Возможно, танки Merkava Mk IV смогут встретиться в бою со своими продвинутыми арабскими «братьями».

Израиль на бойком месте торговли оружием

Чем ближе Иран и США подходят к заключению нового ядерного соглашения, которое предусматривает в том числе и снятие санкций с Тегерана, тем сильнее испытывают беспокойство за свою безопасность Израиль и богатые арабские страны Персидского залива
12 апреля 2022, 12:56
Реклама
Израиль на бойком месте торговли оружием
© flickr.com/bronpancerna
Возможно, танки Merkava Mk IV смогут встретиться в бою со своими продвинутыми арабскими «братьями».
Читайте нас на: 

Когда в друзьях согласья нет

Эта тревога замешана, с одной стороны, на уверенности в том, что иранцы, по мнению своих противников и конкурентов, вот-вот начнут получать миллиарды долларов как от возобновляемой продажи нефти и газа, так и от размораживания иранских авуаров, в своё время арестованных в западных банках. С другой стороны, на растущем разочаровании в американцах, как в надёжных партнёрах, на которых можно положиться и которые не подведут. Доказательством тому вполне могут служить события, связанные с выводом войск США из Афганистана и Ирака, боевыми действиями на Украине и вообще с множеством других событий, когда американцы легко «кидают» своих партнёров и клиентов, несмотря на заверения в «вечной любви и верности».

Байден (второй слева), будучи в администрации Обамы, встречался с руководителями Афганистана и ещё не догадывался о том позоре, которым покроет себя и США.
© flickr.com/obamawhitehouse.
Байден (второй слева), будучи в администрации Обамы, встречался с руководителями Афганистана и ещё не догадывался о том позоре, которым покроет себя и США.

Здесь надо иметь в виду, что недовольство американцами как арабов, так и израильтян в последнее время всё чаще носит, по мнению бывшего советника президента США Рональда Рейгана Дага Бендоу, взаимный характер.

Не верят в дружбу с Америкой ближневосточные страны, прежде всего богатые государства Персидского залива. В свою очередь, американцы тоже недовольны поведением арабов. В Вашингтоне считают, что слишком много вкладывают в арабов, не получая от них почти ничего взамен. «Они с жадностью высасывают из США всё досуха, - пишет Даг Бендоу в издании The American Conservative, - но идти на встречные жертвы не желают».

Это особенно заметно было при Дональде Трампе, который разорвал ради Израиля и арабских стран Персидского залива ядерную сделку с Ираном, а когда Джозеф Байден попросил их увеличить добычу нефти и проголосовать против России в связи с событиями на Украине, те ответили гордым молчанием. По мнению Танассиса Камбаниса, учёного из аналитического центра Century Foundation, арабы всё смелее берут независимый курс и всё теснее координируют свою политику с противниками Вашингтона.

У каждого свой иранский интерес 

По мнению эксперта ливанского журнала Raseef 22 Ахмеда Ясира, поток денег неизбежно приведёт к усилению роли Ирана в регионе. Скорее всего, значительную финансовую поддержку получат и многочисленные проиранские группировки, что будет способствовать росту влияния так называемого шиитского полумесяца - от «Хезболлы» в Ливане до хуситов в Йемене и проиранских группировок в Ираке. Правда, здесь, полагает Ясир, нужно понимать, что исходящая от Ирана угроза безопасности для различных арабских стран различна.

Она намного реальнее и сильнее, в первую очередь, для Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов и Бахрейна. Эти страны сегодня находятся в состоянии вооружённого конфликта с Ираном и его марионетками-союзниками. Другая группа богатых арабских стран Персидского залива в составе Катара, Кувейта и Омана также втянута в противостояние с Ираном, однако их уровень конфронтационности намного меньше, чем у стран первой тройки.

Катар, например, больше всех заинтересован в стабильной обстановке, чтобы на хорошем уровне провести в этом году чемпионат мира по футболу. Катар совместно с Ираном успешно контролируют одно из богатейших месторождений газа в мире. Иран, наконец, протянул Катару руку помощи, открыв для него своё воздушное пространство после того, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Кувейт и Бахрейн в 2017 году объявили Катару бойкот. Не надо также забывать и о том, что несмотря на вооружённый конфликт в Йемене, ОАЭ конкурирует с Катаром за получение экономических выгод от Ирана в случае снятия санкций с Тегерана. В 2019 году после введения повторных санкций объём товарооборота между ОАЭ и Ираном упал с 56 до 30,5 млрд дирхем по сравнению с 2018 годом, то есть примерно на 45%.

Катар больше всех заинтересован в стабильной обстановке, чтобы на хорошем уровне провести в этом году чемпионат мира по футболу.
© flickr.com/126958916@N04
Катар больше всех заинтересован в стабильной обстановке, чтобы на хорошем уровне провести в этом году чемпионат мира по футболу.

Что касается Омана, то он традиционно играл роль посредника между Вашингтоном и Тегераном, чтобы последний вернулся к договорённостям по ядерной сделке. У Кувейта с Ираном всегда были довольно непростые отношения. С одной стороны, Кувейт осуждает деятельность проиранских группировок, с другой, стремится к улучшению добрососедских отношений и по возможности старается избегать всяческих обострений с Тегераном. У них, считает Ахмед Ясин, в нынешних условиях не остаётся другого выбора кроме как увеличивать свои расходы на оборону, начать переговоры с Тегераном, а также задуматься о собственной ядерной программе и, наконец, попытаться сблизиться с Израилем. Прежде всего, это касается стран первой тройки.

Зацикленное на собственной безопасности еврейское государство также лихорадочно прощупывает возможности потенциального сближения со странами Персидского залива, быстро меняя исторически холодные отношения с ними, в том числе и в области продаж высокотехнологичных оборонных изделий. «Реальность в регионе Персидского залива резко изменилась, - говорит один пожелавший остаться неназванным израильский военный аналитик, чьи слова приводит американское издание Breaking Defense, - то, что ещё несколько месяцев назад выглядело как научная фантастика, теперь на столе».

Восточный рынок оружия

Меняющаяся на Ближнем Востоке обстановка играет на руку заправилам израильского оборонно-промышленного комплекса, способствует его дальнейшему проникновению на региональный оружейный рынок, представляющий собой настоящий Клондайк для мировых производителей военной техники. Ежегодный объём ближневосточного оружейного рынка оценивается в десятки миллиардов долларов. Здесь продаётся более трети всех производимых в мире вооружений. При этом объёмы импорта оружия из года в год увеличиваются. Так, Катар в этом году увеличивает импорт оружия по сравнению с годом предыдущим на 361%, Саудовская Аравия - на 61%, ОАЭ - на 37%. Даже нищий Египет, где более 60% населения составляют бедняки, и тот собирается потратить на оружие на 58% больше, чем в 2021 году.

В десятку крупнейших мировых покупателей оружия входят шесть арабских стран, в том числе четыре страны Персидского залива: Саудовская Аравия (1-е место в мире), ОАЭ (8-е место), Ирак (9-е место) и Катар (10-е место). Египет занимает третье место, Алжир - шестое. 

Ежегодный объём ближневосточного оружейного рынка оценивается в десятки миллиардов долларов.
© flickr.com/153026345@N03
Ежегодный объём ближневосточного оружейного рынка оценивается в десятки миллиардов долларов.

Понятно, что за этот рынок идёт драка не на жизнь, а на смерть. До настоящего времени Израиль занимал седьмое место по объёму продаж в мире, на его долю приходилось три процента мирового оружейного экспорта. Дальнейшему расширению оружейного экспорта мешало отсутствие нормальных дипломатических связей между Израилем и арабскими странами. Они ограничивались в основном Египтом и Иорданией. Только в 2020 году Израиль по-настоящему порвал арабскую дипломатическую блокаду и нормализовал отношения с такими странами как ОАЭ, Судан, Марокко и Бахрейн. Кроме того, ряд арабских стран поддерживает с еврейским государством неформальные связи, хотя дипломатических отношений не имеет. К ним относятся Катар, Оман, Саудовская Аравия, Мавритания, Тунис, Ливия (имеется в виду восточный центр власти в Киренаике, который находится под контролем Ливийской национальной армии маршала Халифы Хафтара) и некоторые другие.

Тель-Авив наращивает обороты

Последние дни марта оказались как никогда богаты примерами наращивания военно-технического сотрудничества арабских стран Персидского залива с Израилем. Недавно с официальным визитом в Бахрейне побывал начальник израильского генерального штаба генерал-лейтенант Авив Кохави. Он встретился со своим бахрейнским коллегой генералом Тейибом бен Сакром ан-Нуайми и обсудил с ним перспективы, которые открывает для обеих стран подписанное в феврале этого года соглашение о сотрудничестве в области безопасности. Там же в Бахрейне израильский военачальник встретился с начальником ГШ Катара генералом Салямом бен Хамадом. Темой их переговоров стали вопросы, касающиеся борьбы с беспилотниками иранского производства, которые причинили немалый ущерб нефтяникам Саудовской Аравии и ОАЭ. По информации саудовских СМИ, Кохави зашёл так далеко, что предложил катарцам использовать израильские радары для борьбы с иранскими дронами. 

Авив Кохави, начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля
© wikipedia.org
Авив Кохави, начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля

Несмотря на отсутствие дипломатических связей между Дохой и Тель-Авивом, начальники генштабов Катара и Израиля обсудили также возможность создания антииранской коалиции с участием других стран Персидского залива и Израиля. По сообщениям арабских СМИ, в Бахрейне к компании переговорщиков присоединился также командующий 5-м американским флотом вице-адмирал Брэд Купер с членами своего штаба.

Многие аналитики отмечают, что причиной молниеносного изменения отношений между арабскими странами и Израилем стало не только подписание Авраамических соглашений 2020 года (участниками которых, кстати говоря, не являются ни Катар, ни Саудовская Аравия), но и приближающееся подписание ядерной сделки с Ираном, а также начало специальной военной операции России на Украине.

После упомянутых событий страны с суннитским руководством или там, где сунниты составляют большинство населения, с одной стороны, начинают сами понимать, что сотрудничество с Израилем, во многих случаях, является для них своего рода страховым полисом против Ирана, где доминируют шииты. С другой стороны, израильтяне постоянно нагоняют страх на богатых арабов. Дескать, если Иран станет ядерной державой, надежды на то, что США пойдут спасать своих арабских союзников, выглядят всё более призрачно. Об этот говорят и уход американцев из Афганистана летом прошлого года, и события на Украине после начала там боевых действий в конце нынешнего февраля. Подставлять же за кого-то свою шкуру в Белом доме никогда не будут.

По словам израильского эксперта по Ближнему Востоку Узи Лаби, встреча катарских представителей с израильским генералом показывает, что несмотря на отсутствие официальных отношения с Израилем, Дохе могут понадобиться отношения де-факто.

Интерес региона к израильским оборонным образцам настолько велик, что может распространяться даже на последнюю версию израильского танка «Меркава», который ЦАХАЛ рассчитывает получить в 2023 году, а также на ракеты класса «земля-земля», системы оповещения и возможности её интеграции в системы воздушной и наземной обороны.

Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет встретился с министрами иностранных дел, промышленности и транспорта Бахрейна.
© flickr.com/israelipm
Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет встретился с министрами иностранных дел, промышленности и транспорта Бахрейна.

Прошедший март был особенно богат примерами дальнейшего развития арабо-израильского дипломатического и военно-технического сотрудничества. Так, 23 марта в египетском курортном городке Шарм аш-Шейх состоялась встреча президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси с наследным принцем ОАЭ Мухаммедом бен Зейдом Аль-Нахайяном и израильским премьер-министром Нафтали Беннетом. Через два дня к этой компании присоединились король Иордании Абддалла II и глава иракского правительства Мустафа Кязими. Наконец, 27 марта в расположенном в пустыне Негев израильском кибуце (сельскохозяйственная коммуна в Израиле, которую израильтяне любят сравнивать с советскими колхозами. - Авт.) Сде-Бокер прошёл саммит глав внешнеполитических ведомств Египта, Марокко, Бахрейна, ОАЭ, Израиля и США. Нетрудно увидеть, что здесь, главным образом, присутствовали представители стран-участниц соглашения Авраама. В повестке дня значились вопросы обеспечения региональной безопасности в свете возможной ядерной сделки с Ираном и, разумеется, попытки США скоординировать давление на Россию из-за начатой Москвой специальной военной операции на Украине.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама