Язык «Циркона» и американцам понятен
Никто не хочет воевать. За Украину
На расширенном заседании коллегии Минобороны Владимир Путин счёл необходимым отметить, что наши предложения по гарантиям безопасности ультиматумом не являются. А жаль, потому что, как показал многолетний опыт, только язык «боевого металла» коллективный Запад понимает без перевода. Но это именно тот случай, когда наши возможности пока что не полностью совпадают с нашими желаниями, хотя сделано уже немало.
По докладу министра обороны Сергея Шойгу, уровень современных вооружений в ядерной триаде на сегодняшний день составляет 89,1%. В состав ВМФ принят очередной атомный подводный крейсер проекта «Борей-А», вооружённый баллистическими ракетами «Булава». В Ракетных войсках стратегического назначения завершено перевооружение первого ракетного полка на ракетный комплекс «Авангард» с межконтинентальными баллистическими ракетами, оснащёнными гиперзвуковыми планирующими крылатыми блоками, ещё в двух ракетных полках РВСН поставлены на боевое дежурство первые пусковые установки ракетного комплекса «Ярс».
Насыщенным обещает быть и год грядущий. Причём особое возбуждение у западной общественности вызвала информация о поступлении на вооружение российской армии в 2022 году межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат», которая способна, непредсказуемо маневрируя, хоть через Северный полюс, хоть через Южный, доставить в любую точку Земного шара полтора десятка боевых блоков в ядерном снаряжении. Например, знаменитая The Sun, выслушав главкома РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, пришла к выводу, что для Соединённого Королевства, чтобы оно навсегда исчезло, этого будет вполне достаточно...
И как тут не понять тревоги островитян, если учесть, что они ближе, чем США, и «руке Москвы» особенно тянуться не придётся. Но и за океаном, похоже, тоже стали что-то понимать. Когда из Кремля практически прямым текстом - так, чтобы даже до госсекретаря Энтони Блинкена дошло, - дали понять, что в случае прямого вмешательства американцев и их союзников в возможные боевые действия на Украине, спровоцированные не важно кем - Киевом или Вашингтоном, эта война вряд ли останется локальным конфликтом, сам Джозеф Байден поспешил заверить: воевать с Россией из-за Украины американцы не собираются.
Если украинский президент Владимир Зеленский, который вместе с отмороженными националистами неоднократно повторял «американчики з намы» (американцы с нами), рассчитывал на что-то иное, то его можно поздравить. Во-первых, украинцы не первые, кого американцы «поматросили и бросили» или почти что бросили, но всё ещё впереди. Во-вторых, они даже своих братьев по крови британцев считают англосаксами второго сорта, а уж какие-то там афганцы или украинцы (разницы никакой!) и вовсе расходный биоматериал. А роль самой Украины, как территории, утилитарна - это плацдарм для противодействия Москве.
Вот если бы Вашингтон на самом деле испытывал к Украине искренние геополитические чувства, то и жизнь там была бы совершенно другой. А так приходится торговать последним - русофобией. «Товар», в общем-то, залежалый, но что поделать, если ни у Прибалтики, ни у Молдавии, ни у Румынии и даже у Польши, из которой старательно делали витрину «свободного мира», ничего другого уже нет.
Что ваша жизнь? Товар!
И уж самое последнее - продать родную землю под позиции американских ракет средней и меньшей дальности. С государственной точки зрения такое политические грехопадение позорнее, чем устройство личной жизни домашних животных за плату. Тем не менее Румыния и Польша такой американской «радостью жизни», как система ПРО Aegis Ashore, уже обзавелись.
Когда это случилось, Вашингтон убеждал всех, будто противоракеты необходимы для защиты цивилизованного мира от стран-изгоев типа Ирана и Северной Кореи. Проще говоря, не утруждал себя объяснениями, а нёс откровенную пургу, хотя все понимали, что главное в этой так называемой системе ПРО пусковые контейнеры MK-41, в которые как родной влазит ударный «Томагавк», способный долететь аж до Урала.
И вот что примечательно, когда американцы проделывали этот финт, Договор о ракетах средней и меньшей дальности ещё работал, но было предельно ясно, что американцы его уже тогда в грош не ставили. Другой вопрос, почему Москва отреагировала на эту откровенно циничную уловку США недостаточно жёстко. Возможно, ещё не были готовы, тогда другое дело, а возможно, уже тогда американское железо было взято на прицел. В любом случае сделать это и сейчас не поздно, поскольку нет убедительных данных, что «Томагавки» уже не заправлены в универсальные пусковые установки МК-41 или не ожидают своего часа где-нибудь под рукой - так, чтобы перезарядка прошла за считанные минуты.
И если у поляков или у румын теперь появятся какие-то претензии к России, то пусть они обращаются не к нам и даже не к Вашингтону, а к своим элитам, которые продали их американцам на корню (вместе с территорией) под инженерные сооружения военного назначения - чтобы самим обзавестись недвижимостью где-нибудь в Калифорнии, куда можно будет перебраться в угрожаемый период, а потом тусоваться красиво. Кстати, у отечественных либералов ровно такая же заветная мечта.
Для самих же американцев различные заморские территории в виде военных баз или лояльных режимов - суть национальной стратегии безопасности США, которая по смыслу практически совпадает с доктриной мирового господства. Проще говоря - это в чистом виде Pax Americana, без чего, как утверждает мистер Энтони Блинкен, в мире наступит хаос.
Примечательно, что так же думал и Гитлер, только на свой немецкий лад - Deutschland, Deutschland über alles. И он бы точно установил свой порядок на Земле, если бы не советский солдат. Но, к сожалению, так вышло (персональное спасибо Горбачёву), что большая часть гитлеровского геополитического наследия снова оказалась под контролем сверхчеловеков, только на этот раз - заокеанских. Что и позволяет американцам размещать ударные средства, нацеленные на болевые точки российской инфраструктуры, практически у нас же под боком. Если американские ракеты окажутся ещё и на Украине, то, как уточнил Владимир Путин, подлётное время сократится до пяти минут. Поэтому отступать нам действительно некуда. Что, собственно, и было изложено в российских предложениях по гарантиям безопасности.
Рубеж 1997 года
Какой в ответ начался вой в исполнении различных американских подручных, словами не передать! Но что в очередной раз скажет генсек НАТО Йенс Столтенберг, который на самом деле командует только самим собой, или новоиспечённый министр обороны ФРГ Кристина Ламбрехт, у которой, похоже, один шоппинг в голове, принципиального значения не имеет. Это куклы.
Но и с американцами, которые уже неоднократно нас обманывали, тоже есть проблемы. Выступая на коллегии Минобороны, Владимир Путин дал понять, что и письменным гарантиям коллективного Запада, даже если сам Джо Байден, а за ним и все конгрессмены подпишутся под этим документом кровью, до конца верить невозможно. Это весьма опрометчиво, если твоя рука - так, на всякий случай - не лежит всё время на спусковом крючке...
То, что американцы понимают только такой язык и при этом маниакально обеспокоены своей собственной безопасностью, показал Карибский кризис. Только в 1962 году советские ракеты оказались на Кубе, американцы всё сразу же поняли и убрали свои ракеты из Турции. Зато Европа потом, пока не был подписан Договор о ракетах средней и меньшей дальности, стала похожа на пороховую бочку. И теперь, когда ДРСМД с лёгкой руки США почил в бозе, всё может повториться, только в худшем для всех варианте. На нас американские ракеты на этот раз будут «смотреть» с очень близкого расстояния - из Прибалтики, Польши, а то и с Украины, но при этом, как утверждают в Кремле, в ответ мало не покажется не только Европе, но и США, где, собственно говоря, и располагаются центры принятия решений.
Как правило, в похожих ситуациях «стратегов» хватает всегда. Например, есть предложения вернуть наши ракеты на Кубу или разместить их в Венесуэле - дескать, Николас Мадуро возражать не станет. Возможно, Хосе Даниэль Ортега тоже. И, возможно, именно тогда американцы в полной мере ощутят, что такое жить на ядерном вулкане. Например, экс-посол США в Москве Джон Байерли вспоминал, что в 1962 году, то есть в разгар Карибского кризиса, его семья от «советской атомной угрозы», исходящей с Острова Свободы, пряталась под обеденным столом. Это к тому, что в силу образования и образа мысли, в силу характерного стиля жизни американцы - народ буквальный и даже наивный...
Впрочем, обзавестись военными базами в непосредственной близости от США мы как-то не смогли. Даже те, которые были, сдали практически без боя - Лурдес на Кубе, Камрань - во Вьетнаме, который стал помаленьку забывать, как американцы от всей души поливали его напалмом и ядохимикатом «Оранж».
Поэтому у нас был сделан акцент на средства доставки - «Сармат», «Авангард», «Калибр», «Циркон», «Ярс», «Булава», подводные атомоходы «Борей» и «Ясень», не исключено, что и «Посейдон» со временем встанет в боевой строй - это, кто не помнит, исправленная и дополненная идея академика Андрея Сахарова, который предлагал посредством подводного ядерного удара пробить посреди Америки дополнительный пролив...
Примечательно, что до предложений по гарантиям безопасности и подчёркнуто жёсткой позиции Кремля заявления России на Западе всерьёз не воспринимали. Даже когда президент Путин прямым текстом дал понять, что мир без России нам не интересен, англосаксы с прочими европейцами всё ещё продолжали куражиться. Особенно представители лимитрофов или различные политические нувориши, о которых прежде мало кто слышал. Наверное, чтобы потрафить старшему заокеанскому брату. Но теперь обо всём сказано предельно чётко: отступать России некуда, а чтобы не произошло никаких курьёзов, инфраструктурам НАТО предложено отойти от российских границ на рубеж 1997 года. Вот и решайте - ультиматум это или нет.
Последнее московское предложение
На мой взгляд, это геополитическая справедливость, и диалог между Москвой и Вашингтоном должен идти исключительно напрямую, без различных интерпретаторов - разных там Боррелей, Столтенбергов и Джонсонов в том числе. Даже если американцы решили переключиться на Китай, оставив за себя в Старом Свете британцев (возможно, это была ещё одна причина Brexit - чтобы Соединённое Королевство отличалось от общеевропейского «колхоза»), ничего не меняется. Потому что на решение американцев могут повлиять только Россия и Китай. Вот такой вырисовывается мир будущего - на три персоны...
Кстати, ещё Дональд Трамп, пока решал продлевать СНВ-3 или нет, настаивал на том, чтобы за столом переговоров о стратегических вооружениях в обязательном порядке нашлось место ещё и для КНР. С одной стороны, это была своего рода американская хитрость - посчитать китайские ракеты вместе с российскими, чтобы можно было ужать Россию по боевым блокам и носителям, и в упор не заметить английские и французские ракеты, с другой - не исключено, что американцы действительно кое-что подсмотрели из космоса.
Например, что на китайской территории активно идёт строительство по меньшей мере 300 ракетных шахт. Опять-таки из своих источников Пентагону стало известно, что реакторы КНР могут производить достаточно плутония для оснащения 1 550 боеголовок, и это в перспективе превысит силы МБР США. При этом ещё в октябре НОАК испытала гиперзвуковую систему, способную доставить ядерное оружие до заданной цели с умопомрачительной скоростью. А ещё Пекин доводит до ума систему раннего предупреждения, включая мощные радары с фазированной решёткой и геостационарные спутники. И всё это (речь об СПРН) было сделано не без помощи России, о чём Владимир Путин открытым текстом рассказал на последнем заседании дискуссионного клуба «Валдай».
А чего, собственно говоря, стесняться, если стратегические задачи Москвы и Пекина совпадают? Почему бы не объединить усилия, тем более, что Запад уже давно выстроился в предбоевые порядки по ту сторону пока что условной линии фронта. Впрочем, сегодня, чего страшно боялись и не желали на Западе, между Пекином и Москвой, хочется верить, действительно выстраивается серьёзное стратегическое партнёрство, в том числе и в оборонной сфере.
О чём и рассказал на итоговой пресс-конференции Владимир Путин: «Мы разрабатываем даже вместе сегодня отдельные высокотехнологичные виды вооружений… Мы работаем в космосе, мы работаем в сфере авиации: и по самолётам, и по вертолётам... Эта напряжённая ежедневная работа идёт на пользу как китайскому, так и российскому народу».
И почему бы такому партнёрству не возникнуть, если американцы сделали для этого всё возможное, причислив Китай и Россию к своим первостатейным врагам? Согласитесь, было бы странно, если бы произошло как-то иначе. Жаль только, что много времени было потрачено впустую - пока Россия искала своё место в этом мире, предлагая равноправное сотрудничество то США, то Европе. Как выяснилось, напрасно. Такой же путь прошёл и Китай. Но с де-факто первой экономикой мира и страной, обладающей одним из самых современных оборонных арсеналов, Западу считаться придётся даже без знания русского или китайского языка. Потому что язык «Циркона» или «Ярса» в переводе не нуждается.
Впрочем, это не наш выбор - не Россия переводила отношения с Западом в режим близкий к вооружённому противостоянию. И не исключено, что проект соглашения по гарантиям безопасности - это последнее мирное предложение Москвы.