Ядерная сделка США-Иран. Вторая попытка

На переговорах в Маскате (Оман) спецпосланник Трампа Стивен Уиткофф был предельно деликатен со своим визави, министром иностранных дел Ирана Аббасом Аракчи, и не требовал от Тегерана в приказном порядке, как обычно это делали американцы, отказаться от программы обогащения урана. Вместо этого основное внимание было уделено тому, чтобы страна не превращала уже наработанный ядерный материал в оружие.
Это даёт основание полагать, что стороны, скорее всего, услышали друг друга, и диалог продолжится. Следующий раунд переговоров Ирана и США по ядерной проблеме намечен на 19 апреля.
При этом надо отметить, что США и Иран пытаются договориться по этой животрепещущей проблеме не первый год и не первый раз. Всё должно решиться на прямых переговорах, которые, следует отметить, проводятся с одобрения верховного лидера (рахбара) аятоллы Хаменеи. Ещё в феврале он подчеркнул, что переговоры с США никогда «не были умными или честными».
Вот и иранское агентство Nournews, связанное с высшим органом безопасности страны, охарактеризовало заявление Трампа о запланированной прямой встрече как часть «психологической операции, направленной на внутреннее и международное общественное мнение с целью возложить ответственность за срыв диалога с США на Иран».
Всё не просто. Дело в том, что в течение долгих лет Тегеран тщетно убеждал внешний мир в том, что не стремится к производству ядерного оружия, что оно несовместимо со стратегической доктриной иранского руководства. Верховный лидер аятолла Хаменеи даже издал специальную фетву (религиозный указ) против использования боевого атома. Однако, чем настойчивее звучат обвинения со стороны Запада в том, будто иранцы пытаются обмануть мировое сообщество и тайком обзавестись ядерной бомбой, тем всё чаще официальные иранские лица намекают на возможный пересмотр позиции Тегерана.
При этом складывается впечатление, что иранцев всё больше привлекает позиция Северной Кореи, которая сумела втихаря наладить промышленное производство ядерного оружия, и теперь оно стало своего рода гарантией независимости государства. Во всяком случае, отныне, прежде чем «нагрубить» Пхеньяну, тот же Трамп вынужден тщательно обдумывать свои слова и действия.

Одно из последних предупреждений на этот счёт прозвучало из уст бывшего спикера иранского парламента Али Лариджани. Он заявил: если США или Израиль нападут на Иран, у Тегерана не останется иного выбора, как уповать на ядерное оружие. И это не вырванная из контекста фраза. На фоне последних событий и неловких заявлений Белого дома иранское общественное мнение радикализировалось. Согласно опросу Iran Poll, проведённому в июне 2024 года, большинство жителей страны поддерживает ядерный статус Ирана. Особенно с учётом растущих внешних угроз, когда обычных средств сдерживания противника не хватает.
Впрочем, в таком положении дел виноват в первую очередь Вашингтон, откуда при Трампе регулярно исходят всевозможные угрозы в адрес Тегерана. Правда, перейти на диалог в такой тональности нынешнего хозяина Белого дома заставили доклады собственных и израильских разведывательных служб, а также информация МАГАТЭ, где говорится о том, что Иран находится на расстоянии одной недели от обогащения урана до 90%, что является пороговым значением для производства оружейного материала.
Более того, в настоящее время Иран является единственным неядерным государством, которое способно обогащать уран до такого высокого уровня, при этом его сотрудничество с МАГАТЭ становится всё более шатким. Напомним, что ещё в июне 2022 года Иран вывез оборудование, установленное международными инспекторами для наблюдения за ядерными процессами, со своих ключевых ядерных объектов. В том числе были вывезены мониторы с обогатительного завода в Натанзе. А без полной прозрачности способность МАГАТЭ проверять возможности Ирана серьёзно подорвана. В этой связи многие эксперты и политики на Западе задают прямой вопрос: не стал ли Тегеран де-факто ещё одним обладателем ядерного оружия?
Этот же вопрос остаётся частью глобальной дискуссии. Говоря о деятельности Ирана по обогащению урана, генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что Иран «нажимает на педаль газа». Запад считает, что ни одна страна не увеличивает уровни обогащённого урана до такой степени, если она не ведёт разработки ядерного оружия. Однако Иран стоит на своём, отвергая подозрения структуры ООН по ядерному надзору. Пока же МАГАТЭ располагает данными о том, что запасы обогащённого урана в Иране выросли до 275 кг, что позволяет изготавливать по единице ядерного оружия в месяц.
Захваченные израильской разведкой в 2018 году архивы Ирана раскрыли иранский «план Амада», получивший кодовое название в честь программы создания ядерного оружия, действовавшей с 1990 по 2003 год. Хотя достоверность приведённых документов вызывает сомнения, никто так и не опроверг информацию о том, что Иран планировал создать пять 10-килотонных ядерных бомб, а также боеголовки для баллистической ракеты «Шахаб-3». Но будто бы ничего не получилось… Тем не менее многие аналитики на Западе убеждены: Иран де-факто уже давно превратился в ядерную державу, причём США в курсе и прекрасно понимают, что удар по Ирану может стать прологом к большой региональной войне.

С другой стороны, американо-иранские переговоры вроде как начались и даже предполагается продолжение. Но общий язык можно было бы найти и раньше, если бы стороны уважительно относились друг к другу. Хотя о каком взаимном уважении может идти речь, если Трамп ещё до начала переговоров выкатил очередные санкции Ирану? В санкционный список были включены несколько организаций, среди которых Иранское агентство по атомной энергетике и компания, занимающаяся производством центрифуг для обогащения урана.
Чтобы разобраться, почему фон американо-иранских переговоров именно такой, а не другой, надо учесть ряд моментов. Оценивая обстановку, необходимо не забывать, во-первых, о фанатичной привязанности, которую Трамп испытывает к Израилю, а во-вторых, о личной ненависти Трампа к Исламской Республике и о застарелой обиде, которую Тегеран нанёс Вашингтону почти полвека назад - во время иранской революции, когда было штурмом захвачено посольство США и взяты в заложники американские дипломаты.
Но и это не всё. В апреле 1980 года с позором провалилась подготовленная ЦРУ операция «Орлиный коготь», в ходе которой предполагалось с триумфом освободить заложников. Американцы потеряли массу техники, включая четыре вертолёта, на которых предполагалось вывезти освобождённых пленников. В США эта тема крайне непопулярна, и все понимают, что Трампу никогда не сделать Америку снова великой, если он не отомстит.
Как уже говорилось, переговоры планируется продолжить 19 апреля. Тем временем угрозы со стороны США только усиливаются, поэтому Иран повышает уровень боевой готовности своих частей и соединений и заявляет, что даст немедленный ответ в случае нападения на иранскую суверенную территорию. Израильская газета «Маарив» сообщила о том, что Иран разместил более тысячи баллистических ракет, направленных на ядерные объекты еврейского государства, в том числе на атомную электростанцию в Димоне и на другие стратегические объекты в центральной части Израиля, куда недавно они были перенесены в связи с непростой обстановкой. Заблаговременно взял Тегеран на прицел и военные базы США в регионе, в том числе на Диего-Гарсия в Индийском океане.
Несколько заявлений о неприемлемости американских угроз в адрес Ирана сделала Москва. Сначала официальный представитель российского МИД Мария Захарова предупредила Вашингтон о том, что нападение на Исламскую Республику может привести к катастрофическим последствиям, а применение военной силы против Ирана является незаконным. Затем пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков заявил, что мир устал от бесконечных угроз в адрес Ирана и предложил сделать акцент на контактах, а не на конфронтации.

Как будут развиваться события в случае начала боевых действий, если Вашингтону и Тегерану не суждено будет договориться о дипломатическом решении проблемы, сказать со всей определённостью невозможно. Слишком много вариантов. Например, по мнению аналитиков израильского Института исследования информационных войн, с большой долей вероятности будет применена схема, обкатанная в Ираке, Ливии и частично в Сирии. Удары будут нанесены БПЛА в первые ночные часы по системам ПВО. Следует ожидать массированного налёта истребителей-бомбардировщиков F-15 и F-35 Adir с бомбами GBU-28 и GBU-57 MOP, атаки с невидимок B-2 Spirit и ударов ракетами JASSM-ER и Tomahawk с авианосцев в Персидском заливе.
Альтернативный сценарий подразумевает дистанционные удары по объектам крылатыми ракетами без захода в воздушное пространство Ирана. Он менее опасен для пилотов, но менее эффективен с точки зрения результатов, поскольку ракеты могут не достать до глубинных, спрятанных в горах целей (в районе Фордо и под горой Натанза), а разрушение наземных объектов даст лишь временный эффект. При таком раскладе иранцы в ответ могут запустить сотни баллистических ракет по военным базам США в Ираке, Бахрейне, Катаре, Кувейте, а также по целям в Хайфе, Тель-Авиве, Эйлате.
При этом надо иметь в виду, что какой бы успешной ни была воздушная операция американцев и израильтян против Ирана, со временем Тегеран при любых обстоятельствах сумеет зализать раны и продолжить создавать ядерное оружие - мало ли пещер в горах?.. Так что переговоры в любом случае полезнее бесконечной войны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.