Танки на рельсах: почему бронепоездам не место на запасном пути
Промышленное производство
В начале 1930 года в частях и на складах находилось 42 бронепаровоза, 76 легких и 14 тяжелых бронеплощадок - всего на 42 бронепоезда, входивших в автобронетанковые войска РККА.
Было принято решение поставить производство на научную и регулярную основу. Под производство бронепоездов выделили предприятие - Брянский завод «Профинтерн». Там разработали типовые чертежи бронеплощадок и бронепаровозов. Выпускали как лёгкие, так и тяжёлые бронепоезда.
Справка
Структурно бронепоезд состоял из бронеплощадок, бронепаровоза и «базы». Последняя служила для хозяйственных и служебных целей и состояла из 6-20 товарных и классных вагонов. В пути «база» крепилась к боевой части бронепоезда, а во время боевых действий располагалась в тылу, на ближайшем железнодорожном перегоне. Обычно «база» имела вагон-штаб, вагон для боеприпасов, вагон для хранения запасов материально-технических средств, вагон-мастерскую, вагон-кухню, вагон-клуб и так далее.
Кроме того, бронепоезда были в НКВД, для охраны железнодорожных путей. Чекистам передали и трофейные бронепоезда после похода в Польшу в 1939 году.
Бронепоезда РККА оснащались танковыми башнями - сначала от Т-26, позже от Т-34. На первый день войны Красная Армия располагала 53 бронепоездами. У НКВД было 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 33 моторных броневых вагона и 7 броневых автомобилей на железнодорожном ходу.
К 22 июня 1941 года среди бронепоездов РККА самым массовым считался тип БП-35.
После вторжения гитлеровцев бронепоезда начали делать на паровозо- и вагоноремонтных заводах, в железнодорожных депо, куда были переданы чертежи из Брянска. Но местные умельцы проявляли креатив, зависящий не столько от полёта фантазии, сколько от наличия комплектующих. В октябре 1941 года НКО приказал до конца 1942 года сформировать 32 дивизиона бронепоездов по два бронепоезда. Промышленность перевыполнила планы и построила 85 бронепоездов. За годы войны кроме обычных бронепоездов построено около 100 бронепоездов ПВО. Были попытки установки на бронеплощадки реактивных миномётов «Катюша», но после испытаний от идеи отказались.
Немцы звали его «Зелёный призрак»
Одним из самых знаменитых советских бронепоездов стал «Железняков», оборонявший Севастополь. Он был вооружён пятью 76-мм орудиями, двумя 82-мм минометами, двумя 12,7-мм зенитными пулемётами ДШК и четырнадцатью 7,62-мм пулемётами «Максим». Экипаж составляли моряки Черноморского флота. «Железняков» совершил более 140 боевых выходов. Немцы звали его «Зелёным призраком».
Опыт первых месяцев боёв привёл к разработке нового типа бронепоезда - ОБ-3. Он был вооружён четырьмя артиллерийскими площадками и площадкой ПВО. Наиболее же распространённым и совершенным типом бронепоездов во второй половине Великой отечественной стал разработанный в 1942 году бронепоезд БП-43. Штатный бронепоезд теперь состоял из паровоза, четырёх площадок ОБ-3 или БП-43 и зенитной площадки «ПВО-4» с двумя огневыми точками - это могли быть 25-мм или 37-мм пушки либо 12,7-мм пулеметы ДШК.
На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь или мазут. Каждый бронепоезд имел два паровоза: обычный использовали в качестве тяги при переездах, бронированный - во время военных действий.
«Козьма Минин» дошёл до Берлина
В Горьком создали один из прославленных бронепоездов Великой отечественной - «Козьма Минин». Строили его в конце 1941 - начале 1942 годов. Средства собрали железнодорожники и рабочие паровозных и вагонных депо города.
Командиром бронепоезда был назначен Тимофей Белов. Поезд оснастили зенитными пушками, ведшими прицельную стрельбу на дальность до 12 километров, и пусковыми установками М-8, обеспечивающими точное поражение живой силы и техники. Бронепоезд мог возить с собой обширный боезапас. В боевых условиях использовался и в качестве тягача.
Путёвку в жизнь «Козьма Минин» получил 18 октября 1941 года, когда вышло постановление обкома ВКП (б): «Одобрить инициативу железнодорожников Горьковского узла о строительстве бронепоезда». Броневую сталь дал Кулебакский металлургический, танковые башни - «Красное Сормово». В команду бронепоезда записывались добровольцы, желающие идти на фронт.
И вот 21 февраля 1942 года сформирован 31-й Особый Горьковский дивизион из двух бронепоездов. Весной 1942 года после испытаний их отправили на фронт. При поддержке дивизиона освобождены Тула, Орел, Брянск, Гомель. За три года работы «Козьма Минин» прошёл более 2.5 тысяч километров, сбил 15 самолётов и уничтожил 2 огневые точки. Бронепоезд дошёл до Берлина. После войны был найден на Урале и отреставрирован. Немецкие газеты писали, что в США для СССР создали мощную бронемашину, имея в виду «Козьму Минина».
Потери и победы
В годы войны использовали порядка 200 бронепоездов в РККА, на конец войны в строю осталось 140. Самые сильные потери бронепоезда понесли в 1941 году, дальше по ходу войны они снижались.
Некоторые бронепоезда награждены орденами или почётными наименованиями, но гвардейским не стал ни один.
В 1944-1945 годах и в послевоенные годы бронепоезда активно использовали в борьбе с антисоветскими вооружёнными формирования на Украине и в Прибалтике.
Есть ряд мемориалов бронепоездам: «Железняков» увековечен в Севастополе, в Нижнем Новгороде возле ДК Железнодорожников на постамент возведён «Козьма Минин», реплика бронепаровоза «Илья Муромец» находится на стоянке в Муроме. Представлен один броневагон в Музее бронетанковых войск в Кубинке.