«Свободная охота» Ивана Кожедуба
© Фото из архива
Иван Кожедуб.

«Свободная охота» Ивана Кожедуба

8 июня исполняется 100 лет со дня рождения самого результативного в авиации антифашистской коалиции лётчика-истребителя
08 июня 2020, 06:08
Реклама
«Свободная охота» Ивана Кожедуба
© Фото из архива
Иван Кожедуб.
Читайте нас на: 

Трижды Герой Советского Союза лётчик Иван Кожедуб во время Великой Отечественной войны ни разу не был сбит. И хотя его боевые машины (шесть за войну) горели в воздухе и получали многочисленные пробоины, он всегда сажал самолёт на свой аэродром. Родившийся в крестьянской семье в маленьком украинском селе и начавший воевать старшим сержантом, он стал маршалом авиации. Но прежде больших звёзд на погонах Иван Никитович заслужил маленькие красные звёздочки на борту истребителя - 64, по количеству сбитых самолётов врага.

Первый бой мог стать последним

Во время взлёта на первый боевой вылет молодой лётчик Иван Кожедуб потерял из виду ведущего. Заметив, что к аэродрому летят немецкие бомбардировщики, решил отличиться в первом же бою: пошёл в атаку в одиночку. Но сбить врага не удалось, наоборот, сам оказался под ударом «Мессершмитта-109». От зажигательного снаряда, метко выпущенного из авиапушки немецкого истребителя, жизнь советского лётчика спасла бронеспинка. Но это ещё не было концом злоключений. По подбитому «Ла-5» знатно отработала и прикрывавшая аэродром родная зенитная артиллерия. Три попадания практически лишили боевую машину управляемости, но пилот всё же сумел посадить её на взлётно-посадочную полосу.

Молодой лётчик Иван Кожедуб.
© Фото из архива
Молодой лётчик Иван Кожедуб.

Сослуживцы назвали это чудом: самолёт восстановлению не подлежал, его списали. А получивший нагоняй от начальства за безрассудство в бою старший сержант Иван Кожедуб оказался «безлошадным». Летать стал изредка, если в полку вдруг оказывался свободным из-за болезни или ранения лётчика самолёт. Кожедуба даже собрались отправить на пост оповещения…

Долгая дорога в небо

А он так рвался на войну! Ивана Кожедуба после выпуска оставили в Чугуевской военной авиационной школе пилотов готовить молодёжь, потому что он знал авиатехнику и летал лучше других однокурсников. Рапорты с просьбой отправить в Действующую армию Иван писал, начиная с 22 июня 1941 года. Но случилось форменное «горе от ума». Начальник авиашколы говорил рвавшемуся в бой инструктору, что фронту нужны хорошо подготовленные лётчики, и, стало быть, его задача - ещё скорее и лучше готовить курсантов…

Два старших брата - Яков и Александр Кожедубы - воевали, мать с отцом в родном украинском селе Ображеевка оказались в оккупации, а Иван в тыловом Чимкенте, куда эвакуировали школу пилотов, отрабатывал с новобранцами ВВС полёты по кругу. Рапорт за рапортом оставались без удовлетворения, пока осенью 1942-го старший сержант Кожедуб всё же не добился направления в Действующую армию. В ноябре его зачислили в 240-й истребительный авиационный полк. Но с фронтом вновь вышла незадача: под Москвой лётчиков части переучивали летать на новом одноместном истребителе «Ла-5».

Истребитель «Ла-5».
© Фото из архива
Истребитель «Ла-5».

В составе 4-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии генерал-лейтенанта Красовского 240-й ИАП прибыл на Воронежский фронт в марте 1943 года.

«Экзамен» Курской дугой

От «ссылки» в «наземную авиацию» на пост оповещения Кожедуба спасло заступничество командира полка, разглядевшего в молодом пилоте большой потенциал лётчика.

Не ошибся командир. Звёздным часом для Кожедуба стала Курская битва. Воевать на белгородско-курское направление немецкое командование направило отборные авиационные части Люфтваффе. Завоевание господства в воздухе стало для советских лётчиков труднейшей задачей. Вылетать приходилось по несколько раз в день. Как и на земле, в эти дни бой шёл за боем.

Сбитый бомбардировщик «Юнкерс-87».
© Фото из архива
Сбитый бомбардировщик «Юнкерс-87».

6 июля Иван сбил первый немецкий самолёт - бомбардировщик «Юнкерс-87». 8 июля - ещё один, а 9 июля четвёрку советских «Ла-5» атаковали превосходящие силы фашистских истребителей. Кожедуб пошёл в атаку на ведущего немецкой группы и на предельной дистанции открытия огня сбил его первой же длинной очередью. «Мессершмитт-109» ушёл в отвесное пикирование, ударился о землю и взорвался. Остальные немецкие лётчики предпочли оставить «поле» воздушного боя. В тот день Иван ещё два раза поднимался в воздух и сбил ещё один истребитель противника.

В августе 1943-го Иван Кожедуб получил звание лейтенанта и был назначен командиром эскадрильи. Его боевой счёт рос стремительно.

В июле и сентябре 1943 года за боевые отличия Кожедуб был награждён орденами Красного Знамени, а в феврале 1944 года за проявленный в боях 1943-го года героизм и за лично сбитые самолёты противника ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В представлении говорилось: «Успешно выполнил 173 боевых задания, из которых: прикрытие своих войск на линии фронта - 64, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 88, на разведку войск противника - 13, патрулирование - 3, перехват самолётов противника - 5. Провёл 52 воздушных боя, в которых лично сбил 25 самолётов противника (12 Ю-87, 11 Ме-109, 1 ФВ-190, 1 Хе-111). В воздушных боях показал себя смелым и решительным лётчиком и командиром, умело руководящим лётным составом вверенной ему эскадрильи в бою».

В феврале 1944 года Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза.
© Фото из архива
В феврале 1944 года Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Цифры

330 боевых вылетов совершил за годы Великой Отечественной войны лётчик-истребитель Иван Кожедуб;

120 воздушных боёв провёл лучший ас антифашистской коалиции Второй мировой войны;

64 самолёта врага уничтожил трижды Герой Советского Союза и будущий маршал авиации.

Удачливый «охотник»

Кожедуб геройски дрался в небе при освобождении Харькова, в боях на Днепре и в наступлении на Правобережной Украине и Молдавии. В мае 1944-го он получил новый самолёт «Ла-5ФН», именной - построенный на деньги пчеловода Василия Конева из Сталинградской области. Лётчик вскоре написал благодарственное письмо дарителю, доложив, что на этом самолёте за семь дней воздушных боёв в небе Румынии сбил восемь фашистских асов.

В мае 1944-го Иван Кожедуб получил новый самолёт «Ла-5ФН», именной - построенный на деньги пчеловода Василия Конева.
© Фото из архива
В мае 1944-го Иван Кожедуб получил новый самолёт «Ла-5ФН», именной - построенный на деньги пчеловода Василия Конева.

В июле 1944-го Ивана Кожедуба назначили на должность заместителя командира 176-го истребительного авиационного полка. На учебном аэродроме в Подмосковье, где он переучивался на новейший истребитель «Ла-7», капитана Кожедуба «нашла» вторая Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Вернувшись на фронт, воевал на территории Польши. В небе над Вислой стал регулярно вылетать на «свободную охоту». В послевоенных мемуарах маршал авиации Иван Никитович Кожедуб напишет: «Охота» потому и называется свободной, что лётчик свободен выбрать цель и время атаки. «Охотник» должен построить правильный манёвр, атаку производить внезапно и своей внезапностью ошеломить врага, а главное - поразить его, уничтожить. Воздушный «охотник» должен бить наверняка».

Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Никитович Кожедуб у истребителя «Ла-7» перед боевым вылетом.
© Фото из архива
Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Никитович Кожедуб у истребителя «Ла-7» перед боевым вылетом.

Именно так он и бил, «охотясь» на вражеские железнодорожные составы,  эшелоны, автомашины и бронетранспортёры, но большей частью за немецкими самолётами. На один из участков фронта для обеспечения господства в воздухе германское командование направило группу лучших асов Люфтваффе. В ответ, чтобы показать противнику, кто во фронтовом небе хозяин, Ивану Кожедубу поручили возглавить группу из десяти наших опытных «охотников». Немецких асов советские асы перебили за несколько дней, отправив в последний штопор восемь вражеских истребителей. Лично Кожедуб уничтожил три самолёта.

Он стал идеальным воздушным бойцом - инициативным, дерзким, но расчётливым. Сослуживцы вспоминали, что автоматизм движений Кожедуба в бою был отработан до немыслимого предела. Отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта.

24 февраля 1945 года, находясь на «свободной охоте», Иван Кожедуб сбил немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт-262». А два последних самолёта врага он уничтожил 17 апреля 1945 года. Обе немецкие воздушные боевые машины упали на разбитые улицы горящего Берлина.

24 февраля 1945 года, находясь на «свободной охоте», Иван Кожедуб сбил немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт-262».
© Из архива
24 февраля 1945 года, находясь на «свободной охоте», Иван Кожедуб сбил немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт-262».

«В счёт будущей войны»

Две воздушные победы у Ивана Кожедуба не засчитаны. О воздушном бое с непредвиденным противником стало известно только через много лет после войны.

В апреле 1945 года группа наших истребителей под началом Кожедуба ввязалась в бой с «мессершмиттами», атаковавшими «летающие крепости» союзников. Немцев отогнали, но неожиданно на «Ла-7» напали опоздавшие к драке «мустанги» - американские истребители из группы прикрытия бомбардировщиков. Трассирующими снарядами чудом не были сбиты наши самолёты. Кожедуб понял, кто его атакует, но решил не бежать, куда подальше, а проучить. Один самолёт США он подбил попаданием в фюзеляж. Дымя, тот пошёл на снижение в сторону занятых Красной Армией позиций. Второй американский истребитель после попадания в двигатель пулемётной очереди взорвался в воздухе.

Бой против союзников наше командование «замяло». Выжившего пилота первого «мустанга» передали американцам. Он считал, что его сбил немецкий «фокке-вульф» необычной раскраски. Переубеждать не стали.

Майору Ивану Кожедубу командир 3-го истребительного авиационного корпуса генерал-лейтенант (будущий маршал авиации) Евгений Савицкий сказал: «Эти победы - в счёт будущей войны».

Устроил американцам «чёрный четверг»

Как в воду глядел Савицкий. Получивший в 1945-м третью геройскую Звезду Иван Кожедуб в 1951 году на Корейской войне командовал 324-й истребительной авиадивизией. Самому ему подниматься в небо запретили категорически. Но ещё со времён службы лётчиком-инструктором в Чугуевской военной авиационной школе он хорошо умел учить других.

«Чёрный четверг» глазами художника.
© Из архива
«Чёрный четверг» глазами художника.

12 апреля 1951 года над рекой Ялуцзян произошёл один из самых крупных воздушных боёв войны в Корее. Американцы собирались устроить грандиозный налёт. В воздух поднялись 48 бомбардировщиков под прикрытием 42 истребителей, дополнительно для подавления ПВО взлетели ещё 36 истребителей-бомбардировщиков. Им наперерез поднялись 44 истребителя 176-го гвардейского и 196-го авиационных полков дивизии гвардии подполковника Кожедуба.

В историю Корейской войны и военной авиации США день 12 апреля вошёл под названием «чёрный четверг». Американские ВВС одномоментно потеряли 12 бомбардировщиков и 6 истребителей. А всего с апреля 1951 года по февраль 1952-го лётчики 324-й истребительной авиационной дивизии сбили 200 самолётов противника.

На Украине помнят настоящих героев

В буйное послемайданное время в украинском городе Шостка, где будущий советский ас в 1930-х учился в техникуме, активисты одной из радикальных националистических партий вывесили билборд с портретом Бандеры. Подобные теперь во многих городах Украины красуются. Но на этот раз свидомые в вышиванках ошиблись адресом: разместили свою наглядную агитацию рядом с музеем трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба.

Памятник И.Н.Кожедубу в Киеве.
© wikimedia.org
Памятник И.Н.Кожедубу в Киеве.

Провисела тряпка недолго. Сначала её облили краской, затем вообще сорвали. Больше плакатов с мордами фашистских прихвостней рядом с музеем героя Великой Отечественной войны никто размещать не решается.

Прямая речь

Герой Российской Федерации, Главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации (январь 2002 - май 2007), генерал армии Владимир Михайлов:

- Иван Никитович Кожедуб был и остаётся образцом для каждого боевого лётчика. На войну он пришёл уже опытным пилотом: как лучшего на курсе его оставили в авиашколе инструктором для обучения курсантов. Передать знания способен только человек сам знающий своё дело досконально. Кожедуб изучил самолёт - до винтика, летал - блестяще, стрелял - без промаха. Ну и смелый был человек, поэтому такой большой у него личный боевой счёт на фронте.

Меня самого как золотого медалиста тоже по выпуску оставили в Ейском высшем военном авиационном училище лётчиков служить лётчиком-инструктором. Брал пример с Кожедуба и не ошибся. Всегда помнил слова Ивана Никитовича, что храбрость без закалки - холостой выстрел. Закалка пилота - это знание матчасти в совершенстве, лётное мастерство, воля. Будет у тебя всё это, ты и драться в небе будешь отлично.

Ещё запомнился тост от Кожедуба. Его всегда вспоминали в застольях лётчики ВВС Московского военного округа, где мне довелось служить. Ветераны вспоминали, что маршал авиации произносил его с юмором: «Выпьем за лучших сынов России! За нас, товарищи!»

Маршал Иван Кожедуб у своего истребителя Ла-7 в Центральном музее авиации в Монино.
© Фото из архива
Маршал Иван Кожедуб у своего истребителя Ла-7 в Центральном музее авиации в Монино.

Хотя, что здесь смешного? Военные лётчики - действительно лучшие сыновья Родины, а трижды Герой Советского Союза Кожедуб был лучшим из лучших.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама