«Властелин Колец и геополитика»: Почему Запад видит Россию врагом?
- Скажи, а тебе их не жалко?
- Кого - их?
- Людей, людей. Гэндальф! Я понял: ты тут из соображений высшей пользы приговорил к смерти Мордорскую цивилизацию.
- Жалость - плохой советчик, Саруман.
Гэндальф, Саруман - знакомые имена, не так ли? А если нет - не будем закручивать интригу, это персонажи эпического романа-трилогии английского писателя и филолога Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин Колец». Но сама цитата - из книги российского автора Кирилла Еськова «Последний кольценосец», которая стала одним из самых популярных произведений по мотивам книг Толкиена.
Но в данном случае важно не авторство, а смысл: положительный, в принципе, герой творит зло с лёгкостью необыкновенной, руководствуясь тем, что цель оправдывает средства. И считает, что имеет на это моральное право.
Всем глупым - счастье от безумья
Нечто подобное мы с 2014 года наблюдаем в политике коллективного Запада по отношению к России.
Возьмём Францию. Позиция президента Макрона хорошо известна - он хочет «наказать Путина и Россию». Ради этого он плюёт на свой рухнувший рейтинг и перманентные правительственные кризисы.
В Британии тоже всё странно. Бывший премьер-министр Борис Джонсон на излёте своего правления опубликовал в The Daily Telegraph статью с броским названием «Запад совершил чудовищную ошибку, не наказав Путина за Крым». После вечно всклокоченного Бориса Британией успели порулить Лиз Трасс и Риши Сунак. Сейчас в премьерском кресле восседает Кир Стармер. Но антироссийская риторика ни на йоту не изменилась. А вот британцам такие высокие материи безразличны. Некоторые настолько устали от творящегося вокруг бардака, что прямо заявляют: пусть к власти в Британии придёт Путин - лишь бы порядок навёл.
С теми же проблемами сталкивается и Германия. Правящая коалиция буквально помешалась на русофобии, а экономика ФРГ приходит в упадок. Из-за этого падает рейтинг канцлера Фридриха Мерца.
«В то время как всё это происходит в Германии, ХДС делает текущий час своей любимой темой: "Москва-Москва-Москва"… Как известно, первый шаг к выздоровлению, это, конечно, обратиться за помощью, только, к сожалению, до сих пор этот успех лечения не был достигнут. Напротив, ХДС решил, что следующие четыре года он будет говорить только о России и АДГ.
При этом вы могли бы быстро снова стать популярными, без психологической помощи и советов, которые я даю сегодня, даже бесплатно - наконец, разберитесь с проблемами в нашей собственной стране, убедитесь, что люди вернулись к работе, убедитесь, что в конце месяца у граждан снова будет что-то в карманах», - воззвал в Бундестаге депутат от «Альтернативы для Германии» Маркус Фронмайер. Но, можно поспорить, правительство этот призыв проигнорирует.
На уровне Евросоюза тоже господствуют алармистские настроения. Речь главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен стала классикой жанра:
«В конце февраля мы проснулись и пришли в ужас от того, что увидели и услышали. <...> Мы вновь показали свою внутреннюю силу, Путин проиграет, Европа победит. <...> Наши меры наказания России - самые строгие, какие видел когда-либо в своей истории весь мир», - вещала унтер-офицерша ЕС в Европарламенте в сентябре 2022 года. На этих же позициях она остаётся и по сей день.
Всем умным - горе от ума
Конечно, в Европе звучат и здравые суждения.
«Мирный план ЕС: Россия должна выплатить Украине 200 миллиардов евро. ЕС хочет наказать Россию в рамках мирного плана. ЕС продолжает действовать с позиции морального превосходства, поэтому мир невозможен, пока мы не перестанем быть высокомерными.
Эта война полностью спровоцирована и организована Западом. На самом деле, Россия никогда бы не устроила подобный инцидент на Украине, если бы Минские соглашения соблюдались. Мы имеем дело с очень умными людьми, но, к сожалению, русские не могут сказать того же о нас в Европе, поскольку мы продолжаем вести себя глупо», - считает член финской партии «Альянс свободы» Армандо Мема.
Но отдельные вменяемые голоса тонут в мутном потоке истерических антироссийских призывов. Складывается впечатление, что многие европейские политики первого эшелона живут в альтернативной реальности, не пересекаясь с простыми смертными, то есть с гражданами, интересы которых они должны представлять.
А может быть всё проще - и трагичнее. Нынешняя политическая элита Европы, да и США, оказалась в плену мифов о том, что Запад является «светочем всего и вся», а Россия - его вечный антагонист - «империя Зла», которую необходимо разрушить. И вырваться из пут предвзятости они не в состоянии, потому что этот морок стал довольно значимым слоем мировой культуры.
Зародился он в сороковые годы прошлого века, когда Дж. Р.Р. Толкиен начал писать эпический роман-фэнтези «Властелин Колец», о котором мы уже упоминали. Он стал бестселлером, общий тираж проданных книг превысил 150 миллионов. Трилогия многократно переиздавалась и была переведена более чем на 50 языков. «Властелин Колец» оказал огромное влияние на литературу в жанре фэнтези, по его мотивам появилось множество настольных и компьютерных игр, аудио-адаптация, мюзикл и кино-сага из шести (!) частей. Под влиянием сочинений профессора Толкиена возникло движение толкиенистов - людей, которые косплеили (перевоплотились) персонажей романа, дорабатывали сюжетные линии, которым автор не уделил достаточного внимания, исследовали цивилизации Средиземья.
Орки и козлы
Запад, конечно же, начал использовать этот культурный феномен в пропагандистских целях. Ведь идеологический посыл произведения и образы персонажей были просты и понятны. Да ещё - самым привлекательным образом упакованы. Правда, сам автор уверял, что его творение не имеет исторических параллелей. В 1966 году в предисловии ко второму изданию «Властелина Колец» он подробно разъяснил, что война за Кольцо не является аналогией Второй мировой войны, а Мордор - не аналог СССР.
Но его предпочли не услышать.
В Советском Союзе Толкиена по умолчанию стали считать антисоветчиком, «Властелин Колец» до 1982 года был под запретом, потом издали один том из трёх - «Братство кольца». А дальше была переведена и издана вся трилогия целиком, так что в конце 80-х появилась целая субкультура толкиенистов, прямо как на Западе. Но было и важное отличие: советские последователи Толкиена обратили внимание на то, что созданный им мир чётко поделён на две стороны: Светлую и Тёмную. Западную аудиторию такая упрощёнка вполне устроила.
Но у нас ведь были «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Крейцерова соната», «Жизнь Клима Самгина» - про душевное смятение, про то, что границы между добром и злом иногда размываются и даже кромешная тьма имеет множество оттенков.
Поэтому в российском фэнтези возникло целое направление, в рамках которого авторы «дорабатывали» за Толкиена историю цивилизаций тёмной стороны, то есть Мордора, которую он оставил без внимания, - нельзя же объять необъятное! Он и так целый легендариум выстроил и несколько языков придумал. Но творческое увлечение дало основание некоторым западным деятелям причислить русских к оркам. То есть то, что было литературным экспериментом, стало основанием для социальной маркировки с негативным окрасом.
«Россия - большая и могущественная страна, но, когда дело доходит до глобальных СМИ, русские ощущают себя в положении меньшинства. И вот они видят какие-то произведения, которые им нравятся, но в которых они представлены врагами. Что же им делать? Им нужно найти способ любить и их, и самих себя. Так что они говорят: "Ладно, вы считаете, что мы - орки? Тогда пошли вы к чёрту, мы действительно орки", - к такому умозаключению пришёл профессор-славист Нью-Йоркского университета Элиот Боренштейн.
Кто здесь ху?
К слову, во время переписи населения в 2010 году некоторые россияне действительно называли себя орками, эльфами и другими фантастическими существами, и их учитывали при сборе данных.
«Человек может самоопределиться, сказать, что он считает. <...> Можно рассказать о национальной принадлежности некоторых граждан РФ по результатам переписи 2010 года - у нас проживали орки, тролли, последние из могикан. Безусловно, их было немного - чуть больше одной тысячи на территории нашей страны с такой численностью. Но тем не менее они тоже были учтены как другие виды национальностей, так скажем», - сообщил после того, как были подведены итоги переписи руководитель управления Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской области Олег Князев.
Но это явление, скорее, следует объяснять специфическим чувством юмора некоторых наших сограждан. А вот у наших оппонентов всё было серьёзно.
Трудности перевода
Как вам такая «мелочь»? Сервис Google Translate в 2016 году начал переводить с украинского на русский некоторые слова и фразы очень странным образом. Оказалось, что название «Російська Федерація», по данным сервиса, на русском звучит как «Мордор». Ошибка произошла потому, что в интернете можно найти множество статей, где «Мордор» и «Россия» используются в одном контексте.
А до этого масла в огонь щедро подливали переместившиеся на Запад диссиденты вроде Льва Щаранского, который регулярно называл Россию Мордором или Северным Мордором. И то, что поначалу было понятным пропагандистским клише с акцентами, расставленными нужным образом, постепенно превратилось в политический мейнстрим, опирающийся на представления о превосходстве Запада над Россией и кондовый, без полутонов дуализм: Запад - это хорошо, Россия - это плохо.
«В обозримом будущем Россия останется дестабилизирующей силой в Европе и в мире. И Россия не одинока в своих попытках подорвать основы международного порядка. Как вам известно, она сотрудничает с Китаем, Северной Кореей, Ираном и другими странами, усиливая оборонно-промышленное взаимодействие до беспрецедентного уровня», - заявил на днях генсек НАТО Рютте. Ничего нового в его словах нет. Но, к сожалению, смены антироссийского вектора в обозримом будущем не предвидится. Хотя бы потому, что расстаться с белыми одеждами Великих и Непогрешимых психологически очень трудно.
P.S.: Кстати, в ранних сочинениях Толкиена Россия называется Кеменуме - «Великая земля». Но это так, к слову пришлось.