Контр-адмирал Сергей Пинчук: «Ко всем своим морским соседям на Каспии мы относимся одинаково уважительно»
- Сергей Михайлович, в Каспийском бассейне базируются военно-морские силы пяти государств, но именно флотилию ВМФ России принято считать наиболее мощным военно-морским объединением в регионе. Насколько это соответствует действительности и как на практике сегодня моряки-каспийцы доказывают свою профессиональную и морскую выучку?
- Чтобы не показаться необъективным, отвечая на этот вопрос, сошлюсь на один факт. По инициативе нашего министра обороны генерала армии Сергея Шойгу с 2015 года проводятся международные Армейские игры, в рамках которых между военно-морскими силами Каспийского бассейна проводится конкурс «Кубок моря». Эдакий своеобразный экзамен среди экипажей надводных кораблей, в ходе которого они демонстрируют свою выучку. Моряки стреляют из артиллерийских установок по плавающей мине и щиту-мишени, состязаются в скорости и умении при постановке корабля на якорь, отрабатывают контрольные элементы по борьбе за живучесть корабля и т.д. Так вот, за все четыре года проведения игр моряки-каспийцы ни разу и никому не уступили 1-го места. А дальше, как говорится, делаете вывод сами. Но! Мы никогда этим не кичимся. И ко всем своим соседям на море относимся одинаково уважительно.
Что касается подготовленности к выполнению поставленных задач в зоне ответственности, могу отметить, что за неполные десять месяцев этого года корабельными соединениями флотилии выполнено свыше 450 боевых упражнений с практическим применением оружия по морским, береговым и воздушным целям. Проведено более 250 артиллерийских стрельб, а также учебная ракетная стрельба крылатыми ракетами из высокоточного комплекса «Калибр». Общая наплаванность экипажей кораблей и судов в ходе учебно-повседневной деятельности превысила тысячу суток.
Буквально на днях завершилось масштабное двустороннее командно-штабное учение 58-й и 49-й общевойсковых армий, участие в котором приняли корабли и подразделения морской пехоты нашей флотилии. Маневры морских, сухопутных и авиационных сил прошли в едином тактическом замысле. И мне приятно, что моряки-каспийцы не допустили ни одного серьезного «прокола» в ходе учения, лишний раз подтвердив необходимость своего присутствия в регионе.
- О возможностях Каспийской флотилии, корабли которой способны поражать цели на удалении до двух тысяч километров, сегодня знает весь мир. При этом боевой потенциал продолжает наращиваться. Какими силами и средствами планируется усилить объединение до конца нынешнего года?
- Я предлагаю заглянуть немного дальше нынешнего года. В соответствии с реализацией указаний Верховного Главнокомандующего, а также программой вооружения Вооруженных сил страны до 2027 года всестороннее и разнонаправленное усиление Каспийской флотилии будет продолжено. И одним из важнейших этапов станет перевод основной базы из Астрахани в Каспийск. Все морские силы будут сосредоточены в одном месте, корабли перестанут зависеть от погодных условий, что существенно повысит их мобильность. Cпланировано усиление и береговой составляющей…
- То есть вы абсолютно согласны с необходимостью перевода основной базы флотилии в город Каспийск? Расскажите, как продвигаются подготовительные работы к этому процессу в настоящее время?
- Чтобы понять, насколько этот перевод необходим, не нужно быть крупным стратегом. Достаточно лишь взглянуть на карту Каспийского моря и вспомнить, как база флотилии оказалась в речной Астрахани, находящейся почти в сотне километрах от моря. Астрахань стала главной базой ККФ вынужденно - после распада Советского Союза в конце 1991 года, когда флотилию поделили между прикаспийскими странами СНГ (Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией), после чего российскую часть в срочном порядке пришлось перебазировать из Баку. Поэтому никаких сомнений, равно как и искусственного притягивания к этому делу каких-то якобы милитаристских устремлений со стороны России (как это делают некоторые горе-политики) в правильности данного шага быть не должно.
Корабли флотилии, как и положено, будут базироваться в морской акватории, а ее основные силы превратятся в еще более мощную группировку на Каспии.
В настоящее время в Каспийске активными темпами ведутся строительные работы по развитию инфраструктуры военного городка. Продвигается сооружение причалов и гидротехнических сооружений. В самое ближайшее время приступят к возведению объектов жизнедеятельности, учебно-тренировочного комплекса и складов. В высокой степени готовности находится жилищно-казарменный фонд для размещения корабельно-катерного и судового состава. Уже начал свою работу военный госпиталь, проводятся подготовительные мероприятия по созданию культурно-досугового центра.
В итоге Каспийская флотилия получит новые пункты базирования для размещения дополнительных подразделений морской пехоты, авиации, соединений боевого и материально-технического обеспечения и для наращивания систем связи. Это усилит и без того самодостаточную универсальную группировку сил флотилии. Могу заверить, что такая ситуация, когда люди при переводе оказываются в чистом поле, в нашем случае в море, исключается абсолютно.
- Насколько, на ваш взгляд, целесообразно говорить о создании подводных сил в составе Краснознаменной Каспийской флотилии? Есть ли в этом оперативно-стратегическая необходимость?
- Прежде, чем выразить свою точку зрения, хочу отметить, что ни одно из пяти прикаспийских государств не имеет в составе своих военно-морских сил на Каспии подводных лодок. Думаю, в этом нет необходимости. Здесь нет тяжелых крейсеров или эсминцев с управляемым ракетным оружием, которые могли бы стать первоочередными целями для лодок. Каспий - общий дом для всех морских государств акватории, и имеющихся на вооружении сил и средств вполне достаточно.
Однако это не значит, что в разговоре о подлодках на Каспии следует ставить точку. Целесообразно говорить о малых и сверхмалых подводных лодках, которые в условиях внутреннего моря, каковым является Каспийское, будут чувствовать себя очень даже комфортно.
На сегодняшний день лодки подобного типа есть только в составе ВМС Ирана. Однако, насколько я владею информацией, в водах Каспия их нет. Хочу отметить, что в любом случае решение - размещать или нет подводные силы в акватории Каспийского моря будет приниматься политическим руководством нашей страны.