный порт - угля.

«Газпром» выставил на продажу свою долю акций латвийской компании Conexus Baltic Grid, которая управляет газотранспортной системой Латвии и Инчукалнским подземным газохранилищем. Заявки принимаются до 26 декабря, а сам аукцион должен произойти 31 декабря. Мощности латвийского ПГХ должны заменить белорусские хранилища, расширение которых планируется завершить в 2020 г.

В январе текущего года в связи с запуском СПГ-терминала в Калининградской области был прекращён транзит газа через Литву по магистральному газопроводу «Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград». Завод по сжижению природного газа строится под Санкт-Петербургом. Избавляясь от трубопроводной инфраструктуры, Москва тем не менее не отказывает Прибалтике в поставках СПГ. По иронии судьбы, построенный назло России Клайпедский терминал СПГ, так и не получив «молекул свободы» от США, приобретает «голубое топливо» у российского «Новатэка», которое в свою очередь у Литвы покупает «освободившаяся от оккупации» Эстония.

Пока что действует единое электрическое кольцо Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ), из которого Прибалтика по настоянию Брюсселя готовится выйти в 2025 г. Но совершенно не факт, что Россия будет дожидаться этого срока.

В декабре было проведено успешное полноформатное испытание калининградской энергосистемы на автономную работу при полном отсоединении от балтийского энергокольца. Для обеспечения автономного энергоснабжения Калининградской области были построены 4 новые электростанции. К 2020 году здесь по планам будет реконструировано 1,5 тыс. км линий электропередач, многие из которых работают со времён Второй мировой войны. Будет построено 300 новых подстанций. На реконструкцию электросетей до 2020 года будет потрачен 21 млрд руб. из госбюджета.

В целом ситуация выглядит таким образом, что РФ избавляется от любых «стационарных» активов в Прибалтике, оставляя для себя возможности торговли и использования инфраструктуры республик в оперативном режиме.

Большая зачистка… под НАТО

Если поведение России в отношении откровенно враждебных режимов выглядит полностью логичным, то политика союзников Прибалтики по отношению к своим сателлитам настораживает. Как говорится в аналитическом обзоре Джеймстаунского фонда (США), уход России из прибалтийских портов породит перманентный кризис транзитной инфраструктуры Прибалтики и нанесёт миллиардный ущерб её экономике. Казалось бы, прямой долг союзников оказать прибалтам помощь.

Вместо этого Вашингтон фактически добивает остатки экономики прибалтийских государств. Первым ударом стали санкции Минфина США против банковского сектора Латвии, приносящего ВВП крошечной страны 4,5%. По прогнозу банкира Гирта Рунгайниса, из-за американских санкций в стране останется 3-4 банка из 16 местных и 10 филиалов иностранных. Страдающий от утраты российского транзита Вентспилсский порт попал под санкции того же Минфина США через своего управляющего Айвара Лембергса. Против Литвы американцы ввели заградительные пошлины размером в 25% на ряд позиций сельскохозяйственной продукции. В «список Трампа» попали молочные продукты, свинина, фрукты и соки литовского происхождения.

Справка

Евросоюз со своей стороны в бюджете на 2021-2027 гг. планирует сокращение дотаций для Прибалтики. Латвия получит на 15-30% меньше субсидий, Эстония - на 40%, Литва - на 27%. Более того, в список приоритетных проектов, финансируемых из общих средств ЕС, не попала ни одна прибалтийская инициатива.

Но пока в экономике пусто, в военной сфере - очень густо. Прибалтийские страны превращаются в своего рода форпост НАТО и большой военный лагерь (Рис.4).

Вашингтону свойственно валить с больной головы на здоровую, то есть нагнетать напряжённость на границах РФ и, планируя агрессию, прикрываться борьбой с «агрессией России». По заявлению командующего ВВС США в Европе и Африке Джеффри Ли Харригана, США разрабатывают план уничтожения системы ПВО Калининградской области в случае «агрессии России». Другой подробный план захвата Калининградской области для «защиты Прибалтики» подготовил научный сотрудник Джеймстаунского фонда доктор Ричард Хукер. А в докладе Index of U.S. Military Strength американского стратегического исследовательского института Heritage Foundation Россия признаётся главной угрозой для США в настоящее и ближайшее время, однако отмечается, что в дальнейшем такая позиция перейдёт Китаю.

Бойся англосаксов, ракеты приносящих

Можно было бы посмеяться над планами кабинетных воителей, но существует и ряд факторов, которые делают Прибалтику крайне привлекательной для милитаристских поползновений Вашингтона.

Во-первых, сами прибалтийские власти требуют размещения на своей территории постоянного военного контингента США, включая «тяжёлые» части и ПВО. Как отмечено в совместном заявлении Балтийской ассамблеи и совета министров: «Мы подчёркиваем необходимость реагировать на пробелы в системе ПВО в Прибалтике на уровне отдельных государств, региона и НАТО, а также повышать возможность альянса перебрасывать подкрепление, включая полную реализацию Инициативы по обеспечению готовности НАТО».

Во-вторых, после выхода из Договора о ракетах средней и меньшей дальности НАТО отказалось от введения моратория на размещение соответствующих ракет в Европе. Более того, Вашингтон имеет возможность втайне от союзников доставить в Европу ракеты «Томагавк» для пуска из контейнеров системы ПРО Aegis. Но зачем нужен скандал, если Прибалтика с удовольствием примет на своей территории любое оружие? И даже сама попросит.

В-третьих, нарастающие в Альянсе противоречия, отчётливое стремление Франции к «сепаратизму» и негативное отношение Германии к размещению на её территории 35-тысячного американского контингента могут в один прекрасный момент поставить на повестку дня перемещение американцев в Восточную Европу, в частности, в Прибалтику.

И, наконец, готовые на всё ради геополитических амбиций Вашингтона Рига, Вильнюс и Таллин являются удобным плацдармом для атак на Санкт-Петербург, Кольский полуостров и западную часть Арктики.

Безусловно, ни о какой «российской агрессии» не может идти и речи. Как неоднократно подчёркивало руководство РФ, таких планов не существует. На данный момент низка вероятность и того, что НАТО перейдёт от угроз к делу.

Но стратегия безопасности государства обязана учитывать любые, даже наиболее крайние варианты возможного военного противостояния. В свете этого долгосрочная политика ухода России из Прибалтики и обеспечения автономии Калининградской области, которая при любом военном инциденте будет превращена Вашингтоном в театр военных действий, в целом, дальновидна. При менее экстремальных сценариях она также способна избежать провокаций против российской собственности и граждан.

Кстати, о гражданах. Проживающие в Прибалтике сотни тысяч русскоязычных людей ежедневно подвергаются дискриминации со стороны нациократических прибалтийских режимов, становятся заложниками новой «холодной войны», для ведения которой используют прибалтийские территории. Выводя активы из региона, о людях стратеги, похоже, забыли. Между тем они даже более украинцев, которых в какой-то мере защищает от развязывания Альянсом войны интерес западных сельскохозяйственных ТНК к украинским чернозёмам, находятся под угрозой.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама