Гвардии полковник Александр Грушка: «Для Воздушно-десантных войск нет непокоренных стихий»
- Александр Анатольевич, подготовка боевых пловцов, как и специальные операции, в которых они участвуют, всегда окутаны завесой тайны. Можете ли эту завесу хоть немного приподнять?
- Разве что приподнять… При этом не секрет, что морской спецназ считается элитой подразделений специального назначения каждого уважающего себя государства. Боевых пловцов всегда отличали наивысший профессионализм и всесторонняя подготовка. Чтобы понять, о чем речь, уточним, что основными задачами морских спецназовцев являются диверсионная и противодиверсионная деятельность.
Боевые пловцы должны уметь скрытно выдвинуться к складам вооружения и боеприпасов вероятного противника, к базам его атомных подводных лодок, докам и другим объектам с целью их вывода из строя или полного уничтожения.
Что касается задач противодиверсионной деятельности, то здесь все наоборот: охрана важных государственных и военных морских и речных объектов, борьба с диверсионными силами противника.
- Этому и учат курсантов в вашем училище?
- Понятное дело. Но при этом надо учесть, что решение перечисленных задач зависит от уровня военно-профессиональной подготовки подводного спецназа и требует от учебных подразделений разработки и внедрения новых, более эффективных методов и средств обучения, например, учебных тренажеров. Так, изучение отечественного и зарубежного опыта строительства учебно-тренировочных объектов для подготовки морского спецназа позволило ученым и специалистам училища разработать современный универсальный многофункциональный водолазный комплекс. Тренажерная база комплекса предоставляет возможность готовить специалистов с использованием водолазного снаряжения с замкнутой и полузамкнутой схемой дыхания, есть также система шлюзования, в которой моделируются течения разных направлений и силы, обеспечивается тренировка в стрельбе из подводного оружия, отработка приемов по минированию и разминированию под водой.
- И как такой комплекс выглядит?
- Структурно комплекс состоит из трех учебно-тренировочных модулей: бассейн по тактико-специальной подготовке, учебно-тренировочная башня в комплексе с тренажерами и береговой водолазный барокомплекс кратковременного пребывания, состоящий из стационарной многоместной водолазной барокамеры и ее систем. В частности, при строительстве бассейна коллективом кафедры были разработаны и внедрены не имеющие аналогов учебно-тренировочные средства: уникальный тренажер беспарашютного десантирования, подводный тир, макет надводной и подводной части борта корабля.
Работая над проектом комплекса, коллектив кафедры провел анализ выполнения боевых и учебно-боевых задач в подразделениях морской пехоты и в спецподразделениях Пограничной службы ФСБ. Именно эти результаты были учтены в конструкции тренажера беспарашютного десантирования.
Теперь о подводном тире. Еще на этапе его проектирования мы провели тщательное изучение аналогичных объектов в Военном институте физической культуры (Санкт-Петербург) и Конструкторском бюро (Тула), которые представляют собой металлическую трубу. Однако практический опыт использования подводного тира данного типа показал, что процесс обучения стрельбе в нем имеет существенный недостаток.
Связано это с тем, что труба не дает полного представления о процессе прицеливания, а также о взаимодействии системы «стрелок - оружие - пуля - мишень» и, соответственно, сводит к минимуму эффективность методики обучения меткой стрельбе из специального подводного оружия. У стрелка, несмотря на наличие инверсионного следа пули, нет возможности проследить за ее полетом и, соответственно, произвести корректировку выстрела. А в случае, когда пуля задевает стенку трубы, выстрел становится небезопасным. И это при том, что спрогнозировать траекторию ее полета невозможно.
- И вы решили не зацикливаться на трубе?..
- Преподаватели кафедры создали свой проект подводного тира, который, как показала практика, лишен перечисленных недостатков и позволяет проводить тренировку пловцов по стрельбе при любом течении как из положения «на плаву», так и с грунта. Представьте себе подводную галерею длиной 12 метров, шириной 3 метра и высотой 2,5 метра. Два стрелковых направления, а пулеулавливатель кассетно-жалюзийного типа снабжен самозатягивающимся антирикошетным покрытием.
- В кинолентах морские спецназовцы - вспомним замечательный фильм «Их знали только в лицо» - минируют корабли противника, сражаются с аквалангистами неприятеля. Ваши подопечные и этому обучены?
- Конечно. В целях получения навыков по установке специальных мин, а также для отработки действий штурмовых групп и абордажных команд, был спроектирован и изготовлен макет надводной и подводной части борта корабля. Что же касается тренажеров, расположенных в водолазной учебно-тренировочной башне, то в основном, на момент создания комплекса их прототипы уже существовали, но впоследствии они были существенно доработаны по инициативе преподавательского состава и в тесном сотрудничестве с предприятиями-изготовителями. В результате водолазная башня позволяет в полном объеме отрабатывать практические навыки по выходу личного состава из подводной лодки, а также проводить тренировки аварийного всплытия из торпедного аппарата.
- Работа под водой всегда сопряжена с риском. Но и рисковать надо умеючи, не так ли?
- Безусловно. И если говорить о специальном оборудовании, то здесь надо упомянуть береговой барокомплекс кратковременного пребывания, на котором при необходимости проводятся занятия по лечебной рекомпрессии по всем режимам, установленным «Правилами водолазной службы ВМФ-2002». И опыт использования многофункционального глубоководного водолазного комплекса в учебном процессе в полной мере подтвердил его высокую эффективность как учебно-тренировочного объекта подготовки офицеров морского спецназа. И не только.
Сегодня на нашей базе проходят обучения профильные специалисты различных силовых ведомств, а также проводятся испытания специальных средств подводной войны.
- Но тренажеры - это все-таки домашние условия. Настоящий подводный бой, согласитесь, совсем другое...
- Для качественной подготовки, конечно же, необходимы практические спуски в условиях «открытой воды». Для чего в программу подготовки курсантов включены практические занятия в реках и озерах Рязанской области, а также двухнедельная учебная практика на одном из морей. Например, в сентябре курсанты проходили практику на Черном море и по случаю юбилея училища установили на глубине флаг с надписью «100 лет РГВВДКУ». Так что теперь флаг училища побывал не только в космосе и на горных вершинах, но и под водой. Что символично и что доказывает: для Воздушно-десантных войск нет непокоренных стихий.