Макрон против Алиева
Президент Франции 23 мая посетил с чрезвычайным визитом Новую Каледонию, которая уже третью неделю балансирует на грани гражданской войны. От Парижа до столицы региона Нумеа 24 часа лёта, но, видимо, территориальная целостность Франции потребовала от Эммануэля Макрона личного присутствия в очаге уличного насилия, в которое погрузилась буйная заморская территория. Тем более что евровыборы не за горами, а ему очень нужен блицкриг для поправки рейтингов правящей партии. Вместе с президентом прибыл глава Министерства внутренних дел Жеральд Дарманен, чтобы руководить действиями спецподразделений жандармерии GIGN. Они были направлены на остров с материка для подавления беспорядков, которые устроили местные жители - канаки.
Канаки требовали предоставить им особые привилегии и выступали с оружием в руках, а также планировали грабить «белых угнетателей».
Африка почила, время заморских островов
Британский The Spectator ехидно поведал своим читателям, что некогда обширная империя Макрона разваливается на куски. Теперь даже французские заморские территории отвернулись от Парижа, а одна из них и вовсе оказалась на пороге гражданской войны. До этого претенциозных французов выгнали из их бывших колоний в Африке, так как метрополия ничего не давала взамен вывозимых национальных ресурсов, зато лезла во все внутренние дела молодых государств.
Франция игнорировала их независимость и острейшие проблемы: голод, безопасность, дикую преступность, раннюю смертность, эпидемии ВИЧ и чикунгуньи, бегство инвесторов. Львиная доля Северной и Западной Африки находилась под скрытым управлением Франции до XXI века, когда неоколониальные узы стали рваться, как это было с ЦАР, Мали, Сенегалом, Нигером, Чадом.
Теперь пришла очередь так называемых заморских территорий, которые правдами и неправдами остались в составе Французской республики, что не мешало их коренному населению хронически прозябать. Эммануэль Макрон, как напомнил Spectator, пять лет назад в ходе предвыборной кампании в столице Майотты, заморского владения Франции в Индийском океане, громогласно провозгласил на коморском, что «Майотта и Франция вместе навсегда, до самой смерти». Видимо, этот момент пришёл.
Когда президент Франции намедни вернулся на острова, чтобы снова примерить на себя мантию императора, он обнаружил, что его империя… разваливается.
По определению издания, архипелаг Майотта - это «катастрофа, как и львиная доля мнимой Французской империи, которая только притворяется таковой». Эммануэль лишь грезит, что дальние колонии - действительно полноценная часть Франции. Последней бедой Майотты, охваченной беспорядками, криминалом и нищетой, стал приток африканских беженцев, которых местные терпеть не могут и не скрывают от них этого. Проблем куча, а доходов для госбюджета - ноль, одни расходы. Зачем Парижу держать тут свой триколор, неясно. Пообещав, как и все лидеры Франции за последние 20 лет, построить новую взлётно-посадочную полосу в аэропорту Майотты, президент вылетел бортом номер один в Новую Каледонию, даже не заглянув на Реюньон.
Новая Каледония в Тихом океане есть
Новая Каледония - «особое административно-территориальное образование» Пятой республики, расположенное в Тихом океане к востоку от Австралии. Оно включает в себя один большой остров и группу мелких. Население Новой Каледонии составляет 245 тысяч человек, из которых около 100 тысяч проживают в столице - Нумеа. Почти половина жителей - это коренной народ, который называется канаки.
Архипелаг был открыт англичанином Джеймсом Куком в 1774 году. А в 1853 году Франция объявила эти территории своими.
В 1998-м Париж и Нумеа подписали Нумейское соглашение, согласно которому через 20 лет в Новой Каледонии власти обязались провести три референдума о будущем островов. На всех трёх жители голосовали за пребывание в составе Франции. Новая Каледония сохраняет автономию, но зависит от Парижа в вопросах образования, обороны и получает субсидии. Францию представляет здесь верховный комиссар, назначаемый президентом страны, зато исполнительная власть - местная.
По сути, Новая Каледония - французская экс-колония у побережья Австралии, которую посредством хитрых референдумов и соглашений удержали в составе Пятой республики в обмен на набор статусных привилегий для местных этносов. Теперь, когда центральная власть задумала уравнять оных в правах с жителями континента из опасений сепаратистских поползновений, для них сразу стала крайне актуальной борьба за независимость от Парижа. В ходе этнических беспорядков в мае погибли семь человек, из них два жандарма. Сплочённым бандам наркодельцов и прочему криминалу идеологическое оправдание развязало руки: они взялись за оружие в поисках наживы.
Натурализованные там французы с континента справедливо опасаются, что дальше может полыхнуть гражданская война, поскольку погромы уже идут вовсю. Неизбежно водораздел среди населения проходит по черте «цветные против белых». Положение белых переселенцев на фоне привилегий для канаков оставалось в Новой Каледонии незавидным, так как BLM-травля в быту, как и агрессивное повсеместное давление на «понаехавших белых», давно стали фактом. Трижды подтвердив на референдумах принадлежность островов Франции, местный этнос не торопился дать уравнять себя с французами, а при первой угрозе перешёл с мохито на коктейли Молотова.
Хитроумному Макрону, рассчитывавшему отделаться мирными пикетами и откупиться от ходоков-предводителей «бусами», пришлось срочно тащить с собой спецназ для защиты административных учреждений. Автомагистрали давно были заблокированы вооружёнными националистами, которые первым делом захватили арсенал со складов полиции. Разблокировать дороги было легко, а возвращение «стволов» полиции потребует годы, так как огнестрел у местных «крутых» - в большой цене. Ущерб от законодательной инициативы президента бюджету и экономике Новой Каледонии пугает: по всему острову бушевали пожары. Вот Макрон, копируя Миттерана, прилетел к заморским согражданам и с трапа заявил, что готов начать диалог.
Канаков не проведёшь
Причиной беспорядков стала инициатива французских властей изменить существующий порядок выборов в Новой Каледонии. Согласно этому порядку, право голоса есть только у коренного народа - этноса канака. Продвигаемый Макроном проект нового конституционного закона Франции даст право избирать и избираться в местные органы власти и тем французам, кто прожил на островах более десяти лет. На сегодня право голоса официально закреплено за гражданами, включёнными в избирательные списки на момент подписания в 1998 году Нумейского соглашения, и их детьми. Договор, который гарантировал этим территориям реальную автономию от Франции, был вынесен на референдум. Большинство избирателей - 71,86% - поддержали его. Отменять этот договор без проведения нового референдума будет непросто.
Новый закон, явно не согласованный ранее с каледонцами, вызвал полное непринятие у сторонников независимости Новой Каледонии. Последние справедливо подозревают, что Париж взялся размыть исконный электорат за счёт европейцев, понаехавших на архипелаг за последние десятилетия, чтобы оставить «сепаратистов» в меньшинстве.
Цель манёвра - исключить любое проявление национального самосознания канаков в законодательном поле и лишить их возможности претендовать на суверенитет архипелага в качестве избирательной базы.
14 мая Национальное собрание Франции, нижняя палата парламента, законопроект одобрило. После окончательного одобрения в июне на совместном заседании двух палат в Версале документ обретёт законную силу.
На островах вспыхнули протесты с целью предотвратить консервацию их статуса как неоколониальной территории.
Манифестации против закона начались 13 мая как мирные, но далее переросли в жуткие погромы. Протестующие поджигали торговые центры, рестораны, банки и госучреждения, повсюду имели место столкновения и перестрелки с полицией. Согласно данным, озвученным в эфире радио RTL главой МВД Франции Дарманеном, в акциях протеста пострадали 54 полицейских, 82 человека были задержаны. Он подтвердил отправку отрядов GIGN, полицейского силового спецназа, для защиты граждан. Премьер-министр Габриэль Атталь заявил, что на остров прибудут дополнительные войска для охраны морских портов и аэропортов и что будет ограничена работа TikTok. Париж ввёл в Новой Каледонии режим чрезвычайного положения. Хотя, по данным Reuters, его отменяют, но надолго ли, ведь проблемы после ультиматума Макрона, пригрозившего деньгами, не исчезли.
Рука Баку
Французские власти увидели в происходящем руку Баку. Париж подозревает, что Азербайджан вмешивается в дела Новой Каледонии, поддерживая там движение за независимость в отместку за неуёмное подталкивание Макроном Армении в территориальном споре с соседом. «Часть лидеров групп, выступающих за независимость Новой Каледонии, заключила соглашение с Азербайджаном, в чём нет сомнений», - заявил глава МВД Франции Жеральд Дарманен в эфире телеканала France 2. Да, на Западе распространена практика поддержки демократии и государственности посредством соглашений. Например, Байден признал, что за два года заплатил Санду 774 миллиона, а Макрон отправляет войска на Украину, и оба подписали соглашения! Какое тут вмешательство?
Один из аргументов в пользу того, что за беспорядками стоит Баку, заключается в том, что протестующие несли флаги не только FLNKS (Национального союза за независимость - Канакского социалистического фронта национального освобождения), но и Азербайджана. И что? Это была всего лишь дань благодарности национальных окраин Франции Баку за предоставление удобной площадки для форума и свободного общения «заморцев» между собой.
Под соглашением о сотрудничестве в Баку подписались ещё 14 организаций, выступающих за независимость от Франции: Новой Каледонии, Французской Полинезии, Французской Гвианы, Мартиники, Гваделупы. Там же в Баку присутствовали, кстати, корсиканские автономисты, которые всегда готовы помочь друзьям-сепаратистам практическим советом. Опыт у них накоплен громадный со времён Наполеона.
МИД Азербайджана все подозрения французов отверг, назвав их «оскорбительными», и призвал «прекратить клеветническую кампанию». Дипломаты пояснили, что в апреле 2024 года в Милли Меджлисе прошла конференция «Новая Каледония: история, вызовы и ожидаемое будущее», куда пригласили и политиков с французской территории. Меджлис и Конгресс НК заключили там меморандум о сотрудничестве, который, как сообщил «АзерТАдж», «откроет перед Новой Каледонией новые двери во многих сферах». Так уж совпало, что вскоре после визита в Баку в заморском департаменте начались беспорядки. А Макрон огульно обвинил Азербайджан в причастности к их организации. Однако президент Алиев холодно указал «европейскому колонизатору» на его же ошибки на внешнем фронте и злостное несоблюдение прав народов.
Кстати, в предпоследний день мая в Баку прибыла теперь уже делегация депутатов из Полинезии. Как сообщает Le Figaro, основной темой переговоров с представителями другого далёкого архипелага стала… деколонизация Французской Полинезии. На все претензии со стороны Парижа Баку требует прекратить надуманную риторику о вмешательстве!
Мозги набекрень
Почему-то Парижу не нравится на вкус такая же геополитическая каша, как та, что он сам обожает заваривать для других. Так уже было раньше с уходом из Африки, но особенно болезненно это воспринимается «императором» Макроном в случае с его собственной «неделимой территорией». Похоже, бездумная поддержка Пашиняна может дорого обойтись Парижу. Продвигая по западным же рецептам «свободу самоопределения вплоть до отделения», щедрый Баку заботится и о правах самобытных коренных народов Тихоокеанских островов, всё ещё принадлежащих Французской республике.
Президент Франции Эммануэль Макрон тем временем мечтает создать европейскую коалицию для отправки военных инструкторов на Украину, сообщила газета Le Monde. «Отправка европейских инструкторов может стать вопросом недель или даже дней. Но для этого французские власти хотят создать коалицию стран, желающих обучать украинских солдат на территории Украины».
Для того чтобы отправить три тысячи карателей в Новую Каледонию, никаких предлогов не понадобилось, ведь зачистка канаков - дело внутреннее, французское. Зато понятно, почему аборигены архипелага так настаивают на отделении от Пятой республики: только это помешает властям сводить счёты за «белых» и остановит жёсткое подавление местной вольницы.
Опрос - не вопрос
На сайте Le Figaro был проведён опрос на другую тему: следует ли Франции разрешить Украине использовать западные вооружения для нанесения ударов по российской территории. На 30 мая из 73 067 подписчиков 45,92% ответили «да», а 54,08% - против, доказав, что большинство, в отличие от их президента, не хочет воевать. Читатель с ником «Douce France de mon enfance» прокомментировал итог: «Давно ли мы пережили две мировые войны? Нам что, мало? Чего добивается наш воевода, который стоит у власти? Он даже не в состоянии восстановить порядок на территориях Франции, в Новой Каледонии, а играет в распорядителя в противостоянии между Россией и США. Нужно пытаться прийти к миру путём дипломатии, прекратив конфликт». Увы…
Внутри Евросоюза нарастает недовольство пребыванием на ведущих ролях в объединении канцлера ФРГ Олафа Шольца и президента Франции Эммануэля Макрона. Об этом пишет американский Politico. В публикации отмечается, что другие лидеры стран ЕС в кулуарах называют упомянутых персонажей «хромыми утками» и подчёркивают, что их влияние ослабевает даже в Берлине и Париже. В Европе больше не уверены, что эти двое, «легендарный франко-германский тандем», должны оставаться у руля Евросоюза, отмечает информированный Politico.
Недавно около (!) пятнадцати французских солдат были направлены в командный пункт в Румынии. Это было сделано в рамках миссии Aigle. Макрон планирует и дальше отправлять туда французских военных в качестве демонстрации силы и... предупреждения для Москвы. Франция намерена постепенно довести военное присутствие в Румынии к 2025 году до бригады в четыре тысячи солдат, которые должны будут отвечать за выполнение задач, поставленных НАТО на Мадридском саммите. Если только те же войска не понадобятся Эммануэлю для усмирения другой заморской территории или пригородов Парижа.