Как американский «Абрамс» навсегда увяз в песках пустыни
Недавно американское издание The National Interest опубликовало статью военного эксперта Криса Осборна, в которой рассматриваются перспективы развития бронетехники США и возможности ее противостояния современным танкам России. Автор предлагает в первую очередь обратить внимание на легкую бронетехнику, создаваемую по программе Mobile Protected Firepower armored vehicle (MPFAV, мобильная защищенная огневая мощь).
Что же это за техника, которая фактически отправляет в отставку основной боевой танк М1А2 «Абрамс»? Давайте разбираться.
Выиграть сражения, но проиграть войну
В боевых операциях, которые США проводили на Ближнем Востоке с 1991 года, «Абрамс» стал не только символом американской военной мощи, но и основным боевым инструментом США.
Действительно, характеристики танка были впечатляющими: мощная лобовая броня и надежный двигатель, бортовая боевая информационно-управляющая система (БИУС), панорамный тепловизионный прицел, точная и скорострельная пушка и многое другое, чего у основных боевых танков (ОБТ) других стран либо не было, либо имелось в частичном наличии.
Успехи «Абрамсов» на поле боя американскими СМИ превозносились как неоспоримый успех, а неудачи, связанные с боевыми потерями, замалчиваются Пентагоном до сих пор. На волне успеха бронетанковый завод в Огайо выпустил около 10.000 танков трех модификаций - М1, М1А1 и М1А2, после чего прекратил их производство в 2008 году.
Прекращение выпуска было вполне обоснованным. Во-первых, «Абрамс» был самым дорогим ОБТ, его стоимость составляла свыше 6 млн долларов, и его закупки не всем союзникам США были по карману. Во-вторых, руководство Пентагона посчитало, что дешевле будет проводить модернизацию этого ОБТ, например до версии М1А2 SEP, чем заниматься дальнейшей его эволюцией до танка следующего поколения.
Как раз несколько модернизаций и превратили гордость США в неповоротливого монстра, который часто становился добычей противотанковых средств поражения, - начиная от самодельных противотанковых мин и заканчивая советско-российским ПТРК «Корнет».
Бесперспективность дальнейших модификаций Abrams проявилась во время битвы за Мосул, когда вооруженные М1А2 «Абрамс» сухопутные войска Ирака понесли катастрофические потери - 47 боевых машин. Потери новейшей модификации танка - М1А2 SEP понесла и Саудовская Аравия во время боевых действий против партизан-хуситов.
Окончательную точку в судьбе ОБТ США поставили российские предприятия, выпускающие новую бронетехнику. Именно это и отмечает Крис Осборн, когда в качестве новой опасности для «Абрамса» называет российскую десантируемую САУ «Спрут-СД». По мнению эксперта The National Interest, легкая (20 тонн) и маневренная САУ с орудием, как у ОБТ, разработана специально против таких танков, как «Абрамс».
Поэтому автор статьи считает, что вместо попыток создания ОБТ следующего поколения командованию армии США стоит сделать выбор в пользу техники, создаваемой по программе MPFAV.
Таким образом, «Абрамсу», возможно, уже готовят тихие проводы на пенсию, давая зеленый свет молодым и перспективным.
Быстрота, броня и мощь - выбери два из трех
«Дальнобойный и меткий огонь, координация между воздушными и наземными силами, танковые атаки и угроза со стороны дронов - все это настолько быстро меняет поле боя, что американской пехоте нужна дополнительная огневая мощь, чтобы противостоять крупным противникам», - так военное руководство США объясняет свой интерес к программе MPFAV.
В августе 2016 года Пентагон пригласил на конференцию Ассоциации армии США (Association of the United States Army - AUSA) в Форт Беннинг около 200 представителей ВПК, чтобы обсудить дальнейшее развитие бронетехники, способной заменить ОБТ «Абрамс». Основанием для этой встречи стали результаты работы по двум программам создания легкой бронетехники - AMPV (Многоцелевой бронеавтомобиль) и JLTV (Легкое боевое транспортное средство общего назначения). К тому же компания General Dynamics Land Systems уже предлагала в качестве приемлемого варианта по программе MPFAV взять за основу шасси британской разведывательной машины AJAX и сделать легкий ОБТ. Машина получила название Griffin, и именно ее прототип демонстрировался на этой конференции.
Концепт легкого танка был создан на гусеничном шасси БРМ AJAX, на котором установлена башня от танка M1 с 120-мм орудием, спроектированным Центром военных разработок американской армии (ARDEC) совместно с компанией Benet Laboratories. По мнению разработчиков, пушка XM360 может устанавливаться на любой бронетехнике массой менее 32 тонн. Другим достоинством этой пушки является наличие дульного тормоза для снижения отдачи при выстреле и автомата заряжания, который позволит уменьшить численность экипажа на одного человека.
По результатам конференции было определено следующее: перспективные ОБТ должны иметь современное электронное оборудование - автоматизированные системы управления и контроля на основе искусственного интеллекта, а также универсальные датчики, способные выполнять функции в режиме реального времени. Военный эксперт Крис Осборн пишет: «В обозримом будущем возможно совмещение высокоточных инфракрасных датчиков дальнего действия (FLIR), электромагнитного оружия и электрооптических-инфракрасных камер (EO-IR cameras) в одном датчике». Кстати, такие уже создаются в Центре исследований, разработки и проектирования электронных средств связи армии США (CERDEC).
Сейчас прототип нового ОБТ по-прежнему находится на ранних стадиях разработки: Пентагон до сих пор не определился, чего же именно он ждет от будущей боевой машины. Но Крис Осборн информирует о том, что в 2019 году Пентагон заключит два договора на создание опытных образцов по программе MPFAV. В качестве основных претендентов названы компании BAE Systems и General Dynamics Land Systems.
Новая броня для пехоты
Помимо MPFAV, Пентагон финансирует программу разработки боевой машины нового поколения (Next-Generation Combat Vehicle, NGCV), которая придет на смену боевым машинам пехоты M2 Bradley. На это уже выделено свыше 700 млн долларов. К созданию перспективной БМП привлечен консорциум фирм - Lockheed Martin, GS Engineering, Moog, Hodges Transportation и Roush Industries, а общее руководство проектом осуществляет Science Applications International Corporation.
Перспективная бронемашина NGCV получит бронекорпус, оснащенный средствами динамической защиты, повышающими стойкость БМП к кинетическим и кумулятивным боеприпасам, а также противотанковым минам. Основным вооружением должна стать автоматическая пушка калибром 50 мм и спаренный пулемет (либо два пулемета с независимым наведением), а также набор дымовых гранатометов.
Наличие на борту NGCV современных и перспективных оптико-радиоэлектронных систем должно увеличить потенциал в обнаружении техники противника, а также повысить эффективность огня. Старт серийного производства новой БМП по программе NGCV запланирован на 2035 год.
Создание ОБТ по программе MPFAV, БМП по программе NGCV, а также транспорта по программе JLTV органично дополнят новые бронетранспортеры. Их компания Force Protection уже выпускает для нужд армии США по программе MRAP (Mine Resistant Ambush Protected - защищенные от подрыва и атак из засад). Это - Cougar H 4х4 и Cougar HЕ 6х6.
На всякого мудреца…
Как видно из всего вышеперечисленного, перспективы бронетехники США, а точнее - вектор ее развития нацелен на создание легкобронированной маневренной техники, оснащенной современной электроникой, которая будет оказывать влияние не только на ведение огня, но и на минимизацию ущерба от средств вооружения противника. Почему же США, делавшие ставку на мощную броню и, соответственно, большую массу бронированных боевых машин, вдруг решили облегчить будущую бронетехнику?
Ответ кроется в концепции «сетецентрических войн» (Network-centric warfare), которую спецслужбы и командование Пентагона опробовали в действии во время конфликта в Сирии.
Главный принцип ведения боевых действий в условиях «сетецентрической войны» - это создание так называемых «стай» (вооруженных группировок), с последующими атаками противника на всех направлениях при помощи небольших по численности подразделений. Боевая мощь такой группировки зависит от сформированной информационно-коммутационной сети, объединяющей источники информации, органы управления и средства поражения. Такая сеть обеспечивает доведение до группировки полной информации о противнике, его силах и средствах, местах дислокации и путях снабжения в режиме реального времени.
Как известно, «стаи» джихадистов, пользуясь информацией от своих «спонсоров», очень эффективно боролись с регулярной армией Сирии. Правительственные силы, несмотря на превосходство в численности и вооружениях, значительно уступали террористам по информированности и возможностям быстрой оценки окружающей обстановки. А теперь представьте, что вместо бандитских джипов-«тачанок» в «стаях» появится легкобронированная техника, созданная по программам MPFAV, NGCV, MRAP и JLTV. Что такая группировка или несколько группировок смогут сделать с армией, которая хоть и имеет преимущество в количестве военной техники, но уступает в высоких технологиях? Результат ясен - она может повторить участь сирийской армии до момента прихода в страну российских войск.
Сразу скажу, противоядие нападениям подобных «стай» в нашей армии уже существует. Это автоматизированная система управления войсками (АСУВ). Она состоит из АСУ родов войск, объединяющих множество единых систем управления тактического звена (ЕСУ ТЗ), и подчинена Национальному центру управления обороны армии России (НЦУО ВС РФ). Именно благодаря деятельности НЦУО ВС РФ и всех АСУВ, которые управляли действиями наших ВКС в Сирии, был напрочь разрушен «сетецентрический механизм» управления группировками «Исламского государства» (запрещенная в России организация).
Но у «американских - собственная гордость»: в США считают свой опыт, полученный в Сирии, успешным, предполагая перенесение полученной «мудрости» в оперативное искусство. Ну-ну...
Если мало им Сирии, то свой асимметричный ответ на их концепцию «сетецентрических войн» наши военные еще раз наглядно продемонстрировали во время самых крупных за три десятка лет общевойсковых учений «Восток-2018». Эффективность российской АСУВ - высочайшая!
По первым реакциям Запада на наши учения стало ясно, что «сигнал приняли», а вот какие они сделают выводы - покажет время.