Минобороны модернизирует не только вооружение, но и принципы взаимоотношений с регионами
© mil.ru
Сергей Шойгу посетил заводы в трех городах.

Минобороны модернизирует не только вооружение, но и принципы взаимоотношений с регионами

За два дня рабочей поездки в Центральный военный округ министр обороны генерал армии Сергей Шойгу посетил заводы в трех городах, проинспектировал выполнение гособоронзаказа. С техническими достижениями инженеров и конструкторов по модернизации вооружения ВКС познакомился и корреспондент еженедельника «Звезда»
01 февраля 2019, 15:40
Реклама
Минобороны модернизирует не только вооружение, но и принципы взаимоотношений с регионами
© mil.ru
Сергей Шойгу посетил заводы в трех городах.
Читайте нас на: 

Самый тяжелый, самый скоростной

Блиц-турне министра обороны Сергея Шойгу по оборонным предприятиям принес сенсацию: через четыре года российские вооруженные силы получат четыре новых стратегических бомбардировщика Ту-160М2. Об этом было объявлено в Казани, на авиационном заводе им. С.П. Горбунова. Первый Ту-160М, планер которого был сделан еще в советское время, после глубокой модернизации уже проходит летные испытания. Всего же контракт предусматривает поставку в войска десяти глубоко модернизированных бомбардировщиков.

- Работы по воспроизводству Ту-160М в новом облике идут по графику, - сказал Сергей Шойгу на совещании, посвященном техническому оснащению ВКС. - Первая серийная машина, не имеющая аналогов в мире, должна поступить в войска уже в 2021 году. Самолет будет оснащен новейшим бортовым комплексом обороны, современной надежной системой связи, защищенной от помех, уникальным оружием, которое существенно расширит его боевые возможности. На самолет устанавливаются двигатели НК-32 второй серии, что значительно увеличит дальность и продолжительность полета.

На авиационном заводе им. С.П. Горбунова в Казани.
© Фото автора
На авиационном заводе им. С.П. Горбунова в Казани.

Справка: Ту-160

Ту-160, получивший среди летчиков название «Белый Лебедь», является авиационным комплексом Дальней авиации. Он был принят на вооружение в 1987 году, способен нести до 40 тонн бомбовой нагрузки со скоростью свыше 2,2 тыс. км/ч. на расстояние около 14 тыс. км. Самолет должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли.

Так что в скором времени воздушную составляющую российской ядерной триады ждет серьезное пополнение. Ведь Ту-160М2 - это новый самолет на основе «Белого лебедя», который до сих пор остается самым мощным, самым тяжелым и самым скоростным сверхзвуковым бомбардировщиком в истории военной авиации.

Надо сказать, что поездка главы оборонного ведомства продемонстрировала не только технические достижения инженеров и конструкторов. За два дня Сергей Шойгу посетил заводы в трех городах, и на каждом из них чувствовалась близость подобных сенсаций.

Реконструкция под «Сармат»

Гальванический цех Красноярского машиностроительного завода ждал Сергея Шойгу с громадным подвешенным на кране алюминиевым цилиндром. На глазах министра этот цилиндр должны были опустить в бассейн для химического фрезерования - это когда химический раствор снимает c поверхности целый слой.

Гальванический цех Красноярского машиностроительного завода.
© Фото автора
Гальванический цех Красноярского машиностроительного завода.

На вопросы о том, что это за цилиндр, главный химик завода «Красмаш» Наталья Федорова отвечала с загадочной улыбкой:

- Это деталь, она будет частью изделия. А какого именно, не скажу, даже не пытайте. Это секретная информация.

Впрочем, некоторые догадки витали в воздухе. АО «Красмаш» - одно из ведущих предприятий ракетостроения, из этих цехов, в частности, выходит одна из лучших ракет морского базирования «Синева». Не секрет, что именно этот завод стал головным предприятием по выпуску ракет «Сармат» - перспективной межконтинентальной ракеты, которая придет на смену советской ракете Р-36М2 «Воевода».

О «Сармате» в числе прочих разработок перспективного вооружения рассказывал президент Владимир Путин во время ежегодного послания Федеральному собранию в марте прошлого года. В России тогда у всех аж дух перехватило от гордости, а за океаном у кого-то колени затряслись. Кто-то пытался представить все сказанное фейком… Но вот она, деталь будущего изделия. Сам цех, да и весь завод, был перестроен под новые задачи.

- Раньше здесь тоже был гальванический участок, но на том оборудовании мы бы не смогли обработать детали такого размера, - говорит Наталья Федорова (когда речь идет не об «изделии», она становится менее скрытной). - Кроме того, сейчас здесь технологии самые последние. Большинство процессов автоматизировано, установлена новая очистительная система. Загрязненная вода теперь никуда не уходит, а очищается и возвращается. Замкнутый цикл. И вообще новшеств много.

Главный химик завода «Красмаш» Наталья Федорова рассказывает о процессе химического фрезерования.
© Фото автора
Главный химик завода «Красмаш» Наталья Федорова рассказывает о процессе химического фрезерования.

Химикат в бассейне оказался довольно сильным: когда деталь опускали в раствор, в горле запершило. Но шторки бассейна быстро закрылись, а за процессом обработки Сергей Шойгу и директор завода «Красмаш» Александр Гаврилов наблюдали по монитору.

- В нынешнем году по линии гособоронзаказа Министерство обороны вложит в предприятия Красноярского края более 20 миллиардов рублей, - сказал Сергей Шойгу на итоговом совещании. - Для сравнения: в прошлом такие вложения составили 12,3 миллиарда рублей. Кроме того, мы тесно работаем с властями края по вопросам обеспечения военнослужащих жильем, по предоставлению семьям военных мест в детских садах и школах, по трудоустройству жен офицеров и контрактников.

Последнюю реплику можно назвать новой стратегией взаимоотношений Минобороны с предприятиями ОПК и региональными властями. Вроде ничего нового: заказы оборонного ведомства - это рабочие места и зарплаты для предприятий, а также налоги для местных бюджетов. Но, как и в случае с бомбардировщиками Ту-160М2, в старой обертке содержатся новые технологии. Минобороны, размещая крупные заказы и способствуя переоснащению предприятий в регионах, справедливо ждет шагов навстречу в решении проблем семей военнослужащих. Как правило, региональные власти эти шаги делают весьма охотно.

Обработанные детали.
© Фото автора
Обработанные детали.

Тренажер с боевыми возможностями

На Иркутском авиационном заводе Сергей Шойгу в сопровождении директора объединенной авиастроительной корпорации Олега Слюсаря обошел чуть ли не все цеха. Здесь выпускаются истребители Су-30СМ, а также учебно-боевые Як-130, на которых сейчас учатся курсанты всех военных летных училищ. Индекс СМ у истребителей означает «серийный модернизированный». Это уникальная машина, которая может «видеть» врага днем и ночью в любую погоду, причем дистанция выявления цели после модернизации значительно увеличилась. На борту истребителей - самое высокоточное оружие, способное поражать цели на земле и в море на дальности в несколько сотен километров. Чтобы выпустить необходимое Минобороны количество боевых машин, на заводе работают в три смены, 24 часа в сутки.

Однако Сергей Шойгу сосредоточился не столько на новых самолетах, сколько на содержании в готовности уже поставленных в войска и в учебные центры.

- Необходимо уделить особое внимание выполнению гособоронзаказа в части поддержания жизненного цикла боевой и особенно учебно-боевой авиации, - сказал министр. - В прошлом году впервые за долгое время был полноценный выпуск молодых летчиков из учебных заведений Минобороны. Эта работа будет продолжена, каждый год будет выпускаться порядка 1.300 молодых летчиков. В ходе учебного процесса необходимо интенсивное использование учебно-боевой авиации, в частности, самолетов Як-130.

На сборке учебно-боевый Як-130.
© Фото автора
На сборке учебно-боевый Як-130.

Справка: Як-130

Як-130 - двухместный реактивный учебно-боевой самолет нового поколения. Серийно выпускается на Иркутском авиационном заводе. Самолет выбран в качестве базового для основной и повышенной подготовки военных летчиков России, позволяет на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов поколения «4+» и «5». Як-130 является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры. Самолет имеет высокий ресурс и низкую стоимость эксплуатации. При разработке Як-130 реализовано требование автономного базирования на минимально подготовленных аэродромах.

Оказалось, что поддержание жизненного цикла - то есть капитальный ремонт с одновременной модернизацией - для Иркутского авиазавода задача из новых. В цехах пока стоит только один разобранный Як-130 с табличкой «Капремонт». Как признался начальник монтажно-испытательного производства завода Андрей Балчугов, до сих пор капремонтом занимались специализированные предприятия, а работа авиастроителей заканчивалась с передачей самолета в войска.

- Но, мне кажется, это логичное решение, - сказал Андрей Балчугов. - Производителю легче выполнить одновременно и ремонтные работы, и переоснащение на новое вооружение, если это потребуется. Так что наладить процесс ремонта для нас сейчас одна из главных задач. Еще одна серьезная задача - импортозамещение. Мы намерены решить ее в самое ближайшее время.

По словам Андрея Балчугова, часть самолетов, строящихся в цеху окончательной сборки, предназначены для иностранных заказчиков. В этом году первая партия Су-30СМ должна поступить в вооруженные силы Белоруссии. А в армии Казахстана таких истребителей уже две эскадрильи, и поставки будут продолжены. Еще один заказчик - это Мьянма, Россия заключила с этой страной контракт на поставку шести истребителей. В российских же ВКС Су-30СМ уже больше сотни.

Истребитель Су-30СМ собирается для иностранного заказчика.
© mil.ru
Истребитель Су-30СМ собирается для иностранного заказчика.

Справка: Су-30СМ

Су-30СМ - сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения "4++". На модернизированном варианте установлены турбореактивные двигатели АЛ-31ФП. Без дозаправки и подвесных баков истребитель способен преодолевать до 3 тыс. км. Любопытно, что Су-30СМ может лететь как с традиционными - положительными или отрицательными - перегрузками, так и с боковыми. Это дает летчику новые возможности для построения в трехмерном пространстве маневра, необходимого для победы в воздушном бою. Су-30СМ поставляются в Минобороны России с конца 2012 года.

Между прочим, неплохой спрос на мировом рынке и на Як-130.

- Пройдя обучение на этой машине, курсант без проблем садится за штурвал любого истребителя, - говорит начальник монтажно-испытательного производства. - Кстати, Як-130 не учебный, а учебно-боевой самолет. Это, можно сказать, тренажер с боевыми возможностями. Алжир, например, покупает у нас такие самолеты именно как боевые.

Когда цель оправдывает средства

Новую технологию взаимоотношений Минобороны с региональными властями Сергей Шойгу сформулировал на совещании в Казани, которое завершало турне. Это и не удивительно, ведь оборонное ведомство вкладывает в развитие предприятий Татарстана гигантские средства. К примеру, на реконструкцию и техническое перевооружение авиазавода им. С.П. Горбунова было выделено более 33 млрд руб.

Сергей Шойгу на совещании в Казани.
© mil.ru
Сергей Шойгу на совещании в Казани.

- В интересах Вооруженных сил предприятия Татарстана реализуют десятки крупнейших государственных контрактов, - сказал Сергей Шойгу. - Инвестируя таким образом в экономику региона значительные средства, Министерство обороны способствует ее развитию, увеличению числа рабочих мест, повышению уровня жизни населения. В свою очередь руководство республики внимательно относится к решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей. Рассчитываем, что наше дальнейшее взаимодействие будет таким же плодотворным.

Главным вопросом на совещании стало повышение качественного состояния Воздушно-космических сил.

- Это одна из приоритетных задач Минобороны, - сказал Сергей Шойгу. - Предприятия оборонно-промышленного комплекса выполняют госконтракты на ремонт и обслуживание вооружения, военной и специальной техники. В результате исправность в войсках ПВО и космических войсках доведена до нормативных требований. Но есть еще нерешенные вопросы в военно-транспортной, дальней, специальной и учебной авиации. И эти вопросы нам предстоит обсудить и решить.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама