- Абсолютно неверующих людей в воздушном десанте я не знаю, не встречал, - говорит военный священник отец Андрей (Шеломенцев). - Прыжки с парашютом, реальные боевые действия - молится каждый...
А когда рядом, вместе с бойцами, на рампе Ил-76 или в окопе находится батюшка, то слово Божье доходит до человеческих сердец быстрее и без искажений.
Три осколка из Грозного
В августе 1996-го город Грозный взяли боевики. Не весь, но большую его часть. В окружении в центре дрались охранявшие правительственный квартал десантники из 7-й воздушно-десантной дивизии, насмерть стояли обороняющие здание своего управления в Чечне сотрудники ФСБ, на блок-постах отбивались солдаты Внутренних войск и бойцы ОМОН. Из Ханкалы, военной базы на окраине Грозного, на выручку осажденным была послана подмога. Две колонны 205-й мотострелковой бригады боевики сожгли. Те, кто действовал умнее - очищал дорогу бросками штурмовых групп, дошли до центра города.
- 166-я мотострелковая бригада, с бойцами которой я шел, деблокировала опорные пункты в центре города, мы вывезли раненых, - вспоминает иерей Андрей Шеломенцев.
В Чечню он, тогда служивший офицером милиции в Магаданской области, мог не ехать. Но кадровики сказали: ты - подготовленный морской пехотинец, а пошлем обычного мента - его же убьют сразу. Шеломенцев - выпускник Дальневосточного высшего общевойскового командного училища. Командовал взводом, отдельной разведывательно-десантной ротой в бригаде морской пехоты Северного флота. Нежданно возникли проблемы со здоровьем: врачебный вердикт - ограниченно годен. Служить в штабах не захотел, уволился в запас.
Он уже тогда шел к пастырскому служению. Замначальника райотдела милиции был усердным прихожанином в поселке Ола Магаданской области, пел на клиросе. Шеломенцев рассказал о предстоящей командировке на войну настоятелю храма отцу Василию. Тот благословил: «Иди и ничего не бойся! Господь не оставит…»
Только Божьим заступничеством иерей Андрей и сегодня объясняет свое чудесное спасение. 14 августа 1996-го их боевая группа в руинах Грозного нарвалась на боевиков. Был бой, скоротечный и жестокий. Три маленьких осколка вошли милицейскому капитану в шею - проскочили в сантиметровую щель между низом каски и верхом бронежилета. Хирург в моздокском госпитале, посмотрев на рентгеновские снимки, делать операцию отказался наотрез:
- Один осколочек буквально в микроне от спинного мозга остановился, - сказал врач. - Еще чуть-чуть, и ты, капитан, стал бы трупом. Или на всю оставшуюся жизнь - «овощем». Богу свечку в церкви поставь обязательно...
В 1999-м кавалер ордена Мужества Андрей Шеломенцев был рукоположен в иереи Русской Православной церкви.
Божьим словом и личным примером
Отец Андрей сегодня служит в главном храме Воздушно-десантных войск - Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках и в опекаемом его причтом храме Георгия Победоносца отдельного гвардейского полка связи ВДВ в Подмосковье.
- Один осколок сам собой вышел, два - со мной, - рассказывает он.
Конечно, его паства, солдаты и офицеры ВДВ, знают о героическом прошлом полкового батюшки. Но сам помощник командира части по работе с верующими военнослужащими считает, что на одних былых заслугах уважение и доверие не удержишь.
- Если ты совершаешь прыжок с парашютом вместе с окормляемым личным составом, если рядом с бойцами всегда и везде, то и веры в твои проповеди неизмеримо больше, - говорит он.
Божье слово отец Андрей изо дня в день служения неизменно подкрепляет личным примером. Три парашютных прыжка у него было в морской пехоте, 11 раз прыгнул вместе с десантниками.
Традиции русского военного священничества
В самых боевых российских войсках военными священниками служат и батюшки боевые. Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках протоиерей Михаил Васильев с крестом и бронежилетом прошел с десантниками все «горячие точки» современной истории - Северный Кавказ, Абхазию, Боснию, Косово. Награжден орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
- В этом нет ничего удивительного, - говорит отец Андрей. - Сейчас возвращаются традиции русского военного священничества. Лично для меня высокий пример служения - священник Василий Васильевич Слюнин.
Герой обороны Порт-Артура, полковой священник 5-го Сибирского стрелкового полка, был истинным пастырем переднего края, разделял с солдатами и победы, и беды. Батюшка Василий был тяжело контужен взрывом гранаты на русско-японской войне, на I Мировой войне по доброй воле ушел на фронт, принимал непосредственное участие в боевых действиях. Попав после окружения в плен, провел в германских лагерях около трех лет, поддерживая дух и веру у плененных русских воинов. После освобождения награжденный за боевые заслуги тремя орденами, священник служил в храме до его закрытия большевиками в 1923-м, вскоре, слабый после ранений и лишений, он умер от тифа...
Божий промысел
25 мая 2015 года таинство Святого крещения в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках принял новорожденный раб божий Дмитрий Пожарский - потомок первого его настоятеля, военного священника-героя Василия Слюнина.
Сейчас в возрожденном храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках служат достойные преемники отца Василия.
По словам награжденного уже двумя боевыми орденами отца Андрея, его пастырская служба в ВДВ легка и ему - по сердцу:
- Бог десантников бережет!
Главный собор ВДВ
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках - единственный в Москве, сооруженный на средства военного ведомства Российской империи. Его освящение состоялось 24 марта 1906 года. После революции храм был закрыт. Клуб, гауптвахта, узел фельдъегерской связи сменяли друг друга в его стенах до тех пор, пока окормляющие личный состав ВДВ священники с помощью командования войск не инициировали освобождение здания под воинский храм. В 2004 году Святейший Патриарх благословил возродить его собором Воздушно-десантных войск. 9-го июля 2009 года состоялся чин освящения и воздвижения на возрожденный храм крестов.