Флот прирастает малыми ракетными кораблями.

Российский флот будет откалиброван по полной

К 2025 году в составе российского флота будут находиться не менее 28 МРК «Буян-М» и «Каракурт»
20 июля 2023, 06:41
Реклама
Российский флот будет откалиброван по полной
© mil.ru
Флот прирастает малыми ракетными кораблями.
Читайте нас на: 

12 июля в Керчи состоялась торжественная церемония приёма в состав ВМФ России малого ракетного корабля «Циклон» проекта 22800 (шифр «Каракурт») и подъёма на нём Андреевского военно-морского флага. Тем самым «Циклон» стал:

  • первым за последние 25 лет военным кораблём, прошедшим на Керченском судостроительном заводе «Залив» полный цикл строительства, включая комплекс испытаний;
  • пятнадцатым (считая завершившую модернизацию ДЭПЛ «Алроса» и поднявший в мае Андреевский флаг корвет «Меркурий») носителем ракетного комплекса «Калибр», введённым в состав Черноморского флота;
  • первым «Каракуртом» в составе того же ЧФ, а также четвёртым по счёту МРК проекта 22800, принятым в состав ВМФ России.

Флоту нужны «калиброносцы»

1 июня 1988 года вступил в силу подписанный Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), по сути, лишивший СССР, а затем и его правопреемницу РФ возможности разрабатывать/принимать на вооружение высокоточные крылатые ракеты, способные поражать наземные цели на дистанции свыше 1500 км и используемые в составе ракетных комплексов наземного базирования. При этом Вашингтон имел куда больше, чем Москва, высокоточных крылатых ракет, запускаемых морскими и воздушными носителями.

Торжественная церемония приёма в состав ВМФ России малого ракетного корабля «Циклон».
© mil.ru
Торжественная церемония приёма в состав ВМФ России малого ракетного корабля «Циклон».

К концу «девяностых» диспропорция между имевшейся у США и России крылатой «высокоточкой» для Москвы стала совершенно нетерпимой. Теоретически смягчить возникшую проблему могло массовое строительство российским ОПК малотоннажных надводных носителей крылатых ракет средней/большой дальности, то есть вымпелов, которые по отечественной классификации относились к малым ракетным кораблям (МРК).

Практически же на описываемый момент у российской стороны не имелось ни современных стрельбовых комплексов с крылатыми ракетами, способными на большой дистанции «выносить» наземные цели, ни готового проекта носителя подобного комплекса.

Эта драматическая ситуация стала меняться лишь в первом десятилетии XXI века, когда ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» взялось за проектирование универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК). Такой комплекс с вертикальными пусковыми установками можно было бы устанавливать на любом надводном вымпеле от МРК и до крейсера включительно - чем больше водоизмещение корабля, тем больше ячеек УКСК на вымпеле удалось бы разместить.

Словом, идея была достаточно многообещающая, тем более, что в распоряжении флота уже имелась для использования в УКСК достаточно широкая номенклатура ракет - дозвуковых крылатых (для поражения наземных, надводных и, в варианте ракета-торпеды, подводных целей), получивших название «Калибр», и сверхзвуковых противокорабельных, известных как «Оникс».

С оглядкой на ДРСМД нетрудно догадаться, что наибольший интерес для ВМФ России представляли дозвуковые высокоточные крылатые ракеты семейства 3М14, предназначенные для поражения наземных целей и имевшие в экспортном исполнении дальность до 300 км, а в обычном - свыше 1500 км. Впрочем, о последнем вплоть до октября 2015 года за рубежом никто не догадывался, поэтому «Калибры» в фокус внимания западных аналитиков на первых порах явно не попали.

В ночь на 7 октября 2015 года РК «Дагестан» проекта 11661 произвёл пуски ракет «Калибр НК» из акватории Каспийского моря по целям в Сирии.
© wikipedia.org
В ночь на 7 октября 2015 года РК «Дагестан» проекта 11661 произвёл пуски ракет «Калибр НК» из акватории Каспийского моря по целям в Сирии.

Меж тем началось «пришествие» «Калибров» на российский флот. Надводные носители крылатых ракет требовались нашему ВМФ, что называется, «ещё вчера». Чтобы ускорить их создание, было принято решение модифицировать в носители крылатых ракет корабли уже имеющихся проектов. УКСК с 8 ячейками удалось «вживить» в сторожевой корабль проекта 11661 (шифр «Гепард») и малый артиллерийский корабль проекта 21630 (шифр «Буян»), строящиеся Зеленодольским заводом имени А.М. Горького для Каспийской флотилии. В результате этой операции сторожевик проекта 11661 «Дагестан» превратился в ракетный корабль проекта 11661К, а малый «артиллерист» - в МРК проекта 21631 (шифр «Буян-М»).

Удивили Запад «Калибром»

Поскольку на Западе продолжали пребывать в неведении касательно подлинной дальности «Калибров», а «Дагестан» и стартовая тройка «Буянов-М», к тому же, вошли в состав Каспийской флотилии, базирующейся на приличном удалении от европейской зоны, появление первых «калиброносцев» в составе ВМФ России особого беспокойства у иностранных разведслужб не вызвало. Тем большим «откровением» для западных разведчиков оказались события 7 октября 2015 года, когда «Дагестан» и «Буяны-М» - «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг» - из акватории Каспийского моря успешно отстрелялись 26 крылатыми ракетами 3М14 по 11 целям в Сирии на дистанции свыше 1500 км.

Отныне любимым занятием отечественных и иностранных комментаторов стало рисование радиусов досягаемости 3М14. В свою очередь командование ВМФ России, полностью удовлетворённое мировой «премьерой» «Калибров», приняло решение продолжать постройку небольших (полное водоизмещение - 949 тонн), не особо скоростных (полный ход - 25 узлов), но зато относительно дешёвых и весьма «зубастых» «Буянов-М».

Для понимания ситуации напомню, что по своим ударным возможностям (УКСК с 8 ячейками) один МРК проекта 21631 не уступал многоцелевому фрегату 2-го ранга проекта 11356Р, имевшему полное водоизмещение 4035 тонн, а два «Буяна-М» по ударным возможностям равнялись многоцелевому фрегату 1-го ранга проекта 22350, чьё полное водоизмещение составляло 5400 тонн.

Малый ракетный корабль «Ингушетия» проекта 21631 («Буян-М»).
© mil.ru
Малый ракетный корабль «Ингушетия» проекта 21631 («Буян-М»).

При всём при том имелись у «Буянов-М» и свои минусы. Предшественники МРК проекта 21631 - малые артиллерийские корабли проекта 21630 в своё время создавались специально для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и на речных участках. В связи с этим «Буяны» и «Буяны-М» имели водомётный движитель и оптимизированные для действий на мелководье обводы корпуса, а также соответствующие ограничения по мореходности и автономности.

Решение о продолжении строительства МРК проекта 21631 для нужд не только Каспийской флотилии, но и для Черноморского/Балтийского флотов, можно считать вынужденным паллиативом, проистекающим из двух обстоятельств: уже освоенной Зеленодольским заводом имени А.М. Горького постройки «Буянов-М» и необходимости скорейшего увеличения числа «калиброносцев» в составе ВМФ России. Вместе с тем флот нуждался в МРК с таким же составом ракетного вооружения как у кораблей проекта 21631, но обладающим лучшей, чем у «Буянов-М», мореходностью. Это и стало началом истории «Каракуртов».

Пришествие «Каракуртов»

Проектированием более мореходного МРК с УКСК занялось конструкторское бюро «Алмаз». В активе этого КБ имелась разработка ракетно-артиллерийского катера проекта 12300 (шифр «Скорпион»), вооружённого противокорабельными ракетами «Яхонт» вертикального старта. По своим обводам корпуса и архитектуре «Скорпион» вполне подходил для «перепрофилирования» в МРК. Это позволило «Алмазу» в относительно короткие сроки на основе проекта катера «Скорпион» создать проект малого ракетного корабля 3-го ранга с управляемым ракетным вооружением, предназначенным для действий в ближней морской зоне.

ТТХ

В документации новый корабль стал обозначаться как МРК проекта 22800 (шифр «Каракурт»). Он имел лучшую, чем у «Буяна-М», мореходность, полное водоизмещение 870 тонн, автономность плавания до 15 суток (у МРК проекта 21631 - 10 суток) и мог развивать ход до 30 узлов.

Комплекс вооружения «Каракурта» включал в себя 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку АК-176МА, две 12,7-мм пулемётных установки «Корд», 8 ПЗРК «Игла-С»/«Верба», беспилотник «Орлан-10» и, разумеется, УКСК с 8 ячейками.

Экипаж - 39 человек.

Облик корабля впервые был представлен широкой общественности летом 2015-го на международном военно-техническом форуме «Армия». 24 декабря того же года на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» состоялась закладка первых двух МРК проекта 22800.

Малый ракетный корабль «Советск» проекта 22800 в ходе заводских ходовых испытаний.
© mil.ru
Малый ракетный корабль «Советск» проекта 22800 в ходе заводских ходовых испытаний.

Первоначально ПВО «Каракурта» должен был обеспечивать, помимо ПЗРК, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Палаш». Однако по ряду причин он на МРК проекта 22800 так и не появился. Вместо «Палаша» первые два «Каракурта» получили по паре шестиствольных 30-мм зенитных артавтоматов АК-630М. Начиная с третьего корабля серии «Каракурты» стали оснащаться зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Панцирь-М».

Так МРК проекта 22800 приобрели свой окончательный облик, в котором их строительство продолжается до сих пор. Следует признать - продолжается с задержками.

«Узким местом» МРК проекта 22800 оказалась главная энергетическая установка «Каракурта», включавшая в себя высокооборотные дизельные двигатели М507Д-1, производство которых машиностроительным предприятием ПАО «Звезда» ведётся медленнее, чем судостроительные предприятия осуществляют формирование корпусных конструкций МРК.

МРК стратегического назначения

Так или иначе, но к сегодняшнему дню на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», Зеленодольском заводе имени А.М. Горького, Керченском судостроительном заводе «Залив» и Амурском судостроительном заводе для Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов удалось заложить 16 «Каракуртов», из которых четыре уже переданы заказчику, а остальные должны вступить в строй до конца 2024 года. Кроме того, на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького для Каспийской флотилии, Черноморского и Балтийского флотов было заложено 12 МРК проекта 21631, из которых 10 переданы заказчику, а ещё два должны вступить в строй тоже до конца 2024 года. Получается, что к началу 2025 года в составе ВМФ России будут находиться не менее 28 МРК «Каракурт» и «Буян-М» с суммарным залпом в 224 «Калибра»/«Оникса».

Малый ракетный корабль «Орехово-Зуево» проекта «Буян-М» Черноморского флота.
© mil.ru
Малый ракетный корабль «Орехово-Зуево» проекта «Буян-М» Черноморского флота.

Сей и без того очень серьёзный аргумент России в её «диалоге» с западными «партнёрами», может быть кратно усилен вводом в состав боекомплекта упомянутых МРК новейших гиперзвуковых противокорабельных ракет 3M22 «Циркон», а также посредством оснащения «Калибров», размещённых на «Каракуртах» и «Буянах», ядерными боевыми частями. Словом, ВМФ России вполне по силам превратить МРК с УКСК в малые ракетные корабли стратегического назначения.

Всё это, разумеется, ни в коем случае не означает, что ОПК России должен отказаться от строительства крупных боевых кораблей в пользу дальнейшего тиражирования МРК. Флоту нужны и крупные боевые единицы, и единицы поменьше, ибо лучший флот есть флот сбалансированный.

Кстати

1 февраля 2019 года президент США Дональд Трамп объявил о начале процедуры выхода США из ДРСМД, 4 марта 2019-го Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией выполнения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а 2 августа 2019 года Министерство иностранных дел РФ официально сообщило о прекращении действия ДРСМД.

Таким образом, никаких ограничений для создания российским ОПК ракетных комплексов наземного базирования с высокоточными крылатыми ракетами, способными поражать наземные цели на дистанции свыше 1500 км, больше не существует. Мало того, по мнению ряда специалистов, с точки зрения комбинации критериев «стоимость - эффективность», создание таких ракетных комплексов наземного базирования для ОПК и ВС РФ может оказаться более предпочтительным, чем дальнейшее тиражирование МРК с УКСК. Впрочем, это уже совсем другая история. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама