США, заварившие в Ливии кашу, не собираются её расхлёбывать
Решение о переносе президентских выборов на 2022 год Палата представителей (ливийский парламент) принимала ещё за неделю до даты голосования, назначенного на 24 декабря. Принимала в спешке под давлением западных держав и ооновских чиновников, правда, не всех. Чтобы расчистить площадку для печально известной Стефани Уильмс, которая занимает пост советника генсека ООН и известна склонностью к аферам и авантюризму, была разработана целая операция в духе Джеймса Бонда. Её целью стало устранение от дел спецпредставителя ООН по Ливии словацкого дипломата и выпускника МГИМО Яна Кубиша. Его обвинили в коррупции и вынудили, таким образом, подать в отставку. Никаких грехов за словаком перед ООН не было и нет. Просто он оказался лишним звеном.
Ну а дальше западники начали, как обычно, мутить воду, чтобы как минимум снять с президентской гонки неугодных кандидатов в президенты вроде Халифы Хафтара и одного из младших сыновей Каддафи Сейфааль-Ислама, а как максимум сорвать выборы и перенести их на неопределённое время в будущем.
Для этого западные дипломаты стали разрабатывать тему якобы отсутствующей законодательной базы для выборов. Ливийским политикам стали вдувать в уши мысль о том, что нельзя проводить выборы без законов, которые определяют порядок проведения выборов, требования к кандидатам в президенты, кого можно избирать, а кого нельзя, а также порядок урегулирования споров и т. д.
В принципе, мысль вполне нормальная, вот только в действительности такие законы существуют, правда, они были приняты примерно за месяц с небольшим парламентом страны во главе с Агилой Салехом. Проблема, однако, заключалась в том, что политические враги спикера Салеха считали, что эти законы приняты парламентом исключительно в интересах его друзей, в том числе и Халифы Хафтара, и поэтому признавали эти законы. Запад всячески поддерживал таких политиков, представлявших, главным образом, исламистов, близких к «Братьям-мусульманам» (организация запрещена в РФ).
Ещё одним поводом для того, чтобы поднять среди ливийцев мутную волну возмущения, стало внезапное решение главы переходного правительства Абдель Хамида Дбейбы баллотироваться на пост президента страны. Садясь в марте этого года в кресло премьер-министра, он обещал не принимать участие в выборах главы государства. Его задача заключалась в том, чтобы вместе с Президентским советом довести страну до выборов. На том его полномочия закачивались. Но то ли аппетиты политика, как говорится, выросли вместе с едой, то ли кто-то сумел прельстить Дбейбу президентским креслом, так или иначе, переходный, по сути, временный премьер вдруг воспылал желанием избраться президентом. И в самый последний день, когда можно было зарегистрироваться в избиркоме, он подал соответствующее прошение.
Это решение внесло сумятицу в избирательный процесс и возбудило недовольство в рядах политиков, имевших более или менее неплохие шансы на победу в выборах. Даже по законам, принятым с подачи спикера парламента Агилы Салеха, которые жёстко критиковались его противниками, Дбейба должен был подать заявку на участие в выборах минимум за три месяца до выборов, а не за один день. Он должен был также заранее передать свои полномочия главы кабмина кому-то из своих соратников или заместителей, чего не сделал, а точнее сделал, но уже задним числом.
Наконец, у Дбейбы, претендующего на пост президента, «нарисовался» конфликт интересов в связи с его обширными деловыми связями в Турции. Дбейба фактически создал своё состояние на строительных контрактах с Анкарой, что в известной степени угрожает суверенитету Ливии.
Не удивительно, что первоначально суд отклонил его участие в выборах. Однако премьер сумел воспользоваться административным ресурсом и прорвался-таки в списки кандидатов, чем вызвал волну возмущения даже среди своих бывших политических союзников, начавших требовать вместе с политиками из других лагерей его отставки с поста главы переходного правительства и переформирования нынешнего кабинета министров. Более того, это, по сути, привело к преобразованию политического ландшафта, к совершенно неожиданному изменению в раскладе политических сил. Так, к реальному хозяину восточной Ливии Халифе Хафтару прилетала представительная делегация из дюжины политиков из западного ливийского региона во главе с экс-министром внутренних дел бывшего правительства Фаиза Сараджа Фатхи Башагой.
Заклятые враги Хафтара и Агилы Салеха прилетали во второй по величине ливийский город Бенгази для того, чтобы, вероятно, договориться о создании пока что временного альянса, направленного против премьера Дбейбы, или даже своего рода пакта о ненападении между наиболее влиятельными политиками на востоке и на западе страны, обладающими реальной военной силой. Не исключено, что договориться им между собой напрямую будет легче и надёжнее, чем с помощью различных международных организаций типа ООН, которая всё больше превращается в откровенный рупор Запада. (Южный ливийский регион Феццан, в силу своей пустынной малонаселённости, особого значения не имеет.)
Между тем недовольство ливийцев вмешательством в их дела Запада и ООН усиливается за счёт того, что они, во-первых, на ходу меняют правила игры, во-вторых, поддерживая на словах те или иные решения или договорённости, Запад на деле поступает с точностью до наоборот. Об этом хорошо осведомлён Халифа Хафтар, да и другие политики.
Не раз бывало так, что ооновские чиновники и зарубежные дипломаты подводили ливийцев к решению какого-то вопроса, но в последнюю минуту уходили в сторону. Примерно так же получилось, когда Хафтара удалось по-крупному «развести» в апреле 2019 года, спровоцировав наступление на Триполи.
Так было и на этот раз, когда Запад посоветовал Дбейбе продлить свои полномочия премьера вплоть до окончания президентских выборов. Парламентарии и почти все политики выступают против такого решения. Они считают, что полномочия Дбейбы закончились 24 декабря.
Пять ведущих западных стран в составе США, Британии, Германии, Франции и Италии, также ООН считают, что полномочия Дбейбы должны закончиться с избранием президента страны. Возмущение ливийцев достигло такого уровня, что в парламенте раздаются требования объявить британского посла в Ливии Кэролайн Херндалл персоной нон грата за то, что, по словам Агилы Салеха, «набралась наглости» вмешиваться во внутренние дела ливийцев, продавливая своё мнение о полномочиях премьера Дбейбы.
Пойдя на поводу у Запада и согласившись на перенос выборов, выяснилось, что ливийцы, таким образом, сами себя загнали в ловушку. Если первоначально планировалось перенести выборы на один месяц, то есть провести выборы не позднее 24 января, то сегодня многие ливийцы поняли, что, не сумев договориться о правилах выборов за год, они вряд ли успеют сделать это за месяц. Не случайно наиболее трезвомыслящие политики называют срок в шесть месяцев. Это уже ближе к реальности. Тем не менее никаких конкретных дат не называют. Никто не знает, что может произойти в такой стране как Ливия за полгода. И пока нет никаких гарантий, что выборы состоятся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.