Заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Виктор Соколов.

Вице-адмирал Виктор Соколов: «Когда иностранные эксперты видят, на что реально способны российские корабли, они попросту умолкают»

Впервые в современной истории России в Средиземном море проведено учение «Океанский щит». О неизвестных деталях совместных маневров ВМФ и ВКС России в Средиземном море, о морской выучке североморцев и состоянии ракетного крейсера «Маршал Устинов» после ремонта и модернизации еженедельнику «Звезда» рассказал заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Виктор Соколов
28 декабря 2018, 06:23
Реклама
Вице-адмирал Виктор Соколов: «Когда иностранные эксперты видят, на что реально способны российские корабли, они попросту умолкают»
© mil.ru
Заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Виктор Соколов.
Читайте нас на: 

Одним из знаковых событий уходящего года в жизнедеятельности Военно-Морского флота РФ стали совместные маневры с Воздушно-космическими силами в Средиземном море, прошедшие в начале сентября. Все четыре российских флота, плюс  Каспийская флотилия были представлены на них 25 кораблями и судами, включая две подводные лодки. С воздуха военно-морскую группировку «прикрывали» свыше трех десятков самолетов и вертолетов.

Старшим на борту ракетного крейсера «Маршал Устинов» (флагманский корабль, где размещался командный пункт межфлотской группировки разнородных сил в Средиземноморье, - ред.)  и непосредственным руководителем отработкой целого ряда эпизодов был заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Виктор Соколов.

«Осуществлять маневры приходилось в условиях, максимально приближенных к боевым»

- Виктор Николаевич, эти межвидовые маневры стали крупнейшими в новейшей истории России. Как вы оцениваете действия военно-морской составляющей и чем эти учения принципиально отличались от других подобных мероприятий?

- Учение проходило под руководством Главкома ВМФ адмирала Владимира Королева. Достаточно обширный район действия включал в себя центральную и восточную части Средиземного моря.

Совместные маневры с Воздушно-космическими силами в Средиземном море.
© mil.ru
Совместные маневры с Воздушно-космическими силами в Средиземном море.

Главной принципиальной особенностью учения стало отсутствие традиционного подготовительного периода, который заключается в подготовке командования группировки, командиров тактических групп и кораблей с подробным заслушиванием решений на каждый эпизод и их розыгрышем.

Это значит, что корабли прибывали в район учения, не зная конкретной задачи. Соответствующие команды они получали по средствам радиосвязи и действовали в составе группировки, что называется «с ходу». Причем, в зависимости от складывающейся обстановки на конкретный момент времени, командованием неоднократно менялся как состав тактических групп, так и задачи, которые необходимо было выполнить.

Еще одной особенностью стало отсутствие учебной оперативно-тактической обстановки и сил, обозначающих противника. Эти силы были реальными. Напомню, наши маневры проходили в период обострения обстановки в Сирии и непосредственно в Средиземном море, когда ежедневно нарастала напряженность вокруг одной из провинций. «Градус» истерии западных «партнеров» о якобы имеющемся намерении правительственных войск Сирийской Арабской Республики применить химическое оружие достиг тогда своего апогея.

Это был именно тот период, когда «белокасочники» готовили очередную провокацию в провинции Идлиб с целью обвинения правительства Башара Асада в применении химического оружия против мирных жителей. Как мы знаем, этого повода вполне было бы достаточно для принятия решения руководством США на нанесение ракетного удара по территории Сирии из акватории Средиземного моря. И там уже была сформирована достаточно мощная корабельная группировка ВМС США и НАТО, основу которой составляли корабли с крылатыми ракетами на борту.

Корабельная группировка ВМС США и НАТО.
© navy.mil
Корабельная группировка ВМС США и НАТО.

Поэтому осуществлять маневры в ходе совместных учений нашим кораблям и авиации приходилось в условиях, максимально приближенных к боевым. Была проверена способность Военно-Морского флота в кратчайший срок создать группировку - в удаленном районе от пунктов базирования и самостоятельно, и во взаимодействии с силами ВКС России выполнить необходимый комплекс мероприятий. И эта задача была выполнена.

Цитата

«Впервые в современной истории России в Средиземном море проведено учение «Океанский щит». Крупная межфлотская группировка вместе с дальней авиацией уверенно решила широкий круг задач, апробировала новейшие тактические приемы и способы действий корабельных сил и авиации.

Особо отмечу: в мероприятиях оперативной и боевой подготовки задействовалось вооружение, прошедшее проверку в Сирии, а также использовался опыт, полученный нашими военнослужащими в борьбе с террористами».

Президент РФ, Верховный Главнокомандующий ВС России Владимир Путин. Расширенное заседание коллегии Министерства обороны. 18 декабря 2018 года

Очень неплохо из состава группировки ВМФ, проявив лучшие морские качества, показали себя корабли новых проектов с крылатыми ракетами большой дальности - фрегаты «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров» и «Адмирал Григорович». А также  малые ракетные корабли - «Град Свияжск», «Вышний Волочек» и «Великий Устюг». Имея на вооружении новейшие образцы радиоэлектронных средств освещения обстановки и связи, они составляли основу нашей группировки. И на протяжении всего периода учений создавали единое информационное пространство,  обеспечивающее принятие решений по применению сил на море и в воздухе, которые были очень близки к реальным. Для меня и штаба группировки это было, пожалуй, самым интересным.

Фрегат «Адмирал Макаров».
© mil.ru
Фрегат «Адмирал Макаров».

Все результаты наработок, достигнутые в ходе сентябрьских маневров в Средиземном море, уже нашли свое отражение в организационно-методических указаниях по подготовке сил и войск флота в 2019 году.

Полученный опыт обязательно будет внедряться и развиваться в ходе тактических учений Северного флота.

Мы знаем свои «тонкие места»

- Насколько вы удовлетворены выучкой моряков-североморцев и выявились ли какие-то «тонкие места», которые необходимо доработать в ходе дальнейшей учебно-боевой подготовки?

- Удовлетворение всегда чувствуешь, когда возвращаешься в родную базу без потерь: то есть, когда и люди живы, и корабли целы. Большего удовлетворения, пожалуй, у любого командира быть не может. Поверьте, это не просто высокопарные слова. А когда еще и поставленные задачи выполнены с хорошим качеством, и это оценено руководством, чувствуешь не только удовлетворение, но и гордость за службу на флоте. Одновременно с этим приходит понимание, что и годы, и силы потрачены не напрасно.

РКР «Маршал Устинов» вернулся в родную базу в Североморск.
© mil.ru
РКР «Маршал Устинов» вернулся в родную базу в Североморск.

Справка

РКР «Маршал Устинов» вернулся в родную базу в Североморск лишь в конце ноября. За время дальнего похода, помимо выполнения задач в акватории Средиземного моря в течение трех месяцев, экипаж крейсера представлял Северный флот на Главном военно-морском параде на Кронштадтском рейде в июле и принимал участие в межфлотском учении ВМФ России на Балтике.

Что касается морской выучки североморцев, еще до выхода на боевую службу в Средиземноморье (помимо «Маршала Устинова» в состав нашего отряда кораблей входили танкер «Дубна» и спасательный буксир «СБ-406») были выполнены все мероприятия, необходимые для слаживания экипажей. Практические навыки моряков были проверены во время сбор-похода кораблей Северного флота под руководством командующего флотом адмирала Николая Евменова.

«Тонких мест», как бы хорошо и к чему моряки ни готовились, всегда достаточно. Но именно в море они не только выявляются, но и исправляются. При этом всегда что-то обязательно остается и всегда есть над чем работать.

Боевой информационный пост корабля.
© mil.ru
Боевой информационный пост корабля.

В частности, нам необходимо «подтянуть» уровень специальной подготовки при эксплуатации радиоэлектронных средств разведки, обработки, отображения и обмена информацией о морской и воздушной обстановке; доработать на практике технические и организационные вопросы при создании и функционировании единого информационного пространства временно формируемых группировок…

Не хочу уходить глубоко в детали, главное, что мы знаем и свои «тонкие места», и что нужно делать, чтобы их число минимизировать.      

Полностью сосредоточиться на выполнении учебно-боевых задач

- Участие «Маршала Устинова» в маневрах в Средиземном море фактически стало его первым выходом после глубокой модернизации в условиях завода. Как вы оцениваете состояние корабля, и какие задачи предстоит ему выполнять в ближайшее время?

- Ракетный крейсер «Маршал Устинов» имеет богатые традиции, но, прежде, чем говорить о его техническом состоянии, в первую очередь следует сказать о человеческом факторе. Крейсером командовали известные на флоте люди. Достаточно одного имени - адмирала Сергея Авакянца, который сегодня командует Тихоокеанским флотом. И нынешний командир - капитан 1 ранга Владимир Кузьмин является достойным продолжателем славной командирской плеяды этого крейсера.  Несмотря на продолжительный ремонт, который длился почти семь лет, обновленный экипаж, на 100% состоящий из военнослужащих контрактной службы, показал себя в походе очень зрелым и надежным. Большая часть экипажа - уроженцы Архангельской и Мурманской областей, есть и дагестанцы, и сибиряки…

«Маршал Устинов» - ракетный крейсер проекта 1164 - спущен на воду в феврале 1982 года.
© mil.ru
«Маршал Устинов» - ракетный крейсер проекта 1164 - спущен на воду в феврале 1982 года.

Справка

 «Маршал Устинов» - ракетный крейсер проекта 1164 - спущен на воду в феврале 1982 года. В составе Северного флота - с ноября 1986-го. На вооружении корабля находятся 16 противокорабельных крылатых ракет П-1000 «Вулкан», а также зенитные ракетные, артиллерийские и противолодочные комплексы. Водоизмещение  -свыше 11.200 т, максимальная скорость - 32 узла. В настоящее время вместе с атомным ракетным крейсером «Петр Великий» ракетный крейсер «Маршал Устинов» составляет основное боевое ядро СФ.

Главные узлы системы управления кораблем были полностью обновлены за время ремонта, и нынешнее его техническое состояние позволяет решать поставленные задачи в полном объеме. Думаю, что при грамотном подходе крейсер вполне будет отвечать своему предназначению еще, как минимум, ближайшие 10-15 лет.

Цитата

«В 2018 году Военно-Морским Флотом впервые проведено крупное военно-морское учение в восточной части Средиземного моря. Группировка в составе 28 боевых кораблей и судов, а также 36 летательных аппаратов морской авиации показала способность эффективно выполнять поставленные задачи по защите национальных интересов Российской Федерации в Средиземном море. Возрос уровень полевой, воздушной, морской выучки личного состава». 

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Расширенное заседание коллегии Министерства обороны. 18 декабря 2018 года.

В 2019 году кораблю предстоит выполнять целый ряд сложных и интересных задач. И совсем необязательно, что это будет в Средиземноморье. Операционная зона Северного флота включает в себя Северный Ледовитый и Атлантический океаны, где других задач, как говорится, выше крыши.

Лично у меня нет сомнений, что экипаж крейсера справится с ними не хуже, чем это было во время крайней боевой службы.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».
© mil.ru
Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

- Помнится, на переходе авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии в 2016 году, где вы также были старшим на борту, раздавалось много различных негативных высказываний со стороны иностранных спецов в отношении нашего ТАВКР. Насколько изменилось это отношение к нынешнему проходу отряда кораблей СФ во главе с «Маршалом Устиновым»? Как вообще подобное отражается на моральном духе экипажей, или моряки выполняют свои обязанности, невзирая на такие мелочи?

- Поход корабельной авианесущей группы (КАГ) Северного флота в 2016 году проходил несколько в других условиях международной обстановки. Тогда никто не скрывал, что российский тяжелый авианесущий крейсер идет к побережью Сирии для боевого применения корабельной авиации по позициям террористических группировок. Отсюда и истерия западных государств, прежде всего  Великобритании. Командование КАГ об этом прекрасно знало, иногда нам приходилось реагировать и готовить опровержение на публикации в СМИ.

Больше всего негатива было посвящено задымлению главной энергетической установки нашего авианосца. При этом чаще всего в СМИ выкладывались старые фотографии, на которых крейсер сильно «дымил» в Кольском заливе - при подготовке главных котлов паросиловой установки. Поэтому мы старались не особо реагировать на такие вещи. Досадно было лишь, что к западным публикациям буквально «притягивали за уши» комментарии ветеранов ВМФ, ранее служивших на крейсере, или знавших его по службе.

«Маршал Устинов» в Главном военно-морском параде в Кронштадте.
© mil.ru
«Маршал Устинов» в Главном военно-морском параде в Кронштадте.

Хочу заметить, что в том походе, когда кораблю исполнилось 25 лет, он был в лучшем техническом состоянии, нежели в свои молодые годы, о которых вспоминали некоторые ветераны. Чего стоит один лишь тот факт, что на пятом месяце похода авианосец шел по Кольскому заливу к своему причалу с полностью исправной главной энергетической установкой и без всякого задымления.

Поход отряда боевых кораблей Северного флота с ракетным крейсером «Маршал Устинов» во главе практически не освещался в СМИ, за исключением этапа его участия в Главном военно-морском параде в Кронштадте. И мы тоже хорошо понимаем почему: в последнее время о России и ее Вооруженных силах западные эксперты говорят либо в негативном тоне, либо скромно молчат. В данном случае, когда они видели мощь нашего флота и особенно его слаженные действия в составе группировки, они попросту прикусили свои язычки.         

Безусловно, внимание СМИ к процессу выполнения каких-то задач настраивает моряков на желание выглядеть лучше, чтобы заслужить право участвовать в видеосюжетах. С другой же стороны, отсутствие на корабле журналистов позволяет полностью сосредоточиться на выполнении учебно-боевых задач.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама