Севморпуть был и останется русским
© РИА Новости
Северный морской путь пока российский.

Севморпуть был и останется русским

Поскольку международное право усилиями коллективного Запада почти что приказало долго жить, есть мнение, что у России появился исторический шанс вернуть под свою юрисдикцию исконно русские морские владения в Арктике - в секторе от Мурманска и мыса Дежнёва до самого полюса. Тем более, что этот сектор никогда и никому не принадлежал, кроме русских людей
30 января 2024, 13:00
Реклама
Севморпуть был и останется русским
© РИА Новости
Северный морской путь пока российский.
Читайте нас на: 

Русские, ходившие на лодках к Шпицбергену и Новой Земле ещё в незапамятные времена, не оставили помпезных воспоминаний - не до того было в полярных широтах. Но сохранились летописи.

Ещё в 1363 году новгородские ушкуйники с воеводами Александром Абакумовичем и Степаном Ляпой вышли к реке Обь. Часть пошла вниз по Оби и вернулась Северным Ледовитым океаном, а остальные отправились вверх по реке до стыка границ Чагатайского улуса и Китая. В 1594 году голландцы Карнелиус Най и Вильям Баренц отправились искать северный путь в Китай, однако у мыса Каин Нос заплутались во льдах и туманах. Но им повезло: Най встретил четыре русские ладьи, направлявшиеся к устью Печоры, и поморы популярно объяснили голландцам, куда плыть.

В 1640 - 1668 годах атаман Семён Дежнёв прошёл на кочах от устья Лены до устья Анадыря, попутно открыв пролив, названный впоследствии его именем. Ну а в ходе Великой северной экспедиции, которая состоялась в 1734 - 1741 годах, русские морские офицеры произвели съёмку берегов вдоль всего Севморпути.

Первый пароход появился на реке Печоре в 1864 году, на Оби - в 1844 году, на Енисее - в 1863 году, на Лене - в 1861 году. В 1913 году на Печоре ходило 20 пароходов и 20 барж, на Оби и Иртыше - 212 пароходов и сотни барж, на Енисее - 26 пароходов и 30 барж, на Лене - 192 парохода и 245 барж.

А вот рутинное сообщение газеты «Сибирский листок» №75 за 25 сентября 1905 года: «Вышли из Югорского шара в Енисейск первого августа, под начальством подполковника Сергеева и лейтенанта Мелямова, пароходы: "Енисейск", "Туруханск", "Ангара", "Лена" и "Красноярск", кроме того, 10 барж, также железных, с грузом угля».

Примечательно, что до начала 1930-х годов в транзитных рейсах по Севморпути нужды не было, хотя по трассе СМП ежегодно ходили десятки пароходов под советским флагом. И 17 декабря 1932 года постановлением Совнаркома СССР был образован единый транспортно-хозяйственный орган - Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), на который возлагалось техническое оснащение трассы, организация регулярных транспортных перевозок и обеспечение безопасности плавания.

Царство белых медведей превращается в оживлённую транспортную магистраль.
© РИА Новости
Царство белых медведей превращается в оживлённую транспортную магистраль.

В связи с освоением Севморпути возникла необходимость включения в систему судоходства сибирских рек. Если до октября 1917 года из сибирских рек для судоходства использовались лишь Обь, Енисей и Лена, да и то не на всём их протяжении, то к 1941 году в систему речного судоходства были включены значительные участки Пясины, Хатанги, Хетты, Анабара, Вилюя, Алдана, Индигирки, Колымы и других рек бассейна Северного Ледовитого океана. Это было неизбежно, поскольку за годы советской власти на Крайнем Севере были созданы новые для этого региона отрасли промышленности: угольная, нефтяная, лесная, бумажная, развивалось рыболовство, а также пушное и зверобойное хозяйство.

Кому юридически принадлежала Арктика, вопрос не стоял до тех пор, пока Канада в 1921 году заявила, что все земли и острова к северу от её континентальных владений попадают под национальный суверенитет.  В 1926 году ЦИК и СНК СССР приняли аналогичное решение. Так, собственно говоря, и произошёл секторальный раздел Арктики между пятью государствами - СССР, Норвегия, Дания, США и Канада. Вершины секторов были обращены на Северный полюс, основаниями служили северные границы этих государств.

До 1991 года секторальный раздел Арктики всерьёз никто не оспаривал. Но вот в 1997 году ельцинская Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года (КМП-82), которая предоставляла прибрежным государствам контроль над континентальным морским шельфом. При этом, согласно 76-й статье, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега, которая может быть расширена ещё на 150 морских миль, если страна докажет, что Арктический шельф является продолжением её сухопутной территории.

В своей экономической зоне, гласит Конвенция, прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых. В  русском секторе Арктики, согласно КМП-82, России принадлежат все без исключения острова, а нейтральной территорией является центральная часть Ледовитого океана, постоянно покрытая льдом зимой и частично летом.

Причём добраться туда, за исключением краёв Русского сектора, если у кого появится такая необходимость, можно, разве что, используя Северный морской путь с заходом в территориальные воды России. Можно, конечно, пробраться и через полюс, чтобы, например, на самолётах или подводных лодках доставить сюда исследовательское или шпионское оборудование, но экономическое использование спорных вод в приполюсных районах Русской Арктики технически невозможно.

В 2023 году объём грузоперевозок по СМП достиг рекордных 36 254 млн тонн.
© РИА Новости
В 2023 году объём грузоперевозок по СМП достиг рекордных 36 254 млн тонн.

В 1991 году был открыт проход иностранным судам по Севморпути. Однако наши партнёры воспользовались этой возможностью только в 2009 году, когда по СМП прошли два иностранных судна. В 2011 году - 34. Для сравнения: через Суэцкий канал в этом же году проследовало 18 тыс. судов. В 2018 году через Севморпуть прошло около 800 судов, в том числе 27 транзитом, и только 17 под иностранными флагами. Причём США, начиная с 1991 года, ни разу не воспользовались СМП, хотя объявили Севморпуть «общим достоянием всего человечества». В 2022 году дружно отказались от «достояния» и страны Евросоюза - видимо, сочли этот маршрут экономически невыгодным.

Однако уже в 2023 году объём грузоперевозок по СМП достиг рекордных 36 254 млн тонн. Естественно, подавляющее число судов на СМП были российскими. В том году администрация СМП выдала на проход 1205 разрешений, из них 1091 - на российские и только 114 - на иностранные суда. Какие же иностранные суда в 2023 году ходили по СМП? Страны ЕС - ноль. Китай - 22, а все остальные суда проследовали под «удобным» флагом: Багамские острова, Кипр, Либерия, Маршалловы острова, Панама...

Так что ж теперь - России тягаться за СМП с Панамой и Маршалловыми островами, которые расположены аж в Микронезии?.. Вряд ли у этих солнечных государств появился обострённый интерес к вечной мерзлоте. А вот у США - вполне, причём интерес, если можно так сказать, комбинированный.

Во-первых, богатства на дне Северного Ледовитого океана, которые извлечь пока что трудно, но всё течёт, всё изменяется в контексте научно-технического прогресса. Во-вторых, в 1997 году - спасибо Ельцину за это! - Западу уже удалось отжать у России часть её арктического сектора, так почему бы не попробовать наложить лапу и на Севморпуть?

И вот в 2023 году впервые в истории ледокол береговой охраны США Healy, выйдя из порта Кадьяк на Аляске, через некоторое время объявился несколько севернее российской исключительной экономической зоны и в одной точке немного зашёл за её границу - так, слегка, как бы на пробу… На Смоленской площади поход Healy комментировать не стали.

Ледокол береговой охраны США Healy и эсминец управляемых ракет Jason Dunham класса «Арли Бёрк» на учениях.
© globallookpress.com
Ледокол береговой охраны США Healy и эсминец управляемых ракет Jason Dunham класса «Арли Бёрк» на учениях.

И напрасно, поскольку прецедент может втянуть Россию в серьёзную конфронтацию с США и коллективным Западом. Оно ведь как получается: реакции не последовало, значит можно действовать в том же духе. И не исключено, что теперь по маршруту Healy, каждый раз всё южнее к трассе СМП, станут ходить ледоколы и других стран НАТО.

Вот тогда Смоленская площадь, конечно ж, возбудится, а наши корабли будут посланы вытеснять из наших вод обнаглевших нарушителей. Вот только зачем это всё нужно? Если международное право приказало долго жить, так не проще ли, как предлагает Госдума, денонсировать Конвенцию по морскому праву и восстановить Русский сектор Арктики?
Чем могут ответить американцы? Разве что снова прислать ледокол Healy…

Кстати, то, что правительство США сделало заявку на миллион квадратных километров шельфа в Арктике, Атлантическом и Тихом океане, не соблюдая процедуру и даже не подписав КМП-82, а просто так - исключительно по прецедентному праву, может положить начало большому территориальному беспределу. Если, конечно, всё серьёзно. Если только территориальные «приобретения» не являются предвыборным подарком Джо Байдену от лица Госдепартамента и соратников по Демократической партии.

Но вряд ли Байдену это поможет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама