Единственный в мире боевой летчик, летавший без руки
В его биографии столько невероятных фактов, что их хватит на несколько приключенческих романов. Двадцатилетний пилот в 1943 году был тяжело ранен в воздушном бою, ему ампутировали левую руку. Но он вернулся в строй и продолжал летать. 1 февраля 2018 года Ивану Антоновичу исполнится 95 лет. Корреспондент еженедельника «Звезда» убедился: он по-прежнему - на высоте!
«Понял: немец меня добивает…»
- 15-го июля 1943 года ведомым у Владислава Шестака я вылетел в район Понырей на аэрофоторазведку, - вспоминает ветеран.
Это у них был шестой полет за сутки - на земле полыхала битва на Курской дуге. Они уже возвращались после съемок вражеских позиций, как вдруг увидели внизу два немецких самолета. Разведчикам было запрещено ввязываться в воздушные бои, но взыграл мальчишеский азарт. Атака получилась славной - одного фашиста завалили. Но неожиданно из охотников сами превратились в добычу: сверху на пару советских Ла-5 навалились четыре «Фокке-Вульфа».
- Сначала - боль, потом из-под приборной доски рванулось пламя, загорелись летные перчатки, - рассказывает Иван Антонович. - Чувствую, правая рука чувствует жар, левая - нет. Я отстегнул замок парашюта. Резко отдал штурвал. Самолет клюнул носом, пошел на срыв. Воздушным потоком меня вышвырнуло из кабины. Купол схватил воздух, но вдруг парашютный шелк стали рвать дыры. Понял - немец меня добивает. На занятиях в авиашколе учили: одна пробоина увеличивает скорость падения на шесть метров в секунду…
Боевой счет
Иван Антонович Леонов родился 1 февраля 1923 года в деревне Моговка Орловской области. В апреле 1941 года окончил по ускоренному курсу Армавирскую школу пилотов. Совершил 50 боевых вылетов на истребителях, лично и в составе группы сбил 8 самолетов противника. После возвращения в строй совершил более 60 полетов на По-2, перевозя раненых и доставляя боеприпасы партизанам.
В полку после этого боя его посчитали погибшим. Во второй раз уже - незадолго до этого летчик 192-го истребительного полка выпрыгивал с парашютом из горящего самолета.
- Купол тогда раскрылся только в трехстах метрах от земли, - вспоминает летчик, - я подвернул ногу. Хорошо, приземлился на территории, уже освобожденной от фашистов. В ближайшей деревне мне вправили вывих, и через несколько дней на перекладных я сумел добраться до своего авиаполка, где меня уже записали в мертвецы. Посчитали, что парашют подвел…
А на этот раз лейтенанта спасла запруда у водяной мельницы. Упал бы на пригорок - был бы всмятку. Но нырнул в жижу, выбрался, отплевался зеленой тиной и попытался прикинуть, что делать дальше. Левая рука висела на лоскуте кожи у самого плеча, из раны, смывая грязь, толчками била кровь. Подумал, хоть бы знать, где нахожусь? И - потерял сознание.
Приземлился Леонов на нейтральной полосе. Там же, неподалеку, оказался и сбитый им немецкий пилот. Спасать своих летчиков рванулись бойцы с обеих линий окопов, сошлись на «нейтралке» во встречном бою. Но об этом Леонову рассказали позже, в госпитале.
«Юнкерс» проиграл в «кошки-мышки»
Левую руку он «оставил» еще в прифронтовом медсанбате, а потом хирурги стали вырезать осколки, один за другим. Снаряд из авиапушки «Фокке-Вульфа» прошил 18-миллиметровую бронеспинку кресла пилота, куски брони теперь были в теле Леонова. В госпитале в Ельце начал было ходить, но вдруг стал падать в обмороки. Газовая гангрена. Самолетом отправили в Москву, в госпиталь, развернутый в Тимирязевской сельхозакадемии.
- Спасли, - говорит Леонов. - Заодно и еще один осколок вырезали. Вместе с левой лопаткой…
28 июля 1941 года его в числе лучших выпускников Армавирской авиашколы направили служить… в Монголию. Как насмешка судьбы: немцы к Москве рвутся, а их в глубокий тыл засунули. Но в монгольских степях пилоты ускоренного военного выпуска освоили полеты по приборам, научились ориентироваться ночью. Там летчик-истребитель Иван Леонов сбил первый самолет: японский разведчик «Мицубиси-00», их еще называли «зеро». Медаль «За отвагу» за тот воздушный бой на Дальнем Востоке потом «нашла» его на Курской дуге.
Там, в воздушных боях над Курском и Орлом, Иван сбил семь немецких самолетов. Пять уничтожил самостоятельно, еще двоих - в группе. В одном из боев он «завалил» сразу два «Юнкерса». Сбив одного, погнался за вторым. Немецкий пилот быстро понял, что у советского летчика в бою закончились боеприпасы, и стал в дыму горящего Курска играть с ним в «кошки-мышки». «Ю-88» наворачивал круги вокруг водокачки, надеясь, что безоружный противник плюнет и выйдет из боя. Но настырный Леонов продолжал атаковать. У немца не выдержали нервы: заложив слишком крутой вираж, он концом крыла зацепил водосток башни и мгновенно рухнул.
Иван мог бы еще летать и сбивать вражеские самолеты… Нет руки.
Летчик летчика поймет
Не можешь летать - учи молодежь или руководи полетами: по приказу Верховного главнокомандующего израненных летчиков не списывали со службы. Им находили дело по силам. Иван Леонов стал начальником станции наведения самолетов. Но очень хотелось взлететь самому. Ему было 20 лет, и он умел только летать. И хотел - только летать. Иван искал способ вернуться на летную работу. Левой рукой летчик регулирует обороты двигателя, поддает «газку». Как обойтись без руки? И вдруг осенило: а что если двигать сектор газа плечом? Прикинул примерную схему, нарисовал чертеж. Любую теорию можно проверить только на практике. Но кто пустит за штурвал безрукого?
Однажды на станцию наведения Леонова приехал командующий 1-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации Михаил Громов. Герой Советского Союза, летчик-легенда, до войны совершивший беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку. Понимая, что другого такого случая может и не представиться, Иван набрался храбрости и обратился к нему:
- Товарищ командующий, прошу разрешить летать!
- Но ведь у вас нет руки?
- Были бы руки целы, зачем бы я к вам обращался?
- Резонно, резонно… - затянулся «Казбеком» генерал. - Продолжим разговор в штабе армии.
В штабе 1-й ВА собралось все ее командование.
- Вот этот лейтенант снова хочет летать, - сказал генерал-лейтенант Громов. - Какие есть мнения?
Мнения были разными в словах, но однозначными в выводе: зачем заниматься «циркачеством», если пилотов и так хватает?
Выслушав всех, командующий сказал:
- Не знаете вы душу летчика. А я знаю. Ему полет важнее всего в жизни. Лейтенант, завтра вы должны прибыть в 33-ю эскадрилью связи. Выполняйте!
- Механики в полевой авиаремонтной мастерской соорудили мне на левое плечо металлический «эполет», - рассказывает ветеран. - К этому наплечнику прикрепили алюминиевую трубку с шарниром, который надевался на рукоятку газа. Движение плечом вперед - мощность двигателя растет, назад - становится меньше.
Три испытательных полета с дублером показали, что Леонов готов летать самостоятельно. И он стал летать. Ничего, что вместо истребителя на тихоходе По-2. Главное - в небе. Перевозил почту, раненых, доставлял оружие и боеприпасы партизанам.
Один только раз он в полете пожалел, что рука у него - одна. Возвращаясь из-за линии фронта, нарвался на пару «Мессершмиттов». Немцы стали упражняться по его По-2 в стрельбе. Пуля попала в ногу, кровь - ручьем. А штурвал не бросишь! Ни перевязать, ни затянуть жгутом раненую ногу он не мог. От потери крови в глазах стало черным-черно. Прижимаясь к земле и маневрируя, Леонов сумел оторваться от погони, но самолет сажал на поле почти без сознания.
Занесен в Книгу рекордов Гиннесса
Герой Российской Федерации И.А. Леонов награжден также тремя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга». За уникальный подвиг летчик Иван Леонов занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Посвященные ему экспозиции созданы в музеях Тульской, Брянской и Курской областей, в музее Войск ПВО России.
Вновь, в третий уже раз, Ивана «похоронили», исключив из списков части как погибшего. А его подобрали наши танкисты, и сразу - на танке - отвезли в медсанбат, откуда, подлечившись, он вернулся на свой аэродром. Штабные долго еще ворчали, восстанавливая документы «воскресшего» летчика.
Кровная связь
Вскоре 1-ю ВА возглавил другой командующий. Леонову передали: этот против строгих летных правил не пойдет, «глуши мотор». Но чуть было не заглох самый важный «двигатель» - сердце. Зашевелился в груди еще один крупный осколок. Ивана вновь отправили в Москву, в госпиталь ВВС в Сокольниках.
Во время сложнейшей операции хирурги случайно перерезали крупный кровеносный сосуд. Стали зашивать, но кровь уходила быстрее. Спасло переливание крови напрямую, из вены в вену. На спасшем его жизнь доноре, медсестричке Нине, старший лейтенант Иван Леонов женился.
С Ниной Васильевной Иван Антонович прожил душа в душу 63 года. Воспитали двух своих дочерей и пятерых усыновленных детей - тех, чьи отцы и матери погибли на войне. Вернувшись с фронта, Иван Леонов долгие годы руководил детскими домами, самых несчастных приютил в своей семье. Леоновы вырастили всех семерых, дав всем образование и жилье.
Нина Васильевна скончалась 13 лет назад. 11 лет он живет в Туле, в скромной квартирке на последнем этаже типовой многоэтажки, со второй женой, Ниной Николаевной.
- По дому одной рукой всю мужскую работу делает, в его-то годы! - рассказывает она. – А когда приглашают о войне рассказать молодежи - бежит, не догонишь.
…В 1999 году на авиационном параде в Туле Иван Антонович Леонов поднял в небо самолет. Пусть летел вторым пилотом, пусть это был спортивный Як-52, но он снова был за штурвалом!
Тост
Геройскую звезду Иван Антонович получил только через полвека после победного мая 1945-го. На встрече фронтовиков в Москве он впервые за послевоенные годы встретился со своим бывшим командиром. Тот спросил: «А где твоя звездочка»?
- Я удивился, какая? - улыбается Леонов. - А он рассказал, что в 1944-м мне было присвоено звание Герой Советского Союза, что своими глазами видел выписку из указа Президиума Верховного Совета СССР…
16 получивших несовместимые с летной работой увечья советских летчиков продолжали летать и воевать в годы Великой Отечественной войны.
И, действительно, в архиве Минобороны России нашелся этот наградной документ! Звезда не была вручена по причине «гибели» летчика. Леонову сказали, что не могут наградить знаком отличия уже не существующего государства - СССР. Поэтому 16 февраля 1995 года ему вручили Звезду Героя Российской Федерации.
…«На дорожку» Иван Антонович налил по стопке.
Тост у него был фронтовой:
- За Победу!