Гадание на «сахельской пороховой бочке»: взорвётся - не взорвётся?
Сахаро-Сахельский регион - Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад, - в течение очень длительного периода играл уникальную роль на Африканском континенте, являясь связующим звеном между Центральной Африкой и Средиземноморьем. Сегодня Сахель с общим населением более 100 млн человек, в основном кочевников-скотоводов, превратился в один из самых нестабильных уголков планеты, едва ли уступая конфликтному потенциалу Ближнего Востока. Сахель - это «гордиев узел» непрекращающихся вооружённых конфликтов, территориальных споров и межэтнических противоречий. Нынешний политический кризис усугубляется тяжёлой гуманитарной ситуацией, сложившейся в результате череды засух и пандемии COVID-19, - хаотичной миграцией беженцев, голодом и нищетой.
Прибавьте к этому нестабильную политическую обстановку. Только за последние два года ни одна страна Сахеля не избежала смены или попытки смены власти: Мали - в 2020 и 2021 годах, неудавшийся захват власти в Нигере 2021-м, в Чаде в 2021 г. и предотвращённый в 2022 г., в Буркина-Фасо в 2022-м году.
Корни трагедии Сахеля лежат в несостоятельности структур управления. Традиционная знать и осёдлые местные власти доминировали над традиционными советами и комитетами кочевников-скотоводов, чьи интересы и средства к существованию грубо попирались. Отсутствие доверия к системам местного управления подорвало государственную власть, поскольку многие национальные правительства не смогли или не захотели устранить местное неравенство и несправедливость в отношении доступа к природным ресурсам и их использованию. К этому прибавилась неспособность властей всех пяти государств Сахаро-Сахельского региона обеспечить безопасность жителей на своих территориях. В свою очередь, крупные мировые игроки сосредоточились на электоральных календарях и хитросплетениях политической борьбы в сахельской «пятёрке».
Этим не преминули воспользоваться международные террористические группировки, потерпевшие 2017 году военное поражение на Ближнем Востоке. В Сахеле свили гнездо такие филиалы «Аль-Каиды» и ИГИЛ, как «Джамаат Нусра аль-Ислам валь Муслимин» и «Исламское государство в Большой Сахаре» (здесь и далее - запрещённые на территории РФ террористические организации). По разным оценкам, их формирования насчитывают от 3 до 5 тыс. человек.
Длительное время образ главного «гаранта» безопасности в регионе, а в действительности сохранения собственного влияния в зоне бывших африканских колоний Франции, пытался поддерживать Париж. Но внешнеполитические ошибки Елисейского дворца сделали Пятую республику нежелательным гостем в странах Сахеля. После сокращения военного присутствия Франции этот регион привлёк внимание крупных держав. Однако Сахельская группа G5 свои взоры с надеждой обращает на Алжир, который может стать единственным региональным игроком, способным сыграть позитивную роль в обеспечении стабильности этого региона без обвинений в грубом вмешательстве и нарушении хрупкой региональной системы безопасности.
Алжир, имеющий общую границу протяжённостью около 3000 км со странами Сахаро-Сахельского региона, неоднократно публично заявлял о стремлении увеличить участие в обеспечении стабильности в странах Сахеля. Тем не менее в последнее время его роль в данном регионе заметно сократилась. Как результат - формирование в сердце Чёрного континента нового очага напряжённости, вобравшего в себя разрушительный потенциал ближневосточных джихадистов.
Однако дипломатическое влияние, военная мощь и исторический опыт Алжира в борьбе с терроризмом могут помочь государствам Сахаро-Сахельского региона справиться с этой угрозой и сохранить свою государственность. И у Алжира есть для этого все предпосылки.
Во-первых, во время противостояния с экстремистскими группировками в период 1992-2002 гг. Алжир продемонстрировал реальные успехи в борьбе с террористической угрозой. Власти страны одержали уверенную победу над воинствующими исламистами, в том числе филиалом международной террористической организации «Аль-Каида» (именовавшей себя «Салафитской группой проповеди и борьбы»). Руководству Алжира удалось изгнать со своей территории её приверженцев, которые позднее сформировали в Мали группировку «Аль-Каида в странах исламского Магриба». Эксперты также положительно оценивают более поздние контртеррористические инициативы Алжира, направленные на противодействие экстремистской идеологии внутри государства (в том числе эффективную работу со СМИ, учебными заведениями и мечетями). Успешный опыт борьбы Алжира с внутренним терроризмом может оказаться полезным в Сахеле, где действуют всё те же террористические структуры, расширившие географический охват и собственные оперативные возможности.
Во-вторых, уход Франции из Сахаро-Сахельского региона предоставляет Алжиру новые возможности для расширения геополитического влияния на Чёрном континенте. В конце 2022 г. французы были вынуждены свернуть контртеррористическую операцию «Бархан», так и не достигнув главной цели - заявленного «искоренения радикального исламизма». Перед Алжиром, который избегал прямой конкуренции с европейскими игроками, неожиданно открылось «окно» в важный для него регион. И самое главное - возможность «безболезненно» использовать в своих интересах образовавшийся «вакуум» в Сахаро-Сахельском регионе и укрепить свой образ влиятельной региональной державы.
В-третьих, стала очевидна бесперспективность любых международных и региональных инициатив в Сахаро-Сахельском регионе без участия Алжира. Ярким примером является судьба созданной по французской инициативе структуры «Сахельская группа пяти» (G5 Sahel), нацеленной на координацию усилий в области региональной безопасности. Несмотря на все усилия Франции, в мае 2022 г. власти Мали приняли решение о выходе из всех её органов, включая многонациональные силы, после чего президент Нигера Мохамед Базум в интервью французским СМИ заявил о том, что совместная группировка, созданная для борьбы с терроризмом в регионе, «мертва». В этой ситуации второй шанс может получить созданный Алжиром в 2010 году Объединённый оперативный штаб (Comité d’état-major opérationnel conjoint, CEMOC), в который были приглашены граничащие с Алжиром страны Сахеля. В любом случае инициатива вновь оказывается в руках североафриканского партнёра России.
В-четвёртых, Сахаро-Сахельский регион может стать «витриной» широкомасштабных проектов Алжира, подтверждающих его лидирующую роль в Северной Африке. Властям Алжира необходима «ревизия» своих партнёрских отношений, затрагивающих помимо области безопасности, торговую, промышленную, энергетическую и другие сферы. Активные инвестиции в инфраструктурные проекты способны укрепить связи между странами Сахеля и Алжиром и превратить последнего в важнейшего игрока в этом регионе. Уже известны проекты по восстановлению и развитию Транссахарской автомагистрали (соединяющей побережья Средиземного моря и Гвинейского залива через территорию Сахары), созданию объектов солнечной электрогенерации и обеспечению водной безопасности стран на пространстве Западной и Центральной Африки.
В условиях «тектонических сдвигов» в системах глобальной и региональной безопасности Алжир может получить исторический шанс занять место Франции как ключевого игрока в Сахаро-Сахельском регионе. Вовлечённость Алжира в проблемы этого региона, и, прежде всего, в борьбу с растущей террористической угрозой, может стать основой для нахождения эффективных и нестандартных решений, которые позволят реализовать ключевому союзнику России в североафриканском регионе свои геополитические амбиции.
Время для этого самое подходящее - эффективность многочисленных военных и разведывательных антитеррористических инициатив Алжира в странах Сахеля в течение длительного времени не была достаточной из-за соперничества и разногласий с внерегиональными игроками. Настало время реструктурировать инициативы региональной безопасности в Сахеле и освободить место для Алжира - ближайшего соседа, чьи интересы в области безопасности пересекаются с интересами государств этого региона.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.