Китайский ответ Трампу
Первый на планете столь масштабный мировой слет экспортеров проходит в стране, ставшей крупнейшим мировым поставщиком всевозможных видов продукции. Ориентация на экспорт в свое время стала драйвером развития Китая, превратив страну в самую большую экономику мира. Ведь объем ВВП КНР по паритету покупательной способности (оценка Всемирного банка 2017 года) превзошел американский. И вот крупнейший мировой экспортер (или как многие считают, «мировой сборочный цех») входит в новый этап своего развития, становясь глобальным импортером и самым большим потребительским рынком.
Кстати
Ярмарка или импортное ЭКСПО, так для краткости называют ее в Китае, проходит в Шанхае. Этот город за 40 лет политики реформ и открытости преобразился в мировой мегаполис, финансовый и инновационный центр с населением свыше 25 млн человек. ВВП Шанхая - 3 трлн юаней (примерно в два раза больше ВВП Москвы). Причем за годы реформ ВВП города вырос в 190 раз (!) (а ВВП Москвы - сократился). Расходная часть бюджета «второй столицы» Китая - 664 млрд юаней (6,6 трлн рублей - в 3 раза больше бюджета Москвы). Вот в таком городе выстроен суперсовременный выставочный центр площадью 1,5 млн квадратных метров, куда съедутся 3,5 тыс. иностранных компаний, ориентированных на международную торговлю.
США: бизнес и наказаний боится, и прибыль упустить не желает
Выставку, которая станет ежегодной, по праву считают ответом на американскую политику санкций, протекционизма, торговых войн.
В 2017 году китайский импорт уже достиг 10,2 процента мирового, Китай семь лет подряд является вторым в мире импортером (после США) и вскоре станет самым крупным покупателем. В ближайшие 15 лет КНР импортирует товаров и услуг на 24 трлн долларов США.
США буквально накануне открытия выставки отказались от использования своего национального павильона. Приедут только американские фирмы, рискующие нарваться на неудовольствие администрации Трампа, ведущего дело к подрыву сложившихся за десятилетия масштабных и разносторонних торговых отношений двух стран. Американские компании боятся лишиться огромных прибылей, упустить самый емкий в мире рынок, страну с самым многочисленным платежеспособным средним классом.
Поэтому, несмотря на давление и ограничения, среди участников ярмарки - 200 компаний из рейтинга 500 крупнейших мировых компаний «Fortune Global 500». Свою продукцию представят, в том числе, американские электронные гиганты Qualcomm и Intel, монополист химической промышленности Dupont.
Все это - на фоне фактически развязанной США торговой войны. Как известно, администрация Трампа ввела пошлины на китайский импорт в размере 200 млрд долларов. Ответ Китая на более чем 100 млрд долларов не заставил себя ждать. Но дисбаланс в торговле столь велик, что дальше идти по этому пути Китай не видит смысла. Одновременно США применяют тактику военного давления, организовали провокации в Южно-Китайском море, впервые туда были направлены американские стратегические бомбардировщики.
В ответ на американскую политику ограничений и давления Поднебесная еще больше открывается миру.
После отмены таможенных пошлин на большинство импортных лекарств в мае 2018 года и снижения тарифов на автомобили и потребительские товары в июле Китай объявил о снижении с 1 ноября пошлин на импорт 1.585 наименований промышленных товаров, включая механическое оборудование, комплектующие и сырьевые материалы. Уже бы американским ястребам остановиться. Но не тут-то было.
Китай: курс на новые рынки
А потому одновременно Китай держит курс на переориентацию с американского рынка на другие. В Шанхае представлены компании всех стран G20, более 50 государств вдоль «Пояса и пути», а также экспоненты из более чем 30 наименее развитых стран мира. Последних Китай намерен сделать своими поставщиками, передав им технологии и собственный опыт налаживания экспортного производства. С китайской стороны на выставке будут работать 80 тыс. фирм-импортеров.
«Сокращение торговли с США даже на 500 млрд долларов не страшно для экономики Китая, - говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол, помощник министра иностранных дел КНР Чжан Ханьхуэй. - Мы справимся, поскольку КНР уже не так сильно зависит от международной торговли, идет переориентация на внутренний рынок и на рынки других стран. США запретили экспорт в Китай суперкомпьютеров. Спасибо им. Мы создали свои суперкомпьютеры - самые мощные и лучшие в мире. Они запрещают покупать высокотехнологичную продукцию, мы делаем свою. А что еще, кроме бобовых и цитрусовых, можно купить в США?»
Требуя урегулировать дефицит в торговле, американская администрация по факту стремится преградить путь на американский рынок китайским товарам, надеясь тем самым подорвать китайскую экономику.
По словам господина Чжана, речь идет не столько о торговой войне, сколько о попытках остановить бурный рост Китая, его технологическую революцию, которые в какой-то мере стали неожиданностью для Запада. «Провалились попытки "цветных революций", улетучились иллюзии с помощью "мягкой силы" затормозить наше развитие, в ход идут торговые санкции, чтобы как-то сдержать Китай. Вашингтону не нравится, что у нас руководит Коммунистическая партия. Но мы выдержим, - говорит китайский дипломат. - У нас есть все возможности для отражения этих попыток, для защиты суверенитета всеми средствами. В том числе и военными. Например, военно-морской флот Китая удваивается по своей мощи каждый год и становится одним из крупнейших и боеспособных в мире. Мы миролюбивая нация и лишь обороняемся. Но мы не позволим кому-либо диктовать нам свою волю. Американцы действуют в мире по-хулигански. Вспомним, Ирак, Ливию, Югославию, где они бомбили наше посольство. Сейчас Сирия. Но нас этим не напугаешь. Мы не хотим конфронтации, намерены урегулировать разногласия дипломатическим путем, однако не боимся давления».
Россия: есть спрос, предложение будет зависеть от нашей поворотливости
Что же в этой ситуации должна предпринять Россия? В шанхайской выставке участвует представительная российская делегация во главе с премьером правительства Дмитрием Медведевым. Около 100 российских компаний будут вести переговоры о поставках своей продукции. В нынешнем году между нашими странами ожидается рекордный товарооборот - около 100 млрд долларов. Это пока на порядок меньше, чем торговля США - КНР. Но постепенно расширяются поставки в Китай российской технической продукции, хотя большую часть экспорта по-прежнему составляют энергоносители. В последние годы драйвером роста двусторонней торговли становится продовольствие.
«Зачем нам везти сою и другие товары издалека - из США, когда рядом есть Россия? - задает риторический вопрос посол Чжан. - Как-то президент Владимир Путин пообещал, что Россия обеспечит поставки в Китай сои в объеме 5 млн тонн. Но пока все российское производство сои - 3,5 млн тонн. Вашей стране необходимо увеличивать объемы производства и поставлять излишки в Китай».
Сейчас КНР завозит из-за рубежа 100 млн тонн сои (одного из основных продуктов питания китайцев). Из этого объема США поставляют 35 млн тонн, Бразилия - 6 млн тонн, Россия - всего 500 тыс. тонн. Здесь заключен ответ на риторический вопрос китайского дипломата. При этом Китай готов инвестировать в расширение производства не только сои, но и зерновых, другой пищевой продукции на территории России.
От нашей поворотливости будет зависеть то, какую долю мы сможем занять на самом большом в мире рынке. Что, кроме продовольствия, а также нефти и газа, мы сможем предложить рвущемуся к технологическим высотам Китаю?
«Хотя мы не подписали Договор о союзе, но по факту мы союзники, - говорит помощник министра иностранных дел КНР Чжан Ханьхуэй. - США действуют нахально, но благодаря стратегическому сотрудничеству КНР и России удается сохранить стабильность в мире. Спина к спине, бок о бок мы боремся за мир. И мы непобедимы, если будем углублять взаимодействие не только в политике, но и в экономической сфере. У нас нет никаких территориальных вопросов друг к другу. Граница определена, пограничные столбы в 2005 году были поставлены навечно. Мы учитываем все интересы России, особенно в зоне ее традиционного влияния. Более 3 тыс. китайских военнослужащих участвовали в российских учениях "Восток-2018", продемонстрировав уровень нашего боевого взаимодействия. Мы намерены и дальше работать с Россией в военной области, что бы по этому поводу ни говорили в Вашингтоне. Мы никогда не отклонимся от стратегического сотрудничества с Россией. Если еще Россия освоит китайский рынок, это выход и для России, и для Китая».
P.S. Премьера - отменяется
Последним событием в американо-китайских отношениях стала отмена мирового проката (накануне первого показа) в Китае американо-китайского супербоевика «Несгибаемый дух» (международное название - «Air Strike»). Грандиозный блокбастер, на который было потрачено 100 млн долларов, повествует об американо-китайском взаимодействии в отражении японской агрессии в воздухе. Одну из главных ролей сыграл Брюс Уиллис. Идейно-художественным руководителем проекта был Мэл Гибсон. И вот фильм заброшен на полку, несмотря на большие затраты и будущие миллиардные прибыли от мирового проката.
В качестве основной причины мировые СМИ указывают неуплату налогов в китайский бюджет сыгравшей в «Несгибаемом духе» китайской кинодивы Фань Бинбин, которая, как выяснилось, работала по двум контрактам - официальному и неофициальному. Да, за это в Китае даже такие персоны могут жестоко поплатиться. Также говорят, что съемочная группа во главе с американцами завысила бюджет фильма, тем самым отмыв несколько сотен миллионов долларов.
Но что-то подсказывает, что главная причина - политическая. Ведь, разобравшись с финансовыми нарушениями, можно было бы фильм и показать. Он, как говорят спецы, и впрямь дух захватывает. Но, судя по всему, время, когда китайская сторона вынуждена отменять переговоры с США по торговым и военным вопросам, а Трамп выступает с новыми угрозами в адрес Пекина, - не самый подходящий момент для фильма, пропагандирующего американо-китайское «братство по оружию».