Мал спасатель, да сноровист
© znt-yard.ru
Катер проекта 23040.

Мал спасатель, да сноровист

В аварийно-спасательных силах флота достойно показывают себя новые катера проекта 23040
30 мая 2019, 12:30
Реклама
Мал спасатель, да сноровист
© znt-yard.ru
Катер проекта 23040.
Читайте нас на: 

Сто восемнадцать тонн катерного железа трёхбалльный черноморский «штормячок» трепал изрядно. А наш катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 упрямо вспахивал волны в районе выполнения учебно-боевой задачи.

Честно признаться, в те минуты не очень-то хотелось оказаться на месте водолазов, ушедших под воду обеспечивать подводно-технические работы на шестидесятиметровой глубине. Но капитан катера-спасателя - опытный моряк Василий Павловский развеял всякие сомнения в надёжности оборудования своего небольшого, но весьма инновационного аварийно-спасательного судна:

- Катера этого проекта, благодаря высокой технологичности их оснащения, имеют широкий спектр применения и рассчитаны на проведение декомпрессии, воздушных, кислородных и гелиевых режимов лечебной рекомпрессии, а заложенное в бортовую начинку последнее слово техники делает высокоэффективным их участие в аварийно-спасательных, гидротехнических и судоподъёмных операциях, в обследованиях дна акваторий, затонувших объектов и гидротехнических сооружений. Ещё такой катер способен тушить пожары на кораблях и судах высотой до 30 м, откачивать воду из аварийного судна, подавать электроснабжение на аварийное судно и береговой объект. А нынешние три балла волнения моря - вполне допустимый для них формат стихии.

Три балла волнения на море не помеха для работы катера.
© Фото автора
Три балла волнения на море не помеха для работы катера.

Справка. ТТХ катера проекта 23040 

Длина - 28,09 м.
Ширина - 5,56 м.
Высота борта на миделе - 3 м.
Высота борта в носу - 3,4 м.
Осадка средняя - 1,5 м.
Водоизмещение полное - около 118 т.
Главный двигатель - 2х441 кВт.
Дизель-генератор - 2х80 кВт.
Аварийно-стояночный дизель-генератор - 1х20 кВт.
Скорость хода - около 13,7±0,3 узлов.
Экипаж - 3 чел.
Водолазная команда - 5 чел.

Дальность плавания при скорости 10 узлов - 200 миль.

Сегодня катера проекта 23040, как их ещё называют - рейдовые водолазные катера, уже показали себя настоящими работягами аварийно-спасательного отряда Новороссийской военно-морской базы. Несмотря на их конструкторское предназначение для работы вблизи морских баз, эти сноровистые «малыши» успешно выполняют задачи во всей зоне ответственности флотского объединения - от Азовского моря до Адлера. Как пояснил командир аварийно-спасательного отряда капитан 2 ранга Денис Майоров, особую эффективность работе нового судна придают стоящие на его вооружении малогабаритный телеуправляемый необитаемый подводный аппарат Video Rey, предназначенный для обследования подводных объектов, а также буксируемый гидролокатор для поиска различных предметов на глубинах до 150 метров и обнаружения находящихся за бортом людей с использованием тепловизорной системы ночного видения.

Водолаз первого класса Вадим Харлакин.
© Фото автора
Водолаз первого класса Вадим Харлакин.

Водолаз первого класса Вадим Харлакин считает, что ему повезло, когда он попал в первый состав экипажа нового катера. Кроме водолазной специальности, Вадим владеет и навыками профессионального видеооператора, поэтому за ним закреплён телеуправляемый подводный аппарат, который может вместе со спасателями опускаться на глубину и транслировать со своих камер «картинку» в рубку катера. А ещё этот подводный телеробот может  поднимать со дна предметы размером с мобильный телефон. Не зря на катере его считают девятым членом экипажа и даже дали имя «Раёк». Коллеги с интересом воспринимают науку Вадима Харлакина по управлению этим наукоёмким аппаратом.

Имеется в комплектации катера и новое водолазное универсальное снаряжение - СВУ-5, которое может быть быстро надето или снято за счёт применения быстросъёмных соединений, а кольцо водолазного шлема унифицировано с оборудованием других производителей. Связная гарнитура снаряжения обеспечивает хорошую разборчивость речи во время пребывания под водой.

Туман - не повод стоять у причала.
© Фото автора.
Туман - не повод стоять у причала.

Капитан катера Василий Павловский, проводя экскурсию по своему заведованию, не без гордости показал ходовую рубку в формате хайтек, оснащённую автоматизированным управлением, системами ГЛОНАСС и GPS. При этом он заметил, что впервые на катерах такого типа установлена система джойстикового управления. Такое устройство позволяет без особых усилий удерживать судно в заданной точке при любых неблагоприятных условиях. Этому же способствуют и двухвальная дизельная энергетическая установка с винтами фиксированного шага, и носовое подруливающее устройство.  Прочный стальной корпус катера с ледовыми усилениями позволяет использовать его в зимних условиях, в том числе в дельтах рек. В общем, отличное пополнение пришло в аварийно-спасательную службу черноморцев.

Гидрографы флота ждут большой гидрографический катер проекта 23040 «Г».
© mil.ru
Гидрографы флота ждут большой гидрографический катер проекта 23040 «Г».

Кстати, гидрографы флота с нетерпением ждут от нижегородских судостроителей младшего катерного собрата проекта 23040 - большой гидрографический катер (БГК),  который с литерой «Г» будет предназначен для высокоточной площадной съёмки рельефа дна однолучевым эхолотом на глубинах до 2 тысяч метров и обследования навигационных опасностей на глубинах до 400 метров.  Для этого катер будет оснащён гидрографическим комплексом, в состав которого входят многолучевой и однолучевой эхолоты, гидролокатор бокового обзора, система высокоточного определения координат места и мареограф. Управление средствами съёмки рельефа дна осуществляется с гидрографического поста, расположенного в ходовой рубке. Кроме того, БГК сможет обслуживать все типы плавучих предостерегательных знаков, осуществлять доставку личного состава, продовольствия и ремонтных бригад на береговые средства навигационного оборудования. На катере также запланирована современная интегрированная мостиковая система, обеспечивающая судоводителя всей необходимой информацией с носовым и кормовым пультами управления. Причём кормовой пульт позволит контролировать работу палубной команды при съёмке и постановке плавучих средств навигационного оборудования, одновременно осуществляя маневрирование и наблюдение за надводной обстановкой с помощью РЛС и АИС, данные от которых отображаются в мониторе на фоне электронной навигационной карты.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама