Как мы «раскололи» систему NORAD
© commons.wikimedia.org
Станция линии DEW в Point Lay, Аляска.

Как мы «раскололи» систему NORAD

В последний день зимы ленты информационных агентств со ссылкой на издание The Wall Street Journal, сообщили новость: президент Соединённых Штатов Джо Байден призвал премьер-министра Канады Джастина Трюдо увеличить расходы на оборону и, в частности, помочь модернизировать Командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD), чтобы противостоять усилению России и Китая в Арктике
01 марта 2021, 11:45
Реклама
Как мы «раскололи» систему NORAD
© commons.wikimedia.org
Станция линии DEW в Point Lay, Аляска.
Читайте нас на: 

После переговоров с Трюдо Байден заявил, что они с премьером договорились модернизировать NORAD, «который остаётся единственным в своём роде военным командованием двух государств».

В статье The Wall Street Journal отмечается, что в эпоху холодной войны NORAD, созданное США и Канадой, справлялось со своими задачами. Радары, размещённые в основном на Аляске и севере Канады, должны были предупредить командование в случае нападения с северного направления. По словам авторов статьи, на сегодняшний день система устарела, а имеющиеся у NORAD радары не способны работать с новейшими ракетами РФ и КНР.

Для нас система NORAD давно не является чем-то секретным и загадочным. Наша военная разведка «рассекретила» её ещё в середине 50-х годов прошлого века. И сделала это весьма оригинальным способом.

Статья в The Wall Street Journal.
© wsj.com
Статья в The Wall Street Journal.

«Линия Дью» закрыла все «дыры» в ПВО США и Канады

Появление атомной бомбы перевернуло взгляды военных руководителей, специалистов на характер ведения войны. Окончательно утвердилась концепция, в основу которой был положен тезис о ведущей роли ядерного оружия.

Соединённые Штаты из союзника во Второй мировой быстро превратились в главного противника Советского Союза. И пока межконтинентальные баллистические ракеты, как основные носители самого мощного в мире оружия ещё только разрабатывались, на передний план вышла наша стратегическая авиация. CCCР мог с помощью своих дальних бомбардировщиков достойно ответить на происки США и нанести удар по территории противника через Северный полюс. Поэтому США и Канада бросились срочно создавать новую систему раннего радиолокационного обнаружения.

К созданию этой системы они подошли основательно. Построили три радиолокационные линии. Первую - «Пайнтри лайн» (Pinetree Line) из тридцати трёх станций, - разместили вдоль южной границы Канады. Она протянулась от Ньюфаундленда до острова Ванкувер. Обошлась в 50 млн долл. и была введена в строй в 1954 году. Она обеспечивала опознавание и перехват целей над территориями США и Канады. Однако система имела весьма серьёзный недостаток - малую глубину эшелонирования и слабо определяла низколетящие цели.

Линии «Pinetree Line» и «DEW Line».
© wikipedia.org
Линии «Pinetree Line» и «DEW Line».

РЛС «Макгилл фенс» - вторая линия, была завершена в 1957 году. Она устранила недостатки первой системы. Теперь станции перехватывали низколетящие самолёты, но, к сожалению, не обеспечивали их устойчивое сопровождение. Стоила система в три с половиной раза дороже.

А вот третий рубеж дальнего радиолокационного обнаружения, названный «линией Дью» (DEW Line), включал в себя цепь из 63 станций и обошёлся казне в огромную по тем временам сумму, около 350 млн долларов.

Эта система радиолокационных станций располагалась на крайнем севере арктического региона Канады, а также вдоль северного побережья и Алеутских островов Аляски, на Фарерских островах, в Гренландии и Исландии.

Первыми разведчиками будущего маршрута стали специальные группы специалистов, которые сначала с воздуха, а потом на земле определяли места для развёртывания будущих станций. Они преодолевали огромные расстояния на самолётах, снегоходах и собачьих упряжках, работая в условиях экстремально низких температур.

Районы операций НОРАД.
© norad.mil
Районы операций НОРАД.

После проведённых изысканий началось строительство. Надо сказать, что «линия Дью» стала серьёзным достижением научного и оборонного комплекса США и Канады в те годы.

На стройке было занято около 25 тысяч человек. Более 3.000 солдат транспортного корпуса армии США прошли специальную подготовку и занимались разгрузкой судов в Арктике.

После возведения соответствующей инфраструктуры последовала установка радаров и коммуникационного оборудования, а затем тщательное тестирование каждого блока в отдельности и всей системы в целом. Строительство «линии Дью» завершилось летом 1957 года. Это был самый северный рубеж РЛС из трёх запущенных в эксплуатацию.

Надо отдать должное: эта линия закрыла все «дыры» в ПВО США и Канады. Теперь американцы и канадцы получали предупреждение о целях противника за два-три часа.

Для руководства рубежами, насыщенными сложной техникой и специалистами, было сформировано специальное командование НОРАД (англ. North American Aerospace Defense Command, NORAD). Его штаб расположили в Колорадо-Спрингс.

Штаб-квартира НОРАД в Колорадо-Спрингс.
© norad.mil
Штаб-квартира НОРАД в Колорадо-Спрингс.

Включить разведчиков в состав «СП-4»

О строительстве этих линий РЛС в общих чертах было известно военному командованию СССР. Поступали некоторые оперативные данные, но их было явно недостаточно. Это сегодня мы знаем до последнего винтика радиолокационную систему линии DEW - основные поисковые РЛС, антенны связи, рабочие характеристики станций. А тогда все эти данные были от нас плотно закрыты. Американцы засекретили всё, что было связано с рубежами дальнего радиолокационного обнаружения.

Генерал-лейтенант Пётр Шмырёв, в ту пору полковник, проходивший службу в Главном разведывательном управлении, рассказывал: «Электромагнитная доступность американских объектов с наших берегов во всех диапазонах частот оказалась слабой или вообще отсутствовала. А знать эти объекты мы были обязаны. Предстояло подобраться к ним поближе и попытаться разведать силами радио - и радиотехнической разведки».

Легко сказать, да нелегко сделать. Как подобраться, каким образом? Стали думать, искать варианты. Ни один из классических вариантов не подходил. Вскоре стало ясно, что эту сложнейшую задачу обычными методами не разрешить. Требовались нестандартные, если хотите, необычные творческие подходы.

Офицеры-радиоразведчики. Ноябрь 1944 г. 2-й Украинский фронт. Справа в первом ряду: майор П. Шмырёв. Это он в 1950-е руководил спецоперацией по вскрытию системы НОРАД.
© Фото из архива
Офицеры-радиоразведчики. Ноябрь 1944 г. 2-й Украинский фронт. Справа в первом ряду: майор П. Шмырёв. Это он в 1950-е руководил спецоперацией по вскрытию системы НОРАД.

Теперь уже вряд ли удастся установить, кому принадлежала идея отправить группу радиоразведчиков в дрейф на ледовой станции. А идея, надо сказать, была весьма оригинальная, и, как показало время, продуктивная. Предлагалось трёх офицеров и двух солдат-радиоразведчиков, мастеров слухового приёма, включить в состав дрейфующей станции «Северный полюс-4».

Подготовка всей этой операции была возложена на полковника Петра Шмырёва. Пётр Спиридонович с большой охотой взялся за порученное дело.

Выбор не случайно пал на этого офицера. Шмырёв в 1941 году окончил военную академию, воевал под Ленинградом в составе 623-го отдельного радиодивизиона особого назначения, на 2-м Украинском фронте, в 97-м дивизионе 1-й отдельной радиобригады. Войну закончил под Братиславой.

После войны служил заместителем командира полка, потом бригады по технической части. Опытным, знающим офицером Пётр Спиридонович пришёл в центральный аппарат Главного разведывательного управления, в отдел радиоразведки. И вот теперь ему поручалось возглавить работу по подготовке группы радиоразведчиков к деятельности в особых условиях.

Фото на память. Полярники на станции «Северный полюс-4».
© Фото из архива
Фото на память. Полярники на станции «Северный полюс-4».

«Это поручение, - признавался Шмырёв в одной из бесед, - возвращало меня в привычный круг забот, связанных с набором и обучением людей, подготовкой технических средств, согласованием многочисленных вопросов в Главсевморпути  и других ведомствах».

Руководителем группы радиоразведчиков назначили майора Александра Лебедева. Майор был молод и энергичен, имел достаточный опыт службы в разведке, хорошо знал специальную технику.

Впрочем, в профессионализме радиоразведчиков никто не сомневался. Отобрали лучших. Возникла другая, весьма серьёзная проблема. Никто из военнослужащих не был полярником, соответствующими знаниями, подготовкой не располагал. Они, конечно же, читали об известной экспедиции «Север-1», организованной в 1937 году и руководимой академиком Отто Шмидтом, о станции «СП-1» во главе с Папаниным, но на этом их знания о зимовке на льдине заканчивались.

Почтовый конверт дрейфующей станции «СП-4».
© Фото из архива
Почтовый конверт дрейфующей станции «СП-4».

А ведь деятельность научно-исследовательских станций «Северный полюс»  на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана проходит в очень суровых условиях. Длительная, до пяти месяцев полярная ночь, при лютых морозах, порывистых ветрах, метелях.

Опасность представляли и ледяные поля. В дрейфе, в поворотах в ледяном покрове возникают мощные напряжения, вызывающие расколы. Льдины станций «СП» неоднократно подвергались таким расколам. Вокруг ледяных полей появлялись огромные торосы. Нередко после сильных сжатий выходили из строя посадочные площадки, и каждый раз их приходилось создавать заново.

Персонал станции невелик - два с половиной - три десятка человек, в состав как правило, входили специалисты: океанологи, гляциологи, аэрологи, метеорологи, магнитологи, астрономы, геофизики, механики, радисты. Дополнительно на станции в разное время работали: ледоисследовательская экспедиция под руководством И. Песчанского, специальные исследования физических свойств морского льда выполнял профессор МГУ Б. Савельев; более месяца на станции трудился художник И. Рубан. Он написал несколько картин, отображающих быт станции и природу Арктики.

Площадь Полярных Зорь на научной дрейфующий станции «Северный полюс-4». Художник И. Рубан.
© И. Рубан
Площадь Полярных Зорь на научной дрейфующий станции «Северный полюс-4». Художник И. Рубан.

Теперь к полярникам присоединились и разведчики. У них были свои специфические задачи, связанные с обороной страны. Впервые в истории военной разведки пятерым сотрудникам ГРУ предстояло на год стать полярниками. По согласованию с Главсевморпути было принято решение включить группу разведчиков в состав коллектива станции «Северный полюс-4».

Дрейфующая станция «СП-4» начала свою работу в апреле 1954 года. Первая смена завершилась через год. Радиоразведчики вошли во второй состав станции. Возглавил эту смену опытный полярник, в прошлом военный моряк Павел Гордиенко. Начальник Главного разведывательного управления генерал-полковник Михаил Шалин встретился с Павлом Афанасьевичем. Обсудили все вопросы, связанные с пребыванием группы на льдине. Было решено связь осуществлять через начальника «СП» по линии Главсевморпути, но шифрами военной разведки. Об истинных задачах группы и их принадлежности к спецслужбе знал только он, начальник экспедиции.

Опытный полярник, начальник «СП-4» Павел Гордиенко.
© Фото из архива
Опытный полярник, начальник «СП-4» Павел Гордиенко.

Кроме полковника Петра Шмырёва подготовкой будущих «полярников» из ГРУ занимался Михаил Лашов. Специалист по американской стратегической авиации, он старался обучить разведчиков всему тому, что стало бы необходимым в ходе работы. Потом Лашов непосредственно руководил деятельностью группы Лебедева. В апреле 1955 года вторая смена «СП-4» высадилась на льдину. Коллектив состоял из 27 специалистов.

Дрейф длиною в 378 дней

Экспедицию с Большой Землёй связывали воздушные трассы. С материковых аэродромов стартовали самолёты, которые уходили вглубь Арктики. Они доставляли необходимые грузы на станцию «Северный полюс-4», высаживали на дрейфующие льды научные группы, искали нужную льдину для будущей станции «СП-5».

На самой станции, дабы обеспечить её нормальное функционирование, быт и научную деятельность были проведены необходимые работы: обновлены аварийные склады, проверено транспортное имущество, налажено постоянное прожекторное освещение и связь.

Станция «СП-4» оказалась долговременнее многих других. Три года длилась её жизнь. Три коллектива полярников, посменно работали на одной и той же льдине. Она пересекла весь Северный Ледовитый океан, пройдя около 7.000 километров. Как раз в апреле 1956 года, когда заканчивалась вторая смена, «СП-4» находились всего в 12 километрах от географической точки Северного полюса.

Автографы руководителей «СП-4».
© Фото из архива
Автографы руководителей «СП-4».

Группа радиоразведки работала активно и высокопрофессионально. Руководитель этой спецоперации Пётр Шмырёв дал такую оценку деятельности команды: «Мы определили всё, что нам было необходимо: где находятся станции, сколько их, на каких частотах работают. Важно, что группа Лебедева добыла ряд ценных сведений по строящимся объектам "Линии Дью".

В ходе этого дрейфа радиоразведчики постоянно отслеживали полёты американской стратегической авиации в Арктике. В общем, экспедиция была своевременная и полезная».

Правда, не обошлось и без происшествий. Получил ожоги радиотехник старший лейтенант Бутнев. Один из полярников неумело обращался с газовым баллоном, а офицер, к несчастью, оказался рядом. Воздушный ас Илья Мазурук, сделал всё возможное и невозможное, чтобы в условиях полярной ночи с разрушенного ледового аэродрома вывезти со станции обожжённого офицера. Бутнев попал в госпиталь, к счастью, восстановился, успешно продолжив службу.

Полярный лётчик И. Мазурук.
© Фото из архива
Полярный лётчик И. Мазурук.

Вторая смена «СП-4» завершилась 20 апреля 1956 года. Дрейф продолжался 378 суток. По возвращении на Большую Землю начальник станции Пётр Гордиенко доложил: специалисты - океанологи, аэрологи, метеорологи, свою задачу выполнили. О разведчиках он умолчал. Оценивать работу этих людей было не в его компетенции.

…Через 10 лет, в 1965 году, радиоразведка ГРУ попытается повторить дрейф «СП-4». И пусть военно-стратегическая обстановка к этому времени изменилась, и теперь ведущие позиции заняли межконтинентальные баллистические ракеты, но американские стратегические бомбардировщики Б-52 упорно отрабатывали удары с северного направления. Поэтому дрейф вдоль берегов Североамериканского континента не был излишним.

Капитан Бутнев (слева) на занятиях по физподготовке.
© Фото из архива
Капитан Бутнев (слева) на занятиях по физподготовке.

Группу радиоразведчиков возглавил тот же Лебедев. Однако ледовая обстановка в Арктике непредсказуема, и она внесла свои коррективы. Льдину раздавило и станцию пришлось срочно эвакуировать. Люди были спасены, специальная техника тоже.

Больше попыток использовать дрейфующие льдины в целях разведки не предпринималось.

Прямая речь

«Защита национальных интересов России в Арктическом регионе и его активное развитие остаются приоритетами деятельности вооружённых сил. Сегодня Арктика превратилась в объект территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств. Это может привести к нарастанию конфликтного потенциала в данном регионе».

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, из выступления на заседании Коллегии Минобороны 31.08.2018.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама