«Амур» не стоит на запасном пути
Практическое применение бронепоездов в послевоенное время России относится к чеченской войне и борьбе с международным терроризмом на Северном Кавказе. Тогда и была создана группировка специальных поездов железнодорожных войск.
Востребованы ситуацией
После завершения задач операции пришла пора министра обороны Анатолия Сердюкова, который в своей реформаторской неуклюжести решил ликвидировать бронепоезда по заявленной его дамочками-инспекторами нецелесообразности использования в современной армии. Но в 2015-м году специальные поезда «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон» были возвращены в состав железнодорожных войск. И, как показало время, не напрасно.
В условиях специальной военной операции их возможности по охране, ремонту и применения железнодорожных магистралей в районах боевых действий и ближнего тыла оказались весьма востребованными. А заявления некоторых скептиков о том, что такие поезда в нынешних войнах устарели, легко опровергает возможность установки на их платформах любого необходимого современного вооружения в требуемых комбинациях.
Динамичное использование спецпоездов в насыщенных железнодорожной сетью районах специальной операции показывает, что они сохранили свои высокоэффективные боевые качества. При необходимости их оснащают миномётами, зенитными установками и даже боевыми машинами пехоты.
В таком виде бронированный железнодорожный состав специального назначения незаменим при инженерной разведке местности, разминировании, сопровождении и доставке специальных грузов на передовую. Его экипаж способен заниматься также восстановлением железнодорожных путей.
Привлекались такие составы и для выполнения гуманитарных миссий: эвакуации мирного населения из зоны боевых действий и подтоплений после подрыва украинскими войсками плотины Каховской ГЭС, доставки стройматериалов для ремонта повреждённых украинскими обстрелами зданий.
Кстати
Даже приблизительная статистика показывает, что в специфических условиях специальной военной операции в Донбассе и в Новороссии немалый объём всего необходимого для боевого обеспечения наших войск - от техники и боеприпасов до горюче-смазочных материалов и провизии - доставляется ближе к переднему краю по железной дороге. Во многом и общегражданские поставки для нужд новых регионов страны тоже организованы по стальным магистралям.
Эшелоны, выполняющие столь необходимые функции, вражья сила ВСУ рассматривает в качестве важных целей. На них охотятся украинские диверсанты, которые устраивают засады и теракты на перегонах, станциях, выискивая железнодорожные составы своими ударными дронами. В такой ситуации эффективную защиту и поддержание эксплуатации стальных транспортных артерий как раз и обеспечивают бронепоезда железнодорожных войск.
Бронепоезд южного направления
Эти, весьма редкие по нынешним временам представители боевой техники сегодня курсируют по своим особым маршрутам практически по всей территории Донбасса и Новороссии. Два из них - «Байкал» и «Амур» - подготовлены и укомплектованы военными железнодорожниками Южного военного округа (ЮВО). Свои имена эти крепости на колёсах получили по доброй памяти бойцов стальных магистралей, проложивших в своё время немалую часть знаменитой Байкало-Амурской магистрали.
К примеру, бронепоезд из Южного военного округа и «Амур» исколесил с подобными задачами немало районов спецоперации, особенно эффективно поработав на Запорожском направлении, а его личный состав показал при этом подобающие боевые и профессиональные качества.
- Основными задачами для нас стали патрулирование и сопровождение грузов у линии переднего края спецоперации, - рассказал начальник спецпоезда с позывным «Вулкан». - Кроме того, мы ведём разведку путей и определяем их состояние, а при необходимости ремонтируем дорожное полотно и искусственные сооружения. Ремонтная команда, используя возимые материалы и технику, может своими силами восстановить до 100 метров верхнего строения пути. Конфигурация железнодорожной сети в зоне нашей ответственности обеспечивает доступ практически в любые важные районы.
Вооружён и работоспособен
Как пояснил «Вулкан», который в прошлой мирной службе прошёл офицерские командные должности от взводного до командира отдельного батальона железнодорожных войск, в экипаже спецпоезда действует несколько подразделений, на каждое из которых возложены конкретные задачи.
К примеру, взвод связи должен поддерживать бесперебойную и устойчивую связь всего специального поезда, а также связь с приданными силами, железнодорожными станциями и командованием группировки войск. Стрелковый взвод и отделение зенитной установки обеспечивает огневую поддержку. Минно-подрывной взвод выполняет задачи по разминированию железнодорожных участков, а восстановительный взвод находится в постоянной готовности к проведению ремонта повреждённых участков железнодорожных путей.
Схема построения бронепоезда зависит от конкретно выполняемой ими задачи. Как правило, в голове такого эшелона идёт тяжёлая защищённая железнодорожная платформа со стройматериалами и подавляющими средствами радиоэлектронной борьбы, которые нейтрализуют дистанционно управляемые взрывные устройства. В случае диверсии на путях, она примет первый удар на себя.
Далее может находиться платформа огневой поддержки. Её главный калибр - спаренная 23-мм автоматическая пушка ЗУ-23-2. Она может работать как по воздушным, так и по наземным целям, в том числе поражать бронированную технику, разведывательные и ударные дроны ВСУ. Здесь же за специальным укрытием размещается и расчёт автоматического гранатомёта АГС-17.
В составе спецпоезда предусмотрены одна-две бронекапсулы, в которых по боевому расписанию занимают огневые позиции автоматчики, пулемётчики, стрелки-гранатомётчики, вооружённые противотанковыми гранатомётами РПГ-7В, и снайпер.
Для безопасности «тягловую тысячеголовую лошадку» - тепловоз типа ТЭМ18ДМ ставят в середине состава. При этом машинисту и его помощнику требуются особые навыки по чёткому согласованию действий с наблюдателями, ведущими по маршруту движения круговой обзор. Как пояснил машинист боевого тепловоза сержант М. с позывным «Хутор Север», для нормальной работы спецпоезду нужны только рельсы, вся остальная сигнальная железнодорожная инфраструктура не имеет значения. Ко всему прочему в составе такого военного поезда предусмотрены усиленные защитой штабной вагон, вагон для размещения личного состава и платформы для спецтехники.
Ежедневный осмотр десятков и сотен километров железнодорожных путей ведётся как с земли, так и с воздуха - с помощью «зоркого ока» бронепоезда - имеющегося на его борту разведывательного квадрокоптера. С помощью его телекамеры можно обнаружить повреждения полотна задолго до подхода к нему тяжёлого грузового состава.
Как отлаженный механизм
Именно так и было, когда ВСУ обстреляли ракетами залпового огня один из железнодорожных виадуков. Экипаж «Амура» действовал тогда, как единый выверенный боевой механизм. Операторы беспилотника заметили повреждение на приличном расстоянии. Все силы и средства изготовились к боевой работе заранее.
Начальник технической разведки с позывным «Блесна» выводил своих людей к месту подрыва с осторожностью - могут остаться неразорвавшиеся снаряды, а в засаде - вражеская диверсионная группа. Группа огневого прикрытия зорко сопровождает «технарей» в готовности отражения нападения. Расчёт беспилотника с помощью своей «птички» пристально обследовал окрестности, высматривая подозрительные машины, скопления людей.
Одна из ракет украинской «Ольхи» оказалась неразорвавшейся, и тогда к делу приступили сапёры-подрывники из команды бронепоезда. Они обезопасили «сюрприз» и подорвали его в стороне от железной дороги. Потом минёры на всякий случай обследовали насыпь и полотно на предмет минных закладок. И уже после этого ремонтники достаточно быстро восстановили повреждённые взрывом шпалы и рельсы. Потом бронепоезд продолжил своё патрулирование.
Начальник Главного управления железнодорожных войск Минобороны России генерал-лейтенант Олег Косенков рассказал журналистам, что все бронепоезда в зоне спецоперации успешно справляются с возложенными на них задачами. Он также отметил, что спецсоставы при этом довольно часто подвергались нападениям украинских диверсионно-разведывательных групп, которые успешно отражались военными железнодорожниками с нанесением противнику ощутимых потерь.
Что же касается экипажа специального поезда «Амур», то практически все его бойцы-железнодорожники за мужество и героизм, проявленные при выполнении задач специальной военной операции, награждены высокими государственными и ведомственными наградами. И это ещё раз убедительно показывает, что наш бронепоезд не стоит на запасном пути, а вместе со своими собратьями по нелёгкому ратному труду на стальных магистралях результативно выполняет задачи по предназначению на важных транспортных артериях спецоперации на Украине.