Развёртывание пусковой установки зенитной ракетной системы комплекса С-400 «Триумф».

Всякая ли С-300 долетит до Киева?

С украинской стороны участились обвинения, будто Россия применяет ЗРК С-300 по наземным объектам. Похоже, в Киеве слабо представляют, чем зенитные управляемые ракеты отличаются от баллистических
Реклама
Всякая ли С-300 долетит до Киева?
© РИА Новости
Развёртывание пусковой установки зенитной ракетной системы комплекса С-400 «Триумф».
Читайте нас на: 

Если бы желания совпадали с возможностями

Может ли С-300 стрелять по наземным целям? Может, но не очень далеко. В любом случае, до украинской столицы точно не достанет. Так в чём же тогда нас обвиняют?

Прежде киевские «эксперты» всех убеждали, будто Россия для обстрелов наземных целей перешла на применение ЗУР (зенитных управляемых ракет) устаревших, самых ранних модификаций - 5В55Р, а то и более древних - с литерой «К». Причина понятна: у русских, дескать, давно закончились запасы «Калибров» и «Искандеров», и теперь «москали» выметают со складов запасы раритетов, лежащих без дела, поскольку не имеют большой ценности из-за отсутствия для них задач. Эти запасы украинцы оценили в 10 тыс. ракет.

Но вот появилась свежая струя пропаганды: теперь нас обвиняют в применении уже не новейших, но всё ещё достаточно дефицитных ЗУР 48Н6ДМ. Об этом недавно заявило украинское издание Defense Express. И даже привело фотографии обломков якобы такой ракеты.

В том же материале приводится карта с кругами, которые, по мнению издания, обозначают зоны поражения трёх ЗРК С-400 с позиций дивизионов ПВО в Белоруссии.

Почему-то радиус поражения на этой схеме составляет 230 км. Авторы называют это «доказанной дальностью». Не знаю, кем и когда, а главное - кому что доказано. Уточним: гарантированная производителем дальняя граница зоны поражения по неманеврирующим аэродинамическим целям на большой высоте составляет 250 км. Однако почему в Киеве решили, что дальность стрельбы на наземные цели составляет 230 км (или всё же 250 км)? Просто это классический пример анализа военно-технических вопросов невоенным и, очень похоже, технически безграмотным «аналитиком». Нет проблем, давайте подскажем украинцам, как правильно. Надеюсь, автора за это не обвинят в госизмене. Взгляните на схему.

Возможные траектории ЗУР при промахе по цели и несостоявшейся самоликвидации.
© Инфографика автора
Возможные траектории ЗУР при промахе по цели и несостоявшейся самоликвидации.

Итак, ЗУР (зенитная управляемая ракета), способная перехватить высотную воздушную цель на дальности 250 км при высоте её полёта 15-20 км, будет располагать в этой точке огромным запасом кинетической - за счёт скорости под 2 км/с, и потенциальной - за счёт высоты, энергиями.

Если произойдёт промах по цели, а затем не сработает автопилот для набора максимальной высоты, а потом и предохранительно-исполнительный механизм (назовём его для простоты взрывателем, хотя это и неправильно) не выполнит самоликвидацию, то ракета продолжит полёт. Правда, команды коррекции траектории с земли поступать уже не будут из-за неправильного положения ракеты, и полёт её станет неуправляемым.

Но целей на больших высотах над Украиной не наблюдается. Следовательно, и наводить ракету в такую точку нет необходимости. Вся украинская авиация прижата к земле, и выше «потолка» в 1 км не работает по соображениям безопасности. Даже при попытке применять противорадиолокационные ракеты HARM, для пуска которых нужно было бы забраться как можно выше, украинские лётчики стараются не рисковать. А при промахе по маловысотным целям и не сработавшем автопилоте и взрывателе, ЗУР далеко не улетит.

Так что эта подсказка с подвохом. Да, 48Н6ДМ улететь на 500-600 км при промахе и неисправности бортовой аппаратуры, наверное, могла бы, но подходящие условия для этого не возникают. Однако киевские и не только, «эксперты», вероятно, чтобы блеснуть техническими познаниями, убеждают публику, будто коварные русские «модернизировали ЗРК С-400», и будто бы теперь этот комплекс совершенно спокойно может использовать зенитные ракеты как баллистические. 

Придётся их разочаровать. ЗРК С-400 использовать свои зенитно-управляемые ракеты для стрельбы по наземным целям на такие дистанции не может. Объясняем почему.

Сначала была баллиста

Но прежде давайте разберёмся, что такое баллистическая ракета. Дело в том, что «баллистическая» - это не характеристика размеров и дальности ракеты, а обозначение принципа её полёта. И не только ракеты, а всего, что запускается по баллистической траектории. Термин происходит от названия боевой метательной машины из античных времён - баллисты.

Полевая артиллерия древних римлян.
© wikipedia.org
Полевая артиллерия древних римлян.

Всё, что каким-то образом бросается вверх, летит по баллистической траектории. Это камень, выстрелянный из рогатки, это гранаты и миномётные мины, артиллерийские снаряды и запущенные из РСЗО, в конце концов, спортивные снаряды - молот, диск, копьё, всяческие мячи, и даже прыгун в длину или в высоту.

Лучше всего представление о баллистической траектории даёт такой рисунок.

Баллистические траектории.
© Инфографика автора
Баллистические траектории.

Так выглядят траектории полёта классического активного артиллерийского снаряда. Обратите внимание, что одинаковые дальности можно получать при разных значениях угла бросания (угла возвышения ствола), но при этом будут и разные углы подхода снаряда к цели.

В безвоздушном пространстве, например, на Луне или планетах без атмосферы, траектория представляла бы собой правильную параболу, но с учётом сопротивления воздуха, она сильно отличается. Причём та её часть, которая соответствует подъёму снаряда, не совпадает с той частью, где он снижается.

Для лучшего понимания, как производится стрельба зенитного ракетного комплекса С-300/400 по наземным целям, понадобятся сведения о некоторых блоках бортовой аппаратуры ракеты:

  • Автопилот, АП - выполняет команды наведения, преобразует их и подаёт на рулевые машины, поворачивающие рули;
  • СРП - счётно-решающий прибор. Фактически компьютер, работающий со всеми датчиками и управляющий всей аппаратурой;
  • ИНС - инерциальная система наведения. В ЗУР, в отличие от крылатой ракеты, это устройство ничего не наводит, но вырабатывает сигнал отклонения от задаваемого с земли направления полёта, не всегда совпадающего с направлением на цель. ИНС несколько раз в секунду корректируется с земли;
  • ПИМ - предохранительно-исполнительный механизм. Собственно, он и подрывает боевую часть;
  • Радиовзрыватель, РВ - определяет момент, когда ракета пролетает мимо цели и ей пора взрываться. Вырабатывает сигнал подрыва БЧ, который исполняет ПИМ;
  • БИП - бортовой источник питания.

…Сложно? Конечно, но и разговор о сложной технике. А теперь обратим внимание на рисунок.

Схема полёта ЗУР по баллистической траектории.
© Инфографика автора
Схема полёта ЗУР по баллистической траектории.

Стрельба по наземным и надводным целям (НЦ) - это штатный режим практически любого ЗРК, любого производителя, в том числе и западного. Не исключение и наши С-300/С-400. Однако из-за высокой цены зенитных ракет такая стрельба считается последним аргументом - когда сухопутные войска нуждаются в поддержке, а ни артиллерии, ни РСЗО нет. Возможна стрельба ЗУР и по кораблям.

Правда, эффективность поражения НЦ зенитными ракетами намного меньше, чем ракетой РСЗО или противокорабельной ракетой. Да и стоит это «удовольствие» сильно дороже. 

Стрельбы по наземным и надводным целям с применением наших ЗРК производятся двумя способами

Первый способ - стрельба по радиолокационно наблюдаемой НЦ. По названию понятно, что радиолокатор подсвета и наведения (РПН) С-300 или выполняющая те же функции многофункциональная РЛС (МРЛС) С-400, которые мы дальше будем называть просто радаром, должны иметь прямую видимость цели.

Кроме этого условия, требуется ещё одно. Цель должна быть радиоконтрастной, то есть хорошо заметной в радиодиапазоне. Такая видимость, например, по городу с десятиэтажными домами на ровной местности будет обеспечиваться примерно до дальности в 32 км. А если ЗРК стоит на высотке 100 м над городом, то уже до 52 км. По этому способу в режиме «НЦ» комплексы наводят ракету практически радиокомандным методом - когда радар одновременно наблюдает и наземную цель, и ракету, сравнивает их координаты и вырабатывает команды наведения К1 и К2.

На борту ракеты автопилот преобразует эти команды в напряжения, управляющие двигателями рулевых машинок. При этом команды вырабатываются радаром таким образом, чтобы ракета летела к цели не по прямой, а во избежание столкновения с землёй выше линии визирования на пару сотен метров. С приближением к цели это превышение уменьшается, ракета выводится в точку на 30-40 м выше цели. Поскольку её боевая часть осколочная, то эффективное поражение цели готовыми поражающими элементами (ГПЭ, или в просторечье осколки) будет именно при подрыве на такой высоте.

Пуск ракеты комплексом С-400.
© topwar.ru
Пуск ракеты комплексом С-400.

В режиме НЦ на ракете отключается радиовзрыватель. Подрыв боевой части производит ПИМ (см. выше) по команде К3, выдаваемой радаром, когда ракета достигает цели. Если же ракета промахивается и пролетает точку, где должна была взорваться, то СРП (см. выше) мгновенно выдаёт команду «Максимально вверх» и ЗУР лезет в небо насколько хватит запаса кинетической энергии. А когда набор высоты прекращается и начинается падение, по сигналу акселерометра происходит самоликвидация. «Ушла на самоликвидацию», говорят в таких случаях.

Второй способ - стрельба по ненаблюдаемой, нерадиоконтрастной цели. Она возможна, если известны точные координаты наземной цели. Например, разведка доложила - «в том лесочке накапливается живая сила противника». Расчёт дивизиона пересчитывает местоположение цели в координаты (азимут, дальность, высота), и вводит данные о цели в вычислительный комплекс ЗРК с помощью специального наборного поля. Теперь радару не нужно определять координаты цели. Но ему, как и при первом способе, необходимо иметь возможность видеть свою ракету, поскольку её координаты он должен получать постоянно.

Таким образом, и по первому, и по второму методу наблюдение радаром своей ракеты абсолютно необходимо. А это возможно только при полёте ЗУР выше радиогоризонта. То есть на дальности 30-40 км на ровной местности. На высоте 20-30 метров ракета радару видна не будет. И это обычный, заложенный ещё при конструировании комплексов режим.

Но нас ведь обвиняют в «баллистической» модернизации ЗРК С-400. А была ли она на самом деле?

Модернизация, которой не было

Кто и когда переделывал ЗРК С-400 для стрельбы отслужившими своё зенитными управляемыми ракетами по баллистическим траекториям, большая загадка. В отечественных источниках такой информации найти не удалось. Но морально устаревших ракет, применявшихся ещё первыми модификациями комплексов С-300, действительно сохранилось много, в основном это 5В55Р. И здесь важно понять, с какой целью могла появиться идея модернизировать сам ЗРК - либо для использования устаревших ракет, либо для применения их вместе с новыми ракетами в качестве баллистических?

Зенитная управляемая ракета большой дальности 5В55Р.
© arms-expo.ru
Зенитная управляемая ракета большой дальности 5В55Р.

Первый вариант представляется вполне разумным и легко реализуемым. Фактически понадобилось бы только изменить программное обеспечение вычислительного комплекса и немного доработать тракт связи с пусковой установкой. Интересно, что в результате такой доработки почтенную ракету 5В55 можно было бы применять прежде всего по воздушным целям. И это было бы очень неплохо. Все украинские средства воздушного нападения от беспилотников до вертолётов и самолётов действуют преимущественно на малых высотах. То есть стрельба по ним ведётся на дальностях не более 30-50 км. А ракеты РСЗО «Хаймарс», «Ольха» и другие, хоть и летят на больших высотах, но не слишком далеко. Таким образом, ракеты 5В55 (дальность полёта 90 км) вполне могли бы помочь сэкономить если не «Калибры» и «Искандеры», то хотя бы новые ракеты 48-й серии.

Вариант же с модернизацией комплекса для использования старых и новых ракет в качестве баллистических выглядит достаточно глупо.

Во-первых, это несравнимо больший объём переделок ЗРК и самой ракеты. Для того, чтобы обеспечить стрельбу ракетой 5В55 или 48Н6 ДМ как баллистической, потребуется изменить программное обеспечение вычислительного комплекса, доработать связь с пусковыми установками и ракетами на них, заменить аппаратуру инерциальной системы наведения на новую, которая должна быть отработана в практических пусках на большие дальности на полигоне. Во-вторых, обязательно потребуется:

  • заменить ПИМ. Поскольку теперь подрыв должен производиться не по команде от радара, а с помощью ударных или лазерных взрывателей, причём режим самоликвидации исключён;
  • отработать новый метод наведения. Поскольку радиокомандный уже не подойдёт, потребуется создавать новую ИНС, которая самостоятельно поведёт ракету к цели;
  • заменить СРП;
  • заменить БИП. Старый был рассчитан на 90 км полёта (для 5В55) или 250 км для 48Н6ДМ, а новый должен работать вдвое дольше;
  • ревизовать все твёрдотопливные 5В55, поскольку у «просроченных» старых ракет бывают трещины в топливных шашках, что может приводить к взрывам прямо на пусковых.

При подобной модернизации следует понимать, что мощность взрыва БЧ такой ракеты - примерно 47 кг (5В55) или 70 кг (48Н6ДМ) взрывчатки - совершенно не сравнима с эффектом взрыва БЧ «Калибра» или «Искандера» - около 450 кг ВВ в фугасном варианте. Кроме того, стоимость такой переделки, скорее всего, сравняется или превысит стоимость новых крылатых или оперативно-тактических ракет. При этом «модернизированная» ЗУР уже не сможет применяться для перехвата воздушных целей.

Удар крылатыми ракетами «Калибр» по объектам противника в Сирии.
© РИА Новости
Удар крылатыми ракетами «Калибр» по объектам противника в Сирии.

Получается, нам предлагается использовать отличные зенитные ракеты в качестве плохих баллистических? Подобная идея могла прийти в голову разве что совсем отмороженному киевскому пропагандисту.

Так что если модернизация ЗРК С-400 и была, то вряд ли она преследовала цель переделать комплекс и ракету 48Н6ДМ для использования в качестве баллистических. Грубо говоря, превратить эффективное и совершеннейшее оружие в примитивную «рогатку». А вот введение старых ЗУР в боекомплект новых комплексов, как представляется, вполне разумно. И если разработчикам на самом деле удалось найти применение старым ракетам 5В55, то зачем же пулять ими по земле? Куда логичнее уничтожать воздушные цели.

А новые ракеты 48Н6 лучше придержать на случай полномасштабного втягивания НАТО в боевые действия на Украине. Мы готовы к любому варианту развития событий.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама