Полярная одиссея Колчака
«Если бы не началась война, он определенно бы стал выдающимся ученым», - писали о командующем Черноморским флотом вице-адмирале Колчаке современники.
И ведь действительно, в советские времена было не принято рассказывать об участниках Белого движения в каком-то положительном ключе. Поэтому о научных достижениях Александра Колчака долгое время молчали. А его полярные исследования в начале XX века имели огромный вес. Телеканал «Звезда» рассказывает о первой полярной экспедиции будущего адмирала.
Таинственная земля Санникова
Земля Санникова будоражила умы исследователей всех мастей еще в конце XIX века. Император Александр III особенно благоволил первооткрывателям, и пообещал, что тот, кто сможет добраться до этой таинственной земли, получит ни много ни мало весь остров в подарок. Это обещание он дал, поздравляя выпускников Морского корпуса в Петербурге.
«Кто откроет эту землю-невидимку, тому она и принадлежать будет. Дерзайте, мичмана!», - произнес император.
Поэтому мичманы и дерзали. В 1900 году на Полярную экспедицию барона Толля, известного полярного исследователя и геолога, было выделено 240 тысяч рублей, что по тем временам было очень существенно. 60 тысяч из этого пошли на покупку и переоборудование китобойной норвежской шхуны, которую назвали «Заря».
Значение освоения угольных месторождений в Арктике
Американский исследователь Джордж Вашингтон Делонг еще в конце XIX века обнаружил на острове Беннета залежи угля. Опираясь на его исследования, известный русский геолог Эдуард Толль предположил, что залежи угля, которые были найдены на острове Южная Сибирь, могут простираться и дальше на север. Именно поэтому и было решено организовать экспедицию. Казалось бы, зачем добывать уголь в Арктике, чтобы потом вывозить его на материк? Оказалось, что как раз его и не нужно вывозить.
Уголь был важен для освоения Северного морского пути. Ведь паровые суда расходовали его в полярных широтах в два раза больше. Важность этого маршрута осознал еще Дмитрий Менделеев, а плотно за его освоение взялся адмирал Макаров. Действительно, перебрасывать суда и корабли из Архангельска во Владивосток было намного проще по Северному морскому пути, чем огибать Африку и через Цусимский пролив идти к нашим портам. Поэтому освоение этого практически внутреннего маршрута было стратегически важной задачей.
Первая экспедиция
Путь «из варяг в японцы», как его шутливо окрестили современники, привлекал очень многих. Поэтому, когда по Высочайшему повелению императора Николая II началась активная подготовка к экспедиции, на стол барона Толля буквально градом посыпались рапорты с просьбой зачислить в команду. Просился и Колчак, к тому моменту новопроизведенный лейтенант. Барон тогда выслушал его и сказал, что у него на борту уже есть два лейтенанта и ему «более, чем достаточно». Читать далее...