Непреходящий «Дмитрий Донской»
На каждой лодке - самое мощное в Советском Союзе вооружение - 20 баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) Р-39М «Гром» ракетного комплекса Д-19 «Тайфун» (отсюда и натовское название лодочного проекта). Стартовая масса каждой ракеты - 90 тонн. Более тяжёлой могла стать только ракета, созданная в Миассе по проекту «Барк», но его закрыли после всего лишь трёх неудачных испытаний.
На встрече с журналистами в редакции «Красной звезды» в конце 1990-х годов начальник вооружения Минобороны РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов привёл несколько доводов, почему отказались от «Барка». Во-первых, эта ракета не проходила по габаритам под мостами по пути транспортирования её из Миасса в Западную Лицу, к месту базирования «Акул». Во-вторых, на Северном флоте было всего два крана, способных загрузить «Барк» в шахту подводной лодки: один кран был в Западной Лице, а второй - в Северодвинске. Все эти «аргументы» в полной мере относились и к ракетам «Гром», но это не помешало принять их на вооружение.
Ведущий научный сотрудник Государственного ракетного центра имени академика В.П. Макеева Рэм Канин однажды тоже признался в беседе с журналистом, что «Барк» у них получился «тяжеловат, но не критично». А сотрудник Федерального космического агентства (Роскосмос), заместитель начальника отдела ракетного вооружения ВМФ в этом агентстве Павел Бузаев однозначно был на стороне «Барка». Правду же об истинных причинах отказа от «Барка», наверное, уже никто не узнает. Она похоронена вместе с маршалом Игорем Сергеевым.
Слабость «Тайфуна» - в его силе
Но вернёмся к «Акулам». Служить на самой большой в мире подводной лодке было престижно и комфортно - свой спортзал на борту, своя сауна, даже свой бассейн с морской водой. Однако именно эти гигантские размеры и вызывали смущение даже у самих создателей «Акулы», не говоря уже об их оппонентах. «На "Акулах" возят воду, а не ракеты», - приводили оппоненты один из самых часто повторяемых своих аргументов.
Действительно, если аналогичные «Акуле» американские ракетоносцы типа «Огайо» (Ohio) при водоизмещении «всего» в 18 750 тонн несут 24 баллистические ракеты «Трайдент II» (Trident II D5), то водоизмещение советской «Акулы» в два с половиной раза больше (48 000 тонн), а ракет - меньше. Обидно!
Вместе с тем надо иметь в виду, что масса ракеты Трайдент II была 59 тонн, а советского «Грома» - в полтора раза больше. Возможно, поэтому «Акула» получилась огромного водоизмещения. При такой массе дальность пуска ракеты и разведения ядерных боевых блоков индивидуального наведения должны были превосходить «Трайдент». Но в этом своеобразном состязании - кто дальше и больше забросит боезарядов - «Гром» уступал «Трайденту». По дальности пуска ракеты - на 3 тыс. км, а по массе забрасываемой полезной нагрузки (боевых блоков) - на 250 кг. При увеличении числа блоков до 10 и их мощности до 200 килотонн, дальность пуска уменьшалась.
Только уже в современной России отечественные конструкторы по этим показателям догнали и перегнали американцев. Например, стоящие на вооружении ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» (по классификации NATO - Delta-IV) ракеты «Синева» и «Лайнер» имеют дальность пуска свыше 11 тыс. км, а боевые блоки индивидуального наведения разводятся от места отделения от ракеты в космосе ещё на 2 тыс. км.
Самым же уязвимым местом в «Громе» оказалась первая ступень, потому что её изготавливали на… украинском «Южмаше». Представить страшно, что стало бы с морскими стратегическими ядерными силами России, не откажись правительство РФ своевременно от «Грома».
Засекреченные рекорды
На шести тяжёлых крейсерах в Западной Лице было развёрнуто 120 ракет. Когда в Москве приняли решение от них отказаться, ракеты стали утилизировать методом отстрела.
В декабре 1997 года провели экспериментальную стрельбу, в ходе которой первый и единственный раз за всю историю морских стратегических ядерных сил с борта тяжёлого крейсера осуществили пуск всех 20 ракет с интервалом в семь секунд. Ранее подобный эксперимент с кодовым названием «Бегемот» провели на борту подводного ракетоносца проекта «Дельфин». Но в его боекомплекте было 16 ракет, а на «Акуле» - 20. Полученные результаты дали уникальный по ценности материал о работе электроники и автоматики ракетного комплекса и состояния всех лодочных систем в целом. Ведь никто не знал, как поведёт себя подводный космодром, когда за две с небольшим минуты выпустит весь боекомплект, освободится от 1180 тонн железа и примет в ракетные шахты столько же тонн забортной воды. Всё это - уже история, но очень важная для конструкторов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.
Последнюю ракету «Гром» ликвидировали методом отстрела в 2012 году. Оставшиеся без своего главного оружия «Акулы» превратились в ненужный флоту балласт и были выведены из боевого состава. Из всей дивизии тяжёлых крейсеров повезло лишь самому старому - головному в проекте - ТК-208 «Дмитрий Донской». Его не отправили, как говорят моряки, на иголки, а использовали для трудной и опасной работы во время испытаний новой баллистической ракеты подводных лодок Р-30 «Булава».
Спустя четыре года после принятия новой ракеты на вооружение Военно-морского флота, вновь встал вопрос: что делать с единственной оставшейся в строю «Акулой»? Испытания «Булавы» - в прошлом. А самому «Дмитрию Донскому» исполнилось уже 46 лет, из которых 40 - он служит Отечеству верой и правдой. Не стал ли военно-морской парад на Кронштадтском рейде последним в истории «Дмитрия Донского»? Ведь по всем канонам корабельной службы ему пора уходить на покой. И становится почему-то грустно от этой мысли.
Слишком много страниц в его истории, чтобы вот так просто взять и закрыть Исторический журнал корабля с грифом «Совершенно секретно» на красной обложке, а потом сдать его на хранение в Центральный военно-морской архив, где он наверняка будет пылиться на полке среди таких же журналов других кораблей и подводных лодок.
Но ведь история - это не те дни, которые прожиты, а те, которые запомнились. И таких в биографии «Дмитрия Донского» немало. Это и залп двадцатью ракетами. И рекордная автономка, длившаяся 121 сутки. Кстати, именно после неё в медицинских НИИ пришли к выводу, что гидрокосмос более вреден для организма человека, чем космос. Пребывание на околоземной орбите психологически переносится легче, чем на орбитах подводных.
Раньше считалось, что атомная подводная лодка не может лечь на грунт, так как это может повредить систему охлаждения атомных реакторов. Но что не могли делать атомные подводные лодки других проектов, оказалось доступным для «Акул». В августе 1988 года второй экипаж ТК-208 под командованием капитана 2 ранга Владимира Домнина впервые в мире освоил новый тактический приём - «Покладка подводного крейсера на грунт с имитацией стрельбы полным боекомплектом». Эксперимент продолжался более трёх суток. По воспоминаниям участников учений «Грунт» и «Россыпь», с грунта была выполнена имитация стрельбы ракетами миномётным, или как его ещё называют «холодным» стартом, это когда 90-тонную ракету выталкивают из шахты пороховым аккумулятором давления. Во время эксперимента были задействованы несколько аккумуляторов. То есть ракет в шахтах не было, но имитация их старта была очень реалистичной.
Бывший командир 18-й дивизии «Акул» контр-адмирал запаса Михаил Ильиных вспоминает: «Если американцы сократили подлётное время своих «Першингов» к Москве до десяти минут, то мы до Вашингтона и Нью-Йорка - до пяти минут». В этом есть заслуга и экипажей тяжёлых крейсеров, вышедших на боевую службу в Северную Атлантику для реализации так называемых ответных мер, введённых Юрием Андроповым. Наплаванность экипажей в этот период достигала 200 суток, то есть из 12 месяцев в году более шести подводники проводили на боевой службе. Такой интенсивной эксплуатации атомных подводных лодок никогда не было в Советском Союзе. И главное техника - выдерживала!
Ещё не время прощаться
А может быть вообще рано ещё прощаться в «Дмитрием Донским»? Из 18 американских ракетоносцев типа «Огайо», которые ненамного моложе «Дмитрия Донского», все 18 - в строю. И «Дмитрий Донской» ещё может послужить если и не как боевая единица, то в качестве уникальной платформы для испытаний нового российского оружия. Тем более что активные зоны его реакторов ещё не окончательно выработаны, их хватит на три-четыре года, после чего можно будет их перезарядить и продолжить эксплуатацию крейсера.
Об этом сказал главком ВМФ адмирал Николай Евменов, который сам является подводником. По словам адмирала, ТК-208 может остаться в составе Северного флота как номерная атомная подводная лодка и продолжить испытания новых систем вооружения и различного оборудования. Ведь конструкторы уже проектируют атомные подводные лодки пятого поколения с новыми ракетами и торпедами.
Новая российская межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» со стартовой массой до 120 тонн и проект беспилотного подводного аппарата «Посейдон», являющегося по сути гигантской ядерной торпедой, указывают на тенденцию в развитии российского вооружения в сторону увеличения массы оружия и его поражающей мощи. С учётом этой особенности ракетный компонент морских стратегических ядерных сил (МСЯС) также будет развиваться в выбранном направлении.
Не исключено, что в дополнение к 37-тонной «Булаве» в составе МСЯС появятся более тяжёлые баллистические ракеты подводных лодок. Шесть носителей «Синевы» и «Лайнера» - ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта «Дельфин» - являются ровесниками «Акул» и значит уже в обозримой перспективе их тоже придётся менять на новые подводные лодки с более мощными, чем «Булава», ракетами. Вот тогда и для ТК-208 вновь найдётся занятие, соответствующее уникальным характеристикам этой испытательной платформы.
А пока имя «Дмитрий Донской» передано новому стратегическому ракетоносцу проекта «Борей-А». Он заложен 23 августа 2021 года на стапеле Производственного объединения «Севмаш» в Северодвинске. Спуск на воду запланирован на 2025 год. Новый стратегический ракетоносец «Дмитрий Донской» 4-го поколения станет мощным сдерживающим фактором для тех, кто попытается с позиции силы разговаривать с Россией.