Локо-дроны в российском камуфляже
«Беспилотная железнодорожная техника - бурно развивающаяся отрасль в транспортной индустрии». Такой тезис будет опровергать разве что глупец. Все развитые страны планеты за возможность стать «передовиком» в беспилотной ж/д-логистике бросают на карту многое. Япония, Китай, Великобритания, Франция, США и Австралия… В России с локомотивами-дронами ситуация странная. Если не сказать парадоксальная. Так, вице-президент отечественного Союза машиностроителей Валентин Гапанович не скрывает озабоченности - наша страна рискует серьезно отстать в этом направлении. Почему? - в материале корреспондента еженедельника «Звезда».
Законодатели беспилотных ж/д-мод
На вопрос, кто диктует моду на рынке беспилотного транспорта, есть внятный ответ - азиаты-дальневосточники.
Десятилетия безраздельным императором в производстве поездов-беспилотников была высокотехнологичная Япония. Только вдумайтесь - первые поезда автоматизированной железнодорожной линии «Синкансэн» вышли из депо еще в далеком 1964 году! Автоматизированная система управления позволила уже тогда выйти на рабочую скорость в 210 км/ч. С начала 2000-х японцы стали внедрять роботизированные составы, а в 2003 году были созданы первые поезда на магнитной подвеске, установившие абсолютный рекорд скорости для железнодорожного транспорта - 581 км/ч.
С начала нынешнего века технологии «Синкансэн» экспортируются во многие страны мира. Особенно активно внедряют их китайские соседи. Железные дороги Тайваня, к примеру, с 2016 года полностью перешли на беспилотные локомотивы.
Европа тоже понемногу откусывает беспилотных «рельс и шпал».
Неслучайно промышленный гигант Siemens из Германии уже несколько лет штампует по большей части локомотивы-беспилотники, пользующиеся повышенным спросом во всем мире.
Благодаря знаменитому немецкому качеству, системы от «Сименса» шагнули далеко за пределы ФРГ, постепенно заполняя мировой железнодорожный рынок: автоматика, приборы и датчики, микропроцессоры и софт для них - надежность локомотивов из Германии знают и ценят во всех частях света. А что Россия, где, на минуточку, самые длинные железнодорожные пути?
«Паровоз ушел» или еще наверстаем?
К сожалению, в России в сфере поездов-беспилотников похвастаться нечем. На крупной выставке-форуме InnoTrans-2018, прошедшей в сентябре этого года в Берлине, наше отставание в ЖД-технологиях выглядело просто безнадежным.
Первое, что бросается в глаза - острая нехватка качественной отечественной электроники и программного обеспечения для локомотивов нового поколения. Потому лидер железнодорожного беспилотного рынка исключительно зарубежный производитель.
Нужно ли удивляться, что первые роботизированные поезда, которые должны к 2020 году застучать по стыкам Московской кольцевой железной дороги, вряд ли будут гордо щеголять товарным знаком «Сделано в России».
Впрочем, вице-президент российского Союзмаша Валентин Гапанович считает, что мы еще в состоянии вскочить на подножку стремительно разгоняющегося поезда. Правда, для этого придется приложить максимум усилий.
- Нужно решить, что конкретно мы можем предпринять, чтобы в нашей стране беспилотные транспортные средства, в том числе на железной дороге, внедрялись как можно активнее, - подчеркнул на недавнем заседании Союза промышленников России Валентин Гапанович. - Иначе мы рискуем сильно отстать.
Предложение купить иноземное и внедрить на отечественное - дело привычное и проверенное. Часто - даже дешевое. Однако не даст ли импортное «железо» или «софт» запланированный сбой, когда противостояние из «холодного» вдруг перерастет в «горячее»?
Мирные пути с видом на военные рельсы
Железнодорожные поезда-беспилотники - тема, казалось бы, исключительно гражданская. Пока никто из мировых держав не высказывался о желании перекрасить ж/д-дроны в цвет хаки.
Но ведь переставить гражданский состав на военные рельсы в случае нужды труда не составит? И в этом вопросе Россия внезапно может прыгнуть в «дамки».
Сторонник внедрения всего нового и прогрессивного в российскую армию эксперт Константин Ружий уверен: беспилотные поезда способны серьезно усилить щит Родины.
- Помните, как быстро специально для маневров «Восток-2018» перебросили по «железке» 300 тысяч военнослужащих? В такую скорость даже там, на Западе, поверили с трудом! - заявил военный специалист - А теперь представьте, что будет, если за дело возьмутся скоростные беспилотные поезда? Логистика улучшится в разы. За считанные дни можно будет целые армии перебрасывать из одной точки страны в другую.
Но такой оптимизм эксперта поддерживают не все его коллеги. Например, военный эксперт Александр Мозговой уверен: такая роботизация пока что - «оружие обоюдоострое»:
- С одной стороны, все к этому идет и это отрицать глупо. С другой - цифровые системы могут глючить и давать сбой. И тогда в спасительный ручной режим перейти будет некому - все системы под властью искусственного интеллекта.
Но даже самые осторожные специалисты сходятся в одном: польза для армии в поездах-беспилотниках несомненна.
Однако Союз машиностроителей России пока все же больше ориентирован на дела мирные, повседневные. Так, вице-премьер правительства Юрий Борисов на том же заседании Союза машиностроителей в правительстве подчеркнул:
- Сегодня оборонным предприятиям недостаточно производить исключительно военную и специальную технику. Нам нужно уметь привлекать внебюджетные ресурсы, выпускать гражданскую продукцию и реализовывать ее на конкурентном рынке.
Да, гражданский рынок дело нужное и хорошее. Главное в погоне за прибылью не забыть о военных рельсах. А то может случиться как в одной малоизвестной, но очень любопытной фразе: «Если вы не хотите своевременно точить оружие - готовьтесь строгать столбики для собственной резервации».