Андрей Токарев: «США до времени экономят свои военные вложения в Африке, поскольку не видят конкурентов и угроз себе на этом континенте, кроме России и Китая»
Пентагон в свою очередь подтвердил, что подразделение, состоящее из 7.200 военнослужащих, будет сокращено примерно на 10% в предстоящие несколько лет.
Справка
Силы специального назначения США в настоящий момент развернуты в Сомали, Нигере, Камеруне и других странах Африки. Основная задача американского военного присутствия на континенте состоит в противодействии боевикам, вроде запрещенной в России сомалийской террористической группировки «Аш-Шабаб».
Официально правительство США признало свое военное присутствие на Черном континенте неэффективным. Американские военные аналитики отмечают, что в ходе проведения военных операций в американских интересах в тех или иных африканских государствах элитные подразделения выполняют лишь краткосрочные миссии. При этом у США нет никакой целостной военно-политической стратегии, которая содействовала бы выполнению внешнеполитических задач США на африканской, в частности, и мировой арене, в целом.
Какие силы и как могут заменить «неэффективных» американских вояк «на месте святе», еженедельник «Звезда» попросил рассказать заведующего Центром исследований Юга Африки РАН, кандидата исторических наук Андрея Токарева.
- На саммите США - Африка, прошедшем в 2014 году, президент Барак Обама подчеркнул главные задачи на перспективном для Штатов континенте - обеспечить доступ своему бизнесу, сыграть на опережение и потеснить, в первую очередь, таких мощных конкурентов, как Китай и Россия.
Командование вооруженных сил США в зоне Африки (АФРИКОМ) существует на протяжении 10 лет - с 2008 года. В этом году руководство США заявило, что в ближайшие три года планирует сократить численность своих военных контингентов на континенте. Связано это, полагаю, с соображениями тактического порядка: попросту говоря, США экономят деньги на содержании в Африке военных контингентов и их участии в боевых операциях, но при этом сохраняют здесь стратегические интересы.
Что касается сокращения числа американских антитеррористических подразделений, то, скорее всего, изменится только форма присутствия: появятся американские советники, военно-технический персонал, не исключаю и оживления деятельности спецслужб.
Не думаю, что беспокойство американских журналистов по поводу «российского вмешательства» оправдано. Российские военные не собираются стремительно занимать освободившуюся нишу, поскольку наше военное сотрудничество с Африкой развивается еще с 2000-го года. В 2017 г. товарооборот России со странами Африки составил 17,4 млрд долларов. Важнейший компонент - торговля оружием.
Около 30% оружия, закупаемого странами Африки к югу от Сахары, приходится на Россию. Наибольшим спросом пользуются стрелковое вооружение, бронетехника, авиация и артиллерия. В небе Африки летает около тысячи российских вертолетов военного и гражданского назначения. Некоторые африканские страны, включая Анголу, выступали с предложением создать на своей территории крупные ремонтные базы для ремонта и обслуживания техники советского производства. Прошедшая в начале декабря в Египте международная выставка оборонной и военной промышленности EDEX 2018 показала большую заинтересованность африканских военных в современном российском вооружении.
Нельзя не вспомнить, что в российских вузах обучаются курсанты и слушатели из десятков стран Африки. Военачальники многих африканских стран закончили советские или российские вузы, имеют высокий профессиональный уровень. Нынешний президент Анголы Жуан Лоуренсу, бывший министр обороны этой страны, - выпускник советской военной академии.
Наше сотрудничество с Африкой - в интересах обеих сторон. Россия получает существенную прибыль от продажи своего вооружения и продолжает налаживать отношения со странами Африки. А в то же время африканские военные получают эффективное оружие, которое будет применяться, в том числе, и в борьбе с террористами.