Протоиерей Сергий Привалов: «Сейчас против России идут не только экономическая, информационная войны, но и духовная. Наша задача - спасти души военнослужащих»
Защитники Отечества выполняют Волю Божью
- Ваше преподобие, в июле 2019 года исполнится десять лет, как по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Межрелигиозный совет России обратился к Президенту России с предложением ввести в Вооруженных силах институт военного духовенства. Глава государства эту идею поддержал. Что можно считать главным достижением за прошедшее время?
- Главное, что институт военного духовенства состоялся. Благодаря решению Верховного Главнокомандующего, священнослужители традиционных религий России - христианства, ислама, буддизма и иудаизма - стали работать на благо духовно-нравственного и патриотического воспитания военнослужащих. Что касается Русской Православной церкви (РПЦ), то в настоящее время на штатные должности назначен 181 православный священник.
Цифра
63% верующих военнослужащих Вооруженных сил РФ обеспечиваются в настоящее время пастырским попечением. По сравнению с 2016 годом, прирост составляет 8%. В других силовых структурах священнослужители окормляют порядка 48% верующих представителей воинских формирований.
Из отчета о деятельности Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами за 2009 - 2018 гг.
- С какими трудностями пришлось столкнуться поначалу?
- Становление вновь созданной структуры - это серьезная работа. Сначала имело место определенное недопонимание: почему священнослужитель, который не имеет воинского звания, не выполняет боевую работу, находится внутри воинского коллектива? Чем он должен заниматься? Дублирует ли он функции заместителей командиров по работе с личным составом и другого командного состава?
Не скрою, в первые месяцы была определенная настороженность со стороны командования и военнослужащих. С одной стороны, к священнослужителям всегда относились и относятся уважительно, а с другой - офицерам не всегда были понятны формы и методы работы, которые традиционно существуют в Русской Православной церкви. Многие не понимали, каким образом их можно применять в армии и на флоте в условиях боевой и учебно-боевой работы.
Например, некоторые командиры думали, что священнослужитель - это тот человек, который должен обеспечить выполнение задач, поставленных перед командованием воинской части. В первую очередь, в профилактике неуставных взаимоотношений, предотвращении суицидальных проявлений, а также в формировании в подразделениях атмосферы дружбы и войскового товарищества. При этом бытовало мнение, что с приходом священнослужителя должно резко измениться в лучшую сторону состояние воинской дисциплины. И когда перекладывание своих командирских обязанностей на плечи священнослужителей не приносило видимого эффекта, делался скоропалительный вывод: батюшка не справляется с теми функциями, ради которых его призывали в воинский коллектив.
Это в корне неверно. Священник - лицо сакральное, избранное Богом, для совершения того, что мы называем богослужением. Богослужение предназначено для того, чтобы человек познал Бога, соединился с ним и вел свою жизнь таким образом, чтобы быть не только профессионалом в своей области, но в первую очередь стать человеком - в высшем понимании этого слова.
Если мы говорим об этом предназначении, то священнослужитель, выполняя главную свою функцию, должен тем самым способствовать изменению личностного осознания необходимости служения Отечеству. Когда люди объединяются по вере, когда они выполняют свои духовные и профессиональные задачи одновременно, как защитники Родины, то они выполняют Волю Божью.
Пастырь солдатских душ сам должен быть высокодуховным
- Какие задачи оказались приоритетными для военных священников, работающих непосредственно в подразделениях?
- Первое, и главное дело, для священнослужителя в воинской части - это определиться со своим местом внутри коллектива, выстроить взаимодействие не только с командным составом и окормляемой паствой, но и с представителями других религий. Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная. На службу призываются люди различных вероисповеданий. Каким образом в этих условиях православному священнослужителю участвовать в работе со всем личным составом?
Это была для нас серьезная проблема. На мой взгляд, мы успешно прошли это испытание. В воинских частях работают также представители мусульманского и буддистского духовенства. Между нами есть четкое взаимопонимание: мы выполняем общую задачу, стараемся помочь военнослужащим выполнить свое основное предназначение по защите нашего Отечества. Эта задача воспринимается совершенно положительно духовными лицами всех традиционных религий России.
- Реалии нашего времени: верующих много, но мало воцерковленных. Как священнику действовать в таком случае?
- Да, мы знаем, что не каждый солдат готов к участию в богослужении, не все приходят в храм, не все желают исповедоваться и причащаться. Но когда священнослужитель проводит беседы с личным составом, он говорит о том, что волнует каждого военнослужащего. Что такое Родина? Почему ее нужно защищать? Для чего нужно быть добрым, честным, любящим, справедливым? Почему нужно быть человеком, готовым к самопожертвованию, и отчего служение воина - это жертвенное служение?
Мы говорим о том, что работа священнослужителей называется служением. И у военнослужащих главное дело - служба. Таким образом, есть только две такие категории людей в нашем государстве, у которых служение есть высшее проявление своего предназначения здесь, на земле.
- Чем отличаются и в чем совпадают ваши задачи с миссией священников в императорской России?
- До революции на человека больше влияли родители, сослуживцы, общественное мнение. А сегодня на каждого гораздо сильнее влияют средства массовой информации. Больше, чем все его окружение. Происходит изменение сознания человека, часто - в худшую сторону. Причем информационное воздействие недружественных к нашей стране, к нашим ценностям СМИ можно рассматривать не только как информационную войну, но и как войну духовную. Привести человека к звероподобному образу и превратить его в существо, которое не имеет внутренних духовных ценностей и идеалов, - это задача нашего противника, а значит, все средства хороши. И мы видим, что используется все, что вредит душе человека, который ищет внутри себя Бога и хочет сохранить свою духовно-нравственную идентичность: как человека православного, верующего, как человека, который хочет жить в своей стране и любить Бога и ближнего.
В этом плане современный священник должен обладать такими качествами, которые смогут помочь ему в пастырской работе с военнослужащими новой формации, которые отличаются от солдат дореволюционной России. Он должен быть профессионалом, обязан быть хорошо подготовленным лектором и человеком высокодуховным. Иначе за ним никто не пойдет. Мы знаем, что лучшие подразделения, как правило, те, которые возглавляются лучшими командирами. Так и пастырь солдатских душ должен быть из числа лучших в своей среде.
С другой стороны, в исполнении обязанностей военное духовенство принципиально не отличается от приходского. Священник - это человек, который совершает божественную службу, и это - его главное предназначение, сакральная функция. Все остальное является только дополнением к этому служению.
Опыт работы с военнослужащими имеют все
- Сейчас свыше 180 священников назначены на штатные должности в частях Минобороны России. А сколько, по-вашему, всего должно быть священнослужителей в войсках?
- По штату - 269. Но командиров, которые желают ввести должности помощников по работе с верующими военнослужащими, гораздо больше. Сейчас наступает, наверное, такой этап, когда нужно провести определенную работу по введению дополнительных должностей.
Справка
«Общее число священнослужителей, осуществляющих пастырское окормление военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, других воинских формирований и членов их семей, составляет порядка 600 человек, в том числе 181 - на штатной основе».
Из отчета о деятельности Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами за 2009 - 2018 гг.
- Как Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами ведется подбор и расстановка кадров?
- В первую очередь штатные должности были введены на российских военных базах, в удаленных гарнизонах и воинских частях Крайнего Севера, Дальнего Востока, а также в воинских частях с большой численностью военнослужащих, в основном - в Сухопутных войсках. В связи с этим была определенная трудность в подборе священнослужителей, поскольку в епархиях этих удаленных регионов не так много священнослужителей, которые готовы были занять штатные должности в войсках. Постепенно все наладилось.
Кроме того, расстановка кадров предполагала и обучение священнослужителей тому, что они должны были знать как помощники командиров по работе с верующими военнослужащими. Все священнослужители прошли профессиональную доподготовку в Военном университете Минобороны.
- В числе священнослужителей есть бывшие военнослужащие, которым приходилось нести службу в зонах боевых действий. Насколько активно используются их знания и опыт?
- Людей, что прошли службу в вооруженных силах в ранге офицеров и стали священнослужителями, немного - порядка 5-7%. Но мы считаем, что для военных священников необязательно иметь в прошлом офицерские звания. Все священнослужители имеют опыт работы с военнослужащими. Отбирают кандидатуры и принимают по ним решение правящие архиереи, причем обязательно согласованные с командирами тех воинских формирований, куда священники назначаются на должность.
Главный храм в честь главной Победы
- В скором времени на территории Военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» в Московской области ожидается возведение Главного храма Вооруженных сил России. По вашему мнению, в чем его значимость?
- Инициатива министра обороны России Сергея Кужугетовича Шойгу по возведению Главного храма Вооруженных сил России в честь 75-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне получила благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Она поддержана всем духовенством, и в первую очередь - военным. Напомню, что до сих пор не было ни одного храма, который был бы возведен в честь Победы в Великой Отечественной войне, поэтому он будет иметь важное духовное значение не только для нашего воинства, но и для всех жителей России.
Прямая речь
«Минобороны реализует план строительства в парке «Патриот» Главного храма Вооруженных сил. Эта идея получила одобрение общественности, органов государственной власти, военного управления, священноначалия и была воплощена в визуальной концепции проекта храмового комплекса».
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу.
Во-первых, это дань памяти всем тем, кто отдал свои жизни за свободу и независимость, за наш народ, государство, историю. В храме планируются регулярные богослужения в память об ушедших от нас воинах: тех, кто погиб в «горячих точках», и кто сейчас на полях сражений отдает свои души за други своя, и, естественно, за все тех, кто погиб во всех войнах, которые вели за Отечество наши предки.
Второй момент, безусловно, просветительский. Храм будет воплощением того, как небесные покровители воинства российского оберегают наши вооруженные силы. Каждая икона, каждый придел храма будут созданы в честь тех или иных святых угодников Божьих. Вокруг храма планируется создание Аллеи памяти, которая будет включать в себя имена и портреты военнослужащих, которые сражались на полях Великой Отечественной войны. Причем это будут не только православные люди, а все, кто участвовал в этой смертоносной войне. Так же там будут и имена наших союзников, которые сражались бок о бок с нами с фашизмом.
- Сообщалось, что на территории Главного храма будет оборудован и учебно-методический центр. Для каких целей?
- Предполагается, что он будет центром духовного просвещения военнослужащих воинских частей Московского региона. В этом центре также будут проходить занятия с командным составом, психологами, социологами, помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими. Будет проводиться профессиональная подготовка и штатных военных священников.
При учебном центре будут созданы группы по подготовке сестер милосердия. Это служение, которое угодно Богу и в любом случае востребовано. Будет работать интерактивная выставка, которая расскажет о всех сражениях и победах нашего оружия. Откроется музей, посвященный церковно-армейским отношениям, а также кинолекторий и библиотека духовной литературы. По решению Главного военно-политического управления ВС РФ, учебно-методический центр войдет в систему воспитательной работы с личным составом вооруженных сил нашей страны.
- Известно уже, кто будет настоятелем Главного храма Вооруженных сил России?
- Нет. Решение будет принято священноначалием, я думаю, лично Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Он постоянно контролирует процесс оборудования и благоукрашения Главного воинского храма. В начале декабря состоялась встреча, на которой министр обороны представил концепцию архитектурно-художественного убранства Главного храма Вооруженных сил России. Ее одобрил Святейший Патриарх Кирилл.
- Когда ждать открытия и освящения Главного воинского храма?
- Оно произойдет в 2020 году, не позднее 8 мая. Это решение, которое никак не может быть изменено.
- А как идет храмостроительство в воинских частях?
- Идет активно. Храмы строятся и восстанавливаются. Например, храм архистратига Божия Михаила в г. Севастополе, здание которого ранее использовалось как филиал музея Черноморского флота, вновь стал воинским.
Цифра
294 православных культовых зданий (храмы и часовни) действуют на подведомственных Минобороны России территориях.
По данным Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.
Построены новые войсковые храмы в городах Кант (авиабаза в Киргизии, - прим. ред.), Владикавказ, Североморск, Гаджиево (Северный флот) и многих других гарнизонах. Восстановленный Кронштадтский Никольский морской собор стал главным храмом Военно-Морского флота России, Преображенский храм в Москве - Сухопутных войск. В целом строительство зависит от желания и потребностей как личного состава воинских частей, так и решений правящих архиереев, на территории которых находятся воинские формирования.
На переднем крае
- Насколько военное священничество представлено в Крыму и в Сирии?
- С Крымом все хорошо, особенно теперь, когда он возвратился в родную гавань. На Черноморском флоте создана группа священнослужителей, которые непосредственно окормляют личный состав кораблей флота и все береговые службы. Работают штатные и внештатные военные священники, у командующего ЧФ есть помощник по работе с верующими военнослужащими.
Крым - это наша «непотопляемая база», и то, что во все угрожаемые периоды там необходима духовная поддержка личному составу, предполагает самую серьезную работу священнослужителей.
Что касается Сирии, то там на постоянной основе работают два православных священнослужителя. Один - на авиабазе Хмеймим, второй - на военно-морской базе Тартус, с постоянной ротацией.
- В Сирии много христиан. Налажены ли контакты РПЦ с местными служителями православной церкви? И еще, приходится ли нашим военным священникам окормлять жителей Сирии?
- Военные священники взаимодействуют с представителями Антиохийского Патриархата, сами со своей паствой посещают местные святыни. Все это происходит по братскому согласию - и для наших священнослужителей, и для российских воинов. Духовные паломничества очень по-доброму воспринимаются нашими военнослужащими.
Но задача по окормлению сирийцев православного вероисповедания перед нашими военными священнослужителями не стоит. Они трудятся исключительно для солдат и офицеров российской группировки войск.
Мы победим!
- Сейчас, в преддверии Рождества Христова, что бы вы хотели пожелать нашим воинам?
- Во-первых, хочется поздравить всех защитников государства Российского с Рождеством Христовым. Когда мы вспоминаем о Рождестве, мы желаем друг другу чего-то нового - новой радости, новых встреч, новых свершений. В церковном понятии гражданского Нового года не может быть без упоминания того, что родился Сам Богомладенец - Иисус Христос.
Хочу пожелать всем воинам России духовной радости, милости и помощи Божьей, четкого осознания того, что наш общий труд и наше служение угодны Богу, а значит - мы победим!