«Сирийский экспресс» майора Артема Иванова
«Сирийский экспресс» - так кратко и емко прозвали западные военные аналитики линию транспортного снабжения, организованную российским Минобороны с началом операции наших ВКС в Сирии. Между тем он стал крупнейшим в новейшей истории Вооруженных сил России логистическим «трансфером», когда в районы расположения войск различными видами транспорта ежедневно перебрасывалось до 2 тысяч тонн грузов. Обеспечить устойчивое функционирование всего этого многосложного механизма, наладить его бесперебойную работу, действуя при этом не просто вдали от дома, в нетипичных природных условиях, но еще и в обстановке реальных боевых действий, за это стоит благодарить специалистов самых разных подразделений, служб, отраслей
«Путевка» за два моря
Майору Артему Иванову, заместителю начальника организационно-аналитического отдела 100-й Военной автомобильной инспекции, «путевка» в Сирию выпала аккурат под Новый год. И как тут было не предаться самоиронии, назвав предстоящую командировку очередным «везением». Дело в том, что точно такие же длительные выезды (два в Абхазию и один в Южную Осетию, каждые - по три месяца) по воле обстоятельств тоже выпадали у него на новогодние праздники.
До прибытия в Хмеймим Иванову вместе с группой сотрудников военной полиции, направляемых в Сирию на замену сослуживцев, пришлось сделать почти двухнедельную остановку во Владикавказе. Здесь, на базе учебного центра военной полиции, все военнослужащие, направляемые в командировку в САР по линии ГУВП Минобороны России, проходят обязательный курс подготовки. Осваиваемые дисциплины - тактика, огневая, инженерное дело. Упор в программе обучения делается на сирийский опыт, примеры из практики применения подразделений военной полиции в этом районе.
Тартус - второй по величине после Латакии сирийский портовый город, административный центр одноименной провинции. С начала 1970-х годов здесь на постоянной основе размещается наша военная база, предназначенная для обеспечения действий флотской группировки в Средиземном море. Именно эта точка, Тартус, стала конечным пунктом маршрута через два моря (Черное и Средиземное) на линии знаменитого «сирийского экспресса» - из России к берегам САР.
Именно сюда прибывали (и продолжают прибывать) транспорты с так необходимыми грузами для обеспечения действий нашей воинской группировки: начиная от средств поражения, которыми российские летчики уничтожали с воздуха объекты террористов, и заканчивая грузами бытового назначения - продуктами, топливом, вещевым имуществом. Подчеркнем, что сегодня сюда приходят и грузы, предназначенные для оказания практического содействия в восстановлении Сирии после завершения активной фазы боевых действий, - гуманитарная помощь, лекарства, стройматериалы. Значение этой портовой территории лишь возрастает.
Естественно, что обеспечение жизнедеятельности пункта МТО было организовано нашими военными по всем действующим нормативам и правилам. В том числе и во всем, что касается организации движения на дорогах, связывающих порт с населенными пунктами республики. За это в период своей командировки и отвечал майор Артем Иванов, будучи назначенным начальником отделения ВАИ Оперативной группы «Тартус».
Контроль по всем направлениям
Алгоритмы работы для офицера, направленного для руководства на своем участке организацией контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения, оказались понятными. Все-таки пять лет службы в Военной автоинспекции - это не пять дней. Однако без особенностей не обошлось. Главной из них оказалась даже не относительная близость к районам боевых действий. Как признается Артем Игоревич, как раз это обстоятельство напоминало о себе не слишком назойливо: террористы, к счастью, обошли своим «вниманием» эту сирийскую провинцию, активных боев здесь не наблюдалось, нет вооруженных вылазок и сегодня.
Однако сложностей хватало, и наиболее болезненной из них оказался интенсивный трафик, который пришлось контролировать сотрудникам ВАИ. Контролировать по всем направлениям, начиная, естественно, с соблюдения водителями правил и мер безопасности и заканчивая проверкой технического состояния машин, назначаемых в рейс.
- Технически неисправные транспортные средства не должны были выходить на маршрут, иначе последствия могли быть тяжелыми, - отмечает офицер. - Особый акцент был сделан на соблюдение правил перевозки личного состава и опасных грузов, в том числе авиационных средств поражения. Требования по перевозке такого имущества, исходя из классов опасности, соблюдались без каких-либо ссылок на обстоятельства.
Что такое - остановиться колонне где-нибудь на простреливаемом участке местности, любому, кто прошел через военные конфликты последних десятилетий, напоминать не надо. Горные серпантины Афганистана, разбитые дороги в пригородах Грозного, заметаемые песком скоростные сирийские трассы… Опасность могла таиться повсюду. Для того, чтобы не позволить противнику нанести удар по обездвиженной колонне, спровоцировать опасный инцидент, и были необходимы детальные проверки, которые проводили инспекторы ВАИ.
Доводилось инспектировать российскому офицеру и сирийский транспорт. Дело в том, что из Тартуса формировались и отправлялись автоколонны, в том числе, и из машин с местными номерами. Тут, конечно, работы было куда больше, признает майор Иванов. Водители-сирийцы порой относились к техническому состоянию своих машин несерьезно, снисходительно закрывали глаза на отдельные недостатки. Подтекающие трубопроводы, заедающие узлы, а самое проблемное - покрышки с критически изношенным протектором, на все это российским инспекторам ВАИ приходилось указывать сирийским специалистам. В большинстве случаев к нашим советам прислушивались, устраняли недостатки. Правда, не так оперативно, как хотелось бы, отмечает военный автоинспектор, но выводы все же делали, рекомендации воспринимали как надо.
За время выполнения майором Ивановым задач в составе подразделения военных автоинспекторов по его вине, по вине его сослуживцев не было допущено ни единого срыва выхода воинских колонн, ни одного происшествия на дорогах. «Сирийский экспресс», как известно, не дал сбоя ни на день, ни на час.
Чем это достигалось? Постоянным контролем, личным участием во всех процедурах, установленных регламентом, вниманием к деталям. А ведь, как вспоминает майор Иванов, специалистам ВАИ приходилось досматривать в день до двухсот машин, принимать и отправлять на маршрут по две-три колонны. Если отвести на каждый автомобиль хотя бы минимальные пять-десять минут, загруженным получался весь день без остатка.
«Альфа и омега» работы наших военных автоинспекторов
В перечне задач офицера также находились дежурства на пункте управления оперативной группы в качестве представителя военной комендатуры, несение службы в патруле, проверка дежурных смен на постах. «Где-то посмотреть на все критически, где-то подбодрить, вводную объявить, сымитировать сигнал боевой готовности. Словом, проверить, как личный состав действует при нападении противника - воздушного, наземного, - отмечает Артем. - С учетом особенностей пункта базирования внимание уделялось также возможному отражению нападения с моря».
Координация движения воинских колонн, контроль за эксплуатацией транспорта. В какой-то степени эти рутинные процедуры можно было считать «альфой и омегой» работы наших военных автоинспекторов в Сирии. Принять колонну, пришедшую за грузом, оказать содействие в погрузке, обеспечить своевременный выход в пункт назначения… И все это - в жестком графике, ведь движение транспорта регулировалось с привязкой к световому дню. Не успели выдвинуться в срок - оставайтесь ночевать в Тартусе. Таков порядок, и он продиктован мерами безопасности.
При этом задач у специалистов ВАИ в такой ситуации только прибавлялось. Технику, загруженную, но не успевшую покинуть территорию базы, нужно было рассредоточить, укрыть от сторонних взглядов. Это ноу-хау, подсказанное, к слову, майором Ивановым, было продиктовано все той же заботой о безопасности. Как людей, так и техники с грузом.
Без малого четыре месяца - с декабря 2017 года по конец марта 2018-го - провел майор Артем Иванов в Сирии. Еще до прибытия туда задумал он хотя бы раз полюбоваться прибрежными пейзажами Средиземноморья. В итоге это толком так и не получилось. Не до этого было.
Сегодня Артем Игоревич, проходя службу в составе столичной ВАИ, занимается планированием мероприятий, фактически исполняет функции начальника штаба. Должность эта, безусловно, хлопотная, ответственная. Но и доверена она ответственному офицеру, получившему вдобавок ко всему опыт выполнения задач в особом районе.